Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №9 Особенности санации и банкротства отдельных категорий субъектов






 

Тема:

1. Особенности банкротства градообразующих предприятий

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий

3. Особенности банкротства страховых компаний

4. Особенности банкротства СПД – физических лиц

5. Особенности банкротства банковских учреждений

 

Список литературы:

1. Банкротство предприятия.- М.: ПРИОР, 2000.- 386 с.

2. Закон України “Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом” // Голос України.- 1999.- 30 червня

3. Законодавство про банкрутство // Збірник коментованого законодавства.- 2004.- №3

4. Копилюк О.І., Штангрет А.М. Фінансова санація та банкрутство підприємств.- К.: ЦНЛ, 2005.- 168 с.

5. Крыжановский В.Г., Ламешков В.И., Лютер В.И. и др. Антикризисное управление.- М.: ПРИОР, 1998.- 236 с.

6. Лігоненко Л.О. Антикризове управління підприємством: теоретико-методологічні засади та практичний інструментарій.- К.: Київ. нац. торг.-екон. ун-т, 2001.- 580 с.

7. Постанова Кабінету Міністрів України “Про затвердження Положення про порядок санації державних підприємств // Збірка постанов Уряду України.- 1994.- №5

8. Соколенко В.А. Санационный менеджмент: реалии, проблемы, решения.- Х.: ОСНОВА, 2001.- 250 с.

9. Терещенко О.О. Контролінг у системі антикризового управління підприємством // Фінанси Украіни.- 2001.- №12.- С.56

10. Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств.- К.: КНЕУ, 2000.- 418 с.

11. Управління фінансовою санацією / Грачов В. І., Косарева І.П., Прохорова В.В., Кузенко Т.Б.- Х.: ВД “ІНЖЕК”, 2004.- 208 с.

 

 

1. Особенности банкротства градообразующих предприятий

Градообразующими предприятиями признаются юридические лица, количество работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения административно-территориальной единицы, в которой расположено такое юридическое лицо, а также предприятия, количество работников которых превышает 5 тысяч лиц. Особо опасными предприятиями признаются предприятия угольной, горнодобывающий, атомной, химической, химико-металлургической, нефтеперерабатывающей, других отраслей, прекращение деятельности которых нуждается в проведении специальных мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, сооружениям, окружающей природной среде. Перечень таких предприятий был утверждён Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 мая 2000 г. N 76521. Доказательства, подтверждающие принадлежность должника к указанным предприятиям, хозяйственному суду предоставляет должник. При рассмотрении дел о банкротстве таких предприятий участником производства по делу признается орган местного самоуправления соответствующей территориальной общины административно-территориальной единицы. Участниками производства по делу могут быть признаны также центральные органы исполнительной власти. При рассмотрении дела о банкротстве особо опасного предприятия участниками производства по делу признаются также центральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится сфера деятельности должника, а также, при необходимости, государственный орган по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, по вопросам охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, по вопросам геологии и использованию недр. Если комитетом кредиторов не принято решение о санации должника, хозяйственный суд может вынести определение о санации должника по ходатайству органа местного самоуправления или соответствующего центрального органа исполнительной власти, являющихся участниками производства по делу о банкротстве, при условии заключения ими с кредиторами договора поручительства по обязательствам должника. Орган местного самоуправления или центральный орган исполнительной власти, поручившиеся по обязательствам должника, имеют право предложить хозяйственному суду кандидатуру управляющего санацией, инвестора. При невыполнении обязательства должником поручители несут солидарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Процедура санации по ходатайству органа местного самоуправления может быть продлена хозяйственным судом на 1 год. Основанием для её продления является план финансового оздоровления. План финансового оздоровления может предусматривать внесение инвестиций, трудоустройство его работников, создание новых рабочих мест и другие способы восстановления платежеспособности должника. План финансового оздоровления особо опасного предприятия также должен содержать меры по поддержанию безопасности производственной деятельности, охране труда и предотвращению причинения возможного вреда жизни и здоровью людей, имуществу, сооружениям, окружающей природной среде. По ходатайству органа местного самоуправления или центрального органа исполнительной власти, являющихся участниками производства по делу о банкротстве, при условии заключения ими договора поручительства по обязательствам должника, срок процедуры санации может быть продлен хозяйственным судом на срок до 10 лет. Должник и его поручитель в этом случае обязаны рассчитаться с кредиторами в течение 3 лет. Невыполнение упомянутых требований является основанием для признания должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры. Обязательными условиями конкурса при продаже таких объектов являются: сохранение рабочих мест для не менее 70% работников, занятых на предприятии на момент его продажи; обязательства покупателя об обеспечении переподготовки или трудоустройства работников предприятия в случае изменения профиля деятельности предприятия. Особо опасные предприятия не подлежат продаже на аукционе. При невыполнении указанных требований конкурса, включаемых в условия договора купли-продажи имущества должника как целостного имущественного комплекса, договор разрывается в установленном порядке.

 

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий

Свои особенности в производстве дела о банкротстве имеют также сельскохозяйственные предприятия, под которыми понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переделанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки, рыбные хозяйства, рыболовецкие колхозы, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переделанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 50% общей суммы выручки. В случае продажи объектов недвижимости, используемых для целей сельскохозяйственного производства и имеющихся в собственности сельскохозяйственного предприятия, признанного банкротом, при других равных условиях преимущественное право на приобретение указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности. При введении процедуры распоряжения имуществом должника анализ финансового состояния сельскохозяйственного предприятия должен осуществляться с учетом сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий, а также возможности удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственным предприятием после окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Основанием для признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его несостоятельность удовлетворить в течение 6 месяцев после окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате налогов и сборов (обязательных платежей). Заявление председателя крестьянского (фермерского) хозяйства о возбуждении дела о банкротстве направляется в хозяйственный суд при наличии письменного согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения: о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; о составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности; о размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством после окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Указанные документы также прилагаются к отзыву на заявление о возбуждении дела о банкротстве, поданное кредитором. Процедура распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства и санация сельскохозяйственного предприятия вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переделанной) сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать 15 месяцев. Если после введения процедуры распоряжения имуществом ухудшилось финансовое состояние хозяйства в связи со стихийным бедствием, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями, срок процедуры распоряжения имуществом может быть продлен на 1 год. Полномочия распорядителя имущества могут осуществляться председателем крестьянского (фермерского) хозяйства по согласованию с назначенным распорядителем имущества. Имущество, принадлежащее председателю и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве частной собственности, а также другое имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не состоящие в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в состав ликвидационной массы. Недвижимость, а также имущественные права в отношении недвижимости, включаемые в состав ликвидационной массы крестьянского (фермерского) хозяйства, могут быть проданы только по конкурсу, обязательными условиями которого являются сохранение целевого назначения продаваемых сельскохозяйственных объектов.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 июня 1998 г. N 922 «Об особенностях проведения санации предприятий агропромышленного комплекса»18 установлено, что координацию проведения санации государственных предприятий агропромышленного комплекса и предприятий со смешанной формой собственности, доля государственной собственности в имуществе которых превышает 50%, осуществляют региональные комиссии по вопросам проведения санации с одновременным осуществлением реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса. Финансовая поддержка санации предприятий агропромышленного комплекса может осуществляться за счет бюджетных ассигнований на возвратной или безвозвратной основе. На безвозвратной основе финансовая поддержка предоставляется: для возмещения стоимости работ, связанных с ликвидацией последствий стихийного бедствия, в соответствии с законодательством; для финансирования расходов на восстановление платежеспособности отдельных предприятий, деятельность которых связана с выполнением общегосударственных программ; для возмещения расходов на строительство и содержание объектов социальной сферы села в соответствии с законодательством. Во всех других случаях финансовая поддержка предоставляется исключительно на возвратной основе.

 

 

3. Особенности банкротства страховых компаний

При рассмотрении дела о банкротстве страховика участником производства по делу о банкротстве признается государственный орган по делам надзора за страховой деятельностью. Покупателем целостного имущественного комплекса страховика может быть только страховик, при согласии покупателя взять на себя обязательства страховика-банкрота по договорам страхования, по которым страховой случай не наступил до дня признании страховика банкротом. При признании страховика банкротом и открытии ликвидационной процедуры все договоры страхования, заключенные таким страховиком, по которым страховой случай не наступил до даты принятия указанного решения, прекращаются. Страхователи по договорам страхования, действия которых прекращаются, имеют право требовать возврата части выплаченной страховику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого фактически действовал договор страхования, если иное не предусмотрено законодательством. Страхователи по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до дня принятия решения о признании страховика банкротом и открытия ликвидационной процедуры, имеют право требовать выплаты страховой суммы. Требования кредиторов четвертой очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке: требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования; требования кредиторов по другим договорам обязательного страхования; требования других кредиторов-страхователей, в том числе по договорам страхования, действие которых прекращается; затем – требования других кредиторов.

 

4. Особенности банкротства СПД – физических лиц

При рассмотрении дел о банкротстве организации или гражданина - субъекта предпринимательской деятельности, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, участником производства по делу о банкротстве признается государственный орган по вопросам регулирования рынка ценных бумаг. Под клиентом понимается инвестор на рынке ценных бумаг, заключивший соответствующее соглашение с профессиональным участником рынка ценных бумаг, признанным должником или банкротом. Ограничения на производство соглашений профессиональным участником рынка ценных бумаг, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, не распространяются на соглашения с ценными бумагами его клиентов, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные ими после возбуждения производства по делу о банкротстве. Распорядитель имущества профессионального участника рынка ценных бумаг должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также лицензию, выдаваемую государственным органом по вопросам регулирования рынка ценных бумаг. Распорядитель имущества обязан в десятидневный срок со дня его назначения направить клиентам, передавшим должнику - профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, сообщение о возбуждении производства по делу о банкротстве и назначении распорядителя имущества, а также предлагается дать распоряжение относительно действий, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими инвестору на рынке ценных бумаг, находящимися в управлении профессионального участника рынка ценных бумаг, являющегося должником.

Заявление о возбуждении дела о банкротстве гражданина-предпринимателя могут подать кредиторы, за исключением кредиторов, требования которых связаны с обязательствами, возникшими вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, кредиторов, имеющих требования о взыскании алиментов, а также другие требования личного характера. Кредиторы, требования которых связаны с указанными обстоятельствами, имеют право заявить свои требования в процессе производства по делу о банкротстве. К заявлению гражданина-предпринимателя о возбуждении дела о банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и другим участникам производства по делу о банкротстве. При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов, являющихся основанием для приостановки производства по делу о банкротстве на срок не более 3 месяцев. План погашения долгов должен включать: срок его выполнения; размер суммы, которая ежемесячно остается должнику - гражданину-предпринимателю и членам его семьи на потребление; размер суммы, которая будет ежемесячно направляться на погашение требований кредиторов. Хозяйственный суд имеет право, по мотивированному ходатайству участников производства по делу о банкротстве гражданина-предпринимателя, изменить план погашения долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок его выполнения, размер суммы, которая ежемесячно остается должнику и членам его семьи на потребление. При признании гражданина-предпринимателя банкротом в состав ликвидационной массы не включается имущество гражданина-предпринимателя, на которое согласно гражданскому процессуальному законодательству Украины не может быть обращено взыскание. Хозяйственный суд имеет право, по мотивированному ходатайству гражданина-предпринимателя и других участников производства по делу о банкротстве, исключить из состава ликвидационной массы имущество гражданина-предпринимателя, на которое согласно гражданскому процессуальному законодательству Украины может быть обращено взыскание, если имущество является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина-предпринимателя, исключаемого из состава ликвидационной массы, не может превышать 2 тысяч гривень. Перечень имущества гражданина-предпринимателя, исключаемого из состава ликвидационной массы в соответствии с положениями настоящей части, утверждается хозяйственным судом. Соглашения гражданина-предпринимателя, связанные с отчуждением или передачей другим способом имущества гражданина-предпринимателя заинтересованным лицам в течение года до возбуждения производства по делу о банкротстве, могут быть признаны недействительными по заявлению кредиторов. Одновременно с принятием заявления о возбуждении дела о банкротстве гражданина-предпринимателя хозяйственный суд накладывает арест на имущество гражданина-предпринимателя, за исключением имущества, на которое согласно гражданскому процессуальному законодательству Украины не может быть обращено взыскание. По ходатайству гражданина-предпринимателя хозяйственный суд может освободить из-под ареста имущество (часть имущества) в случае заключения договора поруки или другого обеспечения выполнения обязательства гражданина-предпринимателя третьими лицами.

 

5. Особенности банкротства банковских учреждений

Решение о санации банка принимается в следующих основных случаях: по инициативе коммерческого банка в рамках непринудительных мер влияния НБУ; по инициативе НБУ в рамках непринудительных и принудительных мер влияния на коммерческий банк; по согласованию всех сторон в ходе производства дела о банкротстве.

Основанием для применения НБУ непринудительных и принудительных мер влияния могут быть: результаты проверок деятельности коммерческих банков со стороны НБУ и соответствующего уровня системой банковского надзора; материалы правоохранительных органов, местных государственных налоговых администраций и иных органов, характеризующие уровень соблюдения коммерческими банками законодательных актов по вопросам банковской деятельности; результаты проверок деятельности коммерческих банков внешними аудиторскими организациями или внутренним аудитом; иные материалы, характеризующие деятельность коммерческих банков (статистическая отчётность, ежедневные балансы). Управление по работе с проблемными банками систематически анализирует финансово-хозяйственное состояние банков, оценивая состояние банка по специальной рейтинговой системе. В случае получения неудовлетворительных оценок банки становятся “клиентами” Управления. В соответствии с нормативными актами НБУ непринудительные меры влияния применяются к коммерческим банкам в случае незначительного уровня повышенного риска и глубины проблем в финансово-кредитной деятельности и имеют характер добровольности их разрешения и понимания наличия проблем со стороны коммерческого банка. К непринудительным мерам относят: письмо с обязательством; письменное предупреждение.

Письмо с обязательством – это письменное признание коммерческим банком своих проблем и недостатков, нарушений в работе. Письмо должно содержать перечень мер, которые банк обязуется предпринять для разрешения и устранения недостатков с указанием конкретных сроков выполнения этих мероприятий. Письмо с обязательством применяется тогда, когда на соответствующем уровне системы банковского надзора считают, что указанные проблемы осознают правление и совет коммерческого банка, что сам банк способен к финансовому оздоровлению. Письмо с обязательством можно интерпретировать как инструмент стимулирования коммерческого банка к финансовому оздоровлению по собственной инициативе. Оно может содержать в себе программу либо даже план санации банка. НБУ рекомендует отражать в письме следующие основные инструменты и условия санации: механизм улучшения практики кредитования и управления кредитными рисками; решение о временном ограничении на увеличение активов банка; решение об ограничении размера ссуд, предоставляемых дочерним компаниям или инсайдерам банка; решение о временном ограничении размера процентов, выплачиваемых банками по депозитам; временное ограничение выплаты дивидендов; решение об ограничении размера суммы, которую банк может выплачивать своим работникам в форме заработной платы и премий. Контроль за выполнением письма с обязательством осуществляется в процессе анализа отчётов коммерческого банка, во время совещаний и проверок.

Если банк не выполняет свои обязательства или если его проблемы настолько серьёзны, что могут привести к повышению риска деятельности, утраты платёжеспособности и угрожают интересам вкладчиков и кредиторов, он получает со стороны системы банковского надзора НБУ соответствующего уровня письменное предупреждение. В нём НБУ сообщает о своей обеспокоенности состоянием дел в банке, указывает на конкретные меры, которые необходимо предпринять для налаживания дел, указывает на конкретные корректирующие действия, к которым должен прибегнуть банк, чтобы устранить последствия опасной или неправильной банковской практики, конкретных нарушений пруденционных правил банковского дела и сроки их устранения. Иными словами, письменным предупреждением НБУ предлагает коммерческому банку провести комплекс мер по преодолению финансового кризиса и финансовому оздоровлению. В противном случае банку угрожают принудительные меры влияния. Непринудительные меры влияния применяются в рамках системы раннего предупреждения и реагирования на финансовый кризис и оправданны, если банк пребывает в фазе кризиса, которая при условии переведения его на режим антикризисного управления непосредственно не угрожает его функционированию.

Если коммерческий банк пребывает на второй фазе кризиса, угрожающей дальнейшему его существованию и требующей немедленного проведения финансовой санации, то он может быть переведён на режим финансового оздоровления по инициативе НБУ. Режим финансового оздоровления – это система непринудительных и принудительных мер влияния на коммерческий банк, направленных на увеличение объёма капитала до необходимого уровня в течение определённого НБУ периода с целью восстановления ликвидности и платёжеспособности и устранения нарушений, приведших коммерческий банк к убыточной деятельности и затруднительного финансового состояния, а также последствий этих нарушений. Коммерческий банк переводится в режим финансового оздоровления согласно постановлению Правления НБУ при наличии оснований, подтверждённых заключениями системы банковского надзора и соответствующего регионального управления Национального банка Украины. Банк может быть переведён в режим финансового оздоровления на срок не более 12 месяцев. При наличии обоснованных оснований для успешного завершения выполнения программы санации этот срок может быть продлён ещё на 6 месяцев. Основаниями для переведения коммерческого банка в режим финансового оздоровления могут быть: отнесение банка к категории проблемных; отсутствие необходимого уровня капитала; нарушение установленных норм банковского законодательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.