Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 4.Гос-во в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты






С усилием общественного неравенства военный вождь племе­ни (раджа), к-рый ранее выбирался собранием и мог быть сме­щен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе ор­ганы племен-ного управления.За долж-ть раджи велась борьба м/у представителя-ми знатных и могущест-х родов в пле­мени.Со временем эта долж-ть становится наследственной.Сначала большую роль продолжали иг-рать народные собрания, оказывавшие влияние при назначении рад-жи.Уменьшение роли народных собраний связано с усилением влас-ти раджи.Органы племенной администрации постепенно превраща-лись в гос органы.Все большее значение приобретает царский жрец, к-рый являлся также астрологом, советником раджи.Племенная дру-жина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с нача-льником.

Самым крупным и сильным гос-вом того времени была Магадха. Наивысшего могущества это гос-во достигло в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю тер-рию Индостана.В эпоху Маурьев были заложены основы многих гос инсти­тутов, получивших развитие в последующий период.С разло-жением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Индийские источники, в частности законы Ману, дают описа­ние ин-дийских варн: брахманы -члены жреческих родов, кшат­рии - воен-ная аристократия, вайшья -рядовые общинники, шудры - неравноп-равные члены общества.При этом брахманы, выполнявшие жречес-кие ф-ции и знавшие священное учение, занимали наиболее почет-ное место в общ-ве.Их называли «авадхья»- неприкосновенные. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни –дхарма. Гос управление оставалось в веде­нии двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанно­стей было привилегией бра-хманов, военное дело-кшатриев.Вайшьям было предписано зани-маться земледелием, скотоводст­вом, ремеслом и торговлей.Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн. Зап-рещался переход из одной варны в др. Ограничивалась возможность смешанных браков.Со временем варны претерпели изменения и пе-решли в касты.Это было связано с падением роли свободных общи-нников и пре­вращением их в неполноправных крестьян.Теперь ли-ния раздела проходила главным образом м/у знатью - брахманами и кшат­риями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудра­ми - с др

Древнеиндийское гос-во воз­никло как рабовладе-кое, тем не менее в его праве отсутст­вует отчетливое противопоставление свободных и рабов.Варны заслоняли собой классы.Рабский труд не играл зна-чительной роли в решающих отрас­лях экономики Древ Индии. Су-щественной особенностью древнеиндийского рабства было на­личие гос законодательства, направленного на ограни­чение произвола хо-зяина по отношению к рабам. Главой гос-ва считался радж. Мау-рийский царь стоял во главе гос аппарата и обладал законодатель-ной властью.Из-за частых заговоров особое внимание уделялось ох-ране царя.Большую роль при дворе играл царский жрец, принадле-жав­ший к влиятельному брахманскому роду.Совет царских санов-ников - паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел ф-ции политического со­вета.Паришад как политич орган состоял из знати-военной и жреческой.Сабха - широкое по составу собрание знати и представителей городского и сель­ского населения, выполнявшее очень важные политические ф-ции.Тер-рия гос-ва в эпоху Маурьев делилась на провин­ции.Во главе 4-х главных прови-нций находились царевичи.Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа(ахале).Во главе джанапад стояли крупные гос чиновни­ки раджуки.

Законы Ману Главное в законах Ману-закре­пление существующе-го варнового устройства.Здесь подробно описывается происхожде-ние варн согласно религиозному учению, указывается на наследстве-нно-профессиональный их хар-р, оп­ределяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов воз­никновения права собстве-сти: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.Древ Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность вла-дения(10лет).Среди основных видов собственности законы называ-ют землю.Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.В законах Ману упоминается о рассмотре-нии судебных споров о границах м/у общинами, об общинных ко-лодцах, каналах.При рассмотрении этих споров прежде всего учиты-валось мнение родственников и соседей.Они же имели право преи-мущественно­го приобретения земли.Таким образом, община, играв-шая значи­тельную роль в общественных отношениях, стремилась ог-раничить частное землевладение.

Обязательства. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров.Наиболее подробно опи­сывается один из древ-х дого-воров-договор займа.В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных на­емных работников(кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора.Условия зак-лючения договора зависели от работо­дателей.Неисполнение дого-вора влекло штраф, и жалованье ви­новному не выплачивалось.В Древ Индии был известен и договор аренды земли.Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману.Договор считался дей-ствительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качест-ве продавца выступал собственник вещи.Особенность этого догово-ра для Индии заключа­лась в том, что здесь существовало ограниче-ние торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, не-достойное высших каст.Упоминается в законах Ману договор даре-ния.Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда.В качестве основания для возникновения такого обязатель­ства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повоз-ки по городу.При этом виновный дол­жен был возместить причинен-ный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древ Индии хар-рна большая патриархальная семья.Глава семьи-муж.Женщина полностью зави-села от своего супруга и сыновей.Брак представ­лял собой имущест-венную сделку, в резул-те к-рой муж поку­пал себе жену и она стано-вилась его собств-тью.Хотя законы Ману как высшую дхарму м/у мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой.Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управля­лось главой семьи. После смерти родителей имущ-во либо де­лилось м/у сыновьями, ли-бо оставалось у старшего сына, к-рый становился опекуном жив-ших в доме младших братьев.Доче­ри от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого.

Уголовное право и процесс. Преступления: государственные, например служба врагам царя, поломку городской стены, городских ворот.Преступления против соб­ственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделя­ется краже.Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над лич­ностью.Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.Среди видов наказания следует назвать см/казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, уто-пление.; членовредительские наказания; штрафы, изгнание, тюрем-ное заключение.Это да­леко не полный перечень наказаний.Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не при-менялась.Законы Ману дают общее представление об угол. процес­се того времени.Верховный суд вершил царь с брахманами.Не было различия м/у угол. и гражд. процессом, и процесс носил состязатель-ный хар-р.Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого…Всего 18 поводов судебно-го разбирательства.Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.Основным источником доказ-в служили свидетельс-кие показания.Лжесвидетельство, несообщение суду известных све-дений считались тяжким грехом.В качестве свидетеля не могли выс-тупать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоян-ства женского ума».При отсутствии свиде­телей в качестве доказ-в применялись ордалии различных видов-испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.