Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало образования единого государства во Франции. Реформы Людвига 9






 

К XI веке в связи с феодализацией и раздачей земли возникла слож-ная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов).В са-мом низу феодальной лестницы находились рыцари, к-рые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к сво-им крестьянам.На вершине феодальной лестницы стоял король, но многие крупные феодалы-герцоги и графы-считали себя равными королю(пэрами) и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей.Основная масса феодалов не подчи-нялась королю и др крупнейшим феодалам, действовал принцип: ва-ссал моего вассала-не мой вассал.С середины XII века- эконом под--ъем и рост городов, явившихся естественным союзником королевс-кой власти, отношения внутри класса феодалов претерпевают неко-торые изменения.Короли добиваются признания вассальной зависи-мости и клятвы верности от всех феодалов.Этот процесс (превраще-ние арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля), получил название иммедиатизации.С XII века практически прекращается процесс дробления земельных владений.Феодальные поместья окон-чательно принимают родовой хар-ер.Доступ новых лиц в ряды фео-далов становится ограниченным.Лишь королевская власть продол-жает раздачу участков, захваченных в ходе войн с непокорными вас-салами.Более четко фиксируется иерархическая структура господст-вующего класса, наследственный хар-ер приобретают феодальные титулы и ранги.IX-XI вв.-окончательное оформление класса феода-льно-зависимых крестьян-складывается из многочисленных катего-рий сельского населения.Подавляющее большинство крестьян-сер-вы (рассматривались как простая принадлежность земли; не могли жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, т.к считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадлежащей сеньору).Другую группу зависимых крестьян соста-вляли вилланы(были лично свободными держателями земли, прина-длежащей феодалу; уплачивали сеньору оброк(талью), размер к-рого был более легким, чем у сервов).В XI-XII вв. в связи с быстрым рос-том городов увеличивается новая прослойка феодального общ-ва, имеющая особый правовой статус-городское население.С XII века во Франции начинается широкое движение за освобождение горо-дов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление.Королевская власть, к-рая не допускала самостоятельности горожан в своем доме-не охотно поддерживала города, выступавшие за освобождение от сеньориальной власти.В IX-Х вв. во Франции, когда корол-я власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и ду-ховных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа.В XII веке утверждается порядок передачи трона по наследству; восс-танавливается практика издания королем законодательных актов, хо-тя для этого требовалось согласие крупных феодалов(Большого со-вета).В XIII веке признается, что королевский акт, к-рому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов.Главную роль в корол-й администрации(до конца XII века) играл сенешал -глава корол-го двора, командовал армией, подписывал гос/документы.В во-енных делах за сенешалом следовал коннетабль-глава корол-й кон-ницы, помощником к-рого был маршал.Королевс-кой канцелярией руководил канцлер. Местное самоуправление: в королевском доме-не-долж-ть прево (назначались в спец-ные округа -превотства); их помощниками в деревнях были сержанты, в городах-майоры.Прево занимался сбором средств в королевскую казну, комплектовал фео-дальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал суде-бные дела.С конца XII века возникают более крупные админ-е еди-ницы- бальяжи (объединяли несколько превотств).Число бальяжей росло по мере увеличения королевского домена.Во главе бальяжа стояли назначаемые королем спец-е чиновники-бальи.Бальи и сене-шалы в XIII в осуществляли правосудие от имени короля, рассматри-вали наиболее серьезные уголовные дела(так назыв-е корол-е слу-чаи). Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.). Военная реформа: создание город-й милиции, отрядов наемников.В резул-те король в меньшей степени стал зависеть от феод-го ополчения, более эффек-тивно использовал вооруж-ые силы в борьбе с непокорными васса-лами.Стремясь обуздать феод-ю междоусобицу, Людовик IX запре-тил частные войны в королевском домене.На остальной тер-рии вво-дились 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли на-чинать военные действия, с тем, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля.Новый порядок существенно усиливал позиции королев-й власти.При Людовике IX из корол-й курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства.Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала корол-ми финансами.В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган-парламент, к-рый собирался на сессии в Париже 4 раза в год и стал высшим судом во Франции; состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, ле-гистов-выпускников юрид факультетов университетов, активно под-

 

держивавших корол-ю власть.Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парлам-та, но затем перестали их посещать. Людовик IX ввел на тер-рии домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных др феодалами.На остальной части страны корол-я монета имела право обращения на-ряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Корол-я казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, к-рые следи-ли за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.Реформы Людовика IX, активно проводившего поли-тику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII веке Филиппом II Августом, способствовали тер-риаль-ному объединению страны и консолидации основной массы феод-алов и городского населения вокруг короля.

17. Период сословно-представительной монархии (XIV—XV вв.) во Франции. Генеральные штаты, «Великий мартовский ордонанс»

Этот период хар-­ризуется значительным развитием городской про-мыш-сти и торговли.Возросла эконом роль городов на юге Фран­ции.Важными цен­трами городской промышл-сти стали Париж и Ор-леан. Сословия. Все население страны делилось на 3 сословия: духовенство, дворянство, все остальные свободные составили тре-тье сословие, к-рое в ле­гальной полит-ской деятельности представ-лял главным образом городской патрициат.Первые два считались привилегированными, что прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, к-­рые были возложены на третье сословие.Важные сдвиги в социально-эконом-х отношениях обусловили существен-ные изменения в гос-ве.Вопреки сопротивлению крупнейших фео-далов в основном преодолевается феодальная раздробленность.С за-вершением периода феодальной раздробленности гос-во приняло форму сословно-представительной монархии.Относитель­но сильная королев-я власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным орга­ном, имевшим право разрешать введение новых налогов) высший орган сословного представительства. Первые ГШ были созваны в 1302, в период кон-фликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII. ГШ являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королев власти в критические моменты для оказания помощи правит-ву; основной их функцией было вотирование налогов.Каждое сословие заседало в ГШ отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей).Третье сослозвие было представлено верхуш-кой горожан. Значение ГШ возросло во время Столетней войны 1337 -1453, когда королев власть особенно нуждалась в деньгах.В пери-од народных восстаний 14 в.(Парижское восстание 1357-58, Жаке-рия 1358) Созда­вались более благоприятные условия для формирова-ния единого общенационального рынка и дальнейшего эконом и со-циального развития страны.Процесс оформления сословно-предста-вительной монархии был сложным и противоречивым.Он начался с усилением королев-й власти, неразрывно связанным с преодолением феодальной раз­дробленности.Укрепились социально-экономические основы союза королев-й власти и городов, благодаря росту го­род-й промыш-сти и торговли города смогли оказывать мо­нархии помощь, значительно большую, чем раньше.Вокруг королев-й власти сплоти-лись основные группы среднего и мелкого дворянства, т.е.подавляю-щая часть господствующего класса.В условиях подъема антифеодал движения крестьянства, дворяне уже не были в состоянии защи­тить свои интересы с помощью локальных рыцарских ополчений.В силь-ной королев-й власти они видели единственный оплот сохранения своего привилегированного положения.Монархия мог­ла также дать им новые источники дохода, предоставив службу в армии и гос аппа-рате.Сильная королев-я власть была нужна для борь­бы с внешним врагом.В этот период Франция подвергалась ино­стр нашествиям, ставившим ее подчас на грань националь­ной катастрофы.Особенно тяжелой для французского народа была война с Англией. Ликвида-ция феод раздробленности и усиление королев­-й власти хотя и дос-тигали значительных успехов, но были еще далеки от своего завер-шения.Сохранились большие, фактически независимые феодальные владения, например, как, герцог­ство Бургундское.

Провинциальные штаты. Объединение страны могло быть успеш-но завершено лишь в обновленной гос-правовой форме, обеспечива-ющей консолидацию всех сил, выступающих за единое гос-во.Начи-нают созываться собрания представи­телей от сословий.Короли по-лучили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньо­рий.На обсуждение собраний выноси-лись важнейшие вопросы внутр и внеш политики и прежде всего на-логов.Были впервые введены постоянные общегосударственные на-логи.Регу­лярные денежные поступления позволили правительству сформи­ровать постоянную наемную армию взамен рыцарского опо-лчения, а также централизов-й бюрократ-й аппарат управления.

Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано общефранцу-зское собрание сословий.Его стали называть ГШ в отличие от шта-тов в отдельных провинциях.Каждое сословие было представлено отдельной палатой.Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали вы­борных от дворянства.Третье сословие выбирало своих депутатов.Как правило, в выборах участвовал го-родской патрициат, депутата­ми были мэры и эшвены(члены город-ских советов).Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов.Решение утверждалось всеми па­латами, причем каждая палата имела только один голос.Таким об­разом, привилегированные сословия всегда име-ли гарантированное большинство. ГШ созывались по усмотрению коро­ля.Но поскольку введение новых налогов и единовременных сбо­ров требовало предварительного согласия ГШ и, в частности, со-гласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто.Духовенство и дворянство от на­логов были ос-вобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согла-сие на обложение третьего сословия.

Великий мартовский ордонанс. Королев власть часто добивалась от ГШ нужного ей ре­шения.Но были моменты, когда третье сосло-вие могло добиться больших прав, чем право утверждения новых на-логов.В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких полит/кризисов в своей истории, был издан ордонанс, ставший впос-ледствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357 г.В со-ответствии с этим документом сессии ГШ должны были проводить-ся без предварительной санкции короля. ГШ не только имели ис-ключительное право на введение новых налогов, но и контролирова-ли расходы прави­тельства.Лишь с их согласия можно было заклю-чить мир и объя­вить войну.Они назначали специальных советников короля.Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий ГШ. Добившись от них согласия на введение пос-тоянных налогов, правительство сделало все, что­бы ордонанс не был претворен в жизнь.И это удалось. Последовавшее вскоре победонос-ное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укре-плению королевской власти.В ее распоряжении были многочислен-ная наемная армия, бюрокра­т аппарат управления, к-рые содержали-сь за счет посто­янных налогов, назначаемых теперь без предварите-льного одобре­ния ГШ. Вся власть короля распространялась на тер-рию, почти равную современной Франции.С точки зре­ния правящих кругов, ГШ выполнили предназначав­шуюся им роль.Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в.— тоже один раз). Взамен их правительство начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именных подданных). Но это учреждение имело чисто вещательные функции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.