Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №8 Экономико-правовые аспекты банкротства предприятий






 

План:

1. Институт банкротства в Украине

2. Порядок объявления предприятия банкротом

3. Ликвидационная процедура

 

Список литературы:

1. Банкротство предприятия.- М.: ПРИОР, 2000.- 386 с.

2. Закон України “Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом” // Голос України.- 1999.- 30 червня

3. Законодавство про банкрутство // Збірник коментованого законодавства.- 2004.- №3

4. Копилюк О.І., Штангрет А.М. Фінансова санація та банкрутство підприємств.- К.: ЦНЛ, 2005.- 168 с.

5. Крыжановский В.Г., Ламешков В.И., Лютер В.И. и др. Антикризисное управление.- М.: ПРИОР, 1998.- 236 с.

6. Лігоненко Л.О. Антикризове управління підприємством: теоретико-методологічні засади та практичний інструментарій.- К.: Київ. нац. торг.-екон. ун-т, 2001.- 580 с.

7. Постанова Кабінету Міністрів України “Про затвердження Положення про порядок санації державних підприємств // Збірка постанов Уряду України.- 1994.- №5

8. Соколенко В.А. Санационный менеджмент: реалии, проблемы, решения.- Х.: ОСНОВА, 2001.- 250 с.

9. Терещенко О.О. Контролінг у системі антикризового управління підприємством // Фінанси Украіни.- 2001.- №12.- С.56

10. Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств.- К.: КНЕУ, 2000.- 418 с.

11. Управління фінансовою санацією / Грачов В. І., Косарева І.П., Прохорова В.В., Кузенко Т.Б.- Х.: ВД “ІНЖЕК”, 2004.- 208 с.

 

1. Институт банкротства в Украине

Государственную политику относительно предотвращение банкротству, а также обеспечение условий реализации процедур восстановление платежеспособности должника или признание его банкротом относительно государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых частица государственной собственности превышает 25%, осуществляет государственный орган по вопросам банкротства, которое действует на основании Положения, утвержденного в установленном порядке.

Законодательство о банкротстве может выполнять три основных функции:

1) предотвращать непроизводительному использованию активов предприятий;

2) реабилитировать предприятия, которые оказалось на границе банкротства, имея значительные резервы для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем. Как правило, такая реабилитация предусматривает финансовую санацию (реорганизацию);

3) оказывать содействие якнайповнішому удовлетворению претензий кредиторов. Главное в проведении дела о банкротстве предприятия —

по возможности повніше удовлетворить требования кредиторов, которые предъявленные к должнику. Этого можно достичь так:

а) в процессе ликвидационной процедуры продать имущество должника и распределить вырученные средства между кредиторами;

б) воплотить у жизни план санации (реорганизации) должника, который предусматривает его сохранение.

Хозяйственный суд может применять к должнику такие типы процедур:

а) ликвидационные;

б) реорганизационные;

в) санационные.

К принятию нового законодательства о банкротстве в Украине доминировал первый метод. Тем не менее в многих экономически развитых странах приоритетной есть санация, а не ликвидация предприятия-должника. Новый закон предусматривает больше возможностей для восстановления платежеспособности должника к и после нарушения дела о банкротстве.

Сущность банкротства вытекает из определений, приведенных в законодательстве о банкротстве. Согласно с статьей 1 Закона Украины «О банкротстве» от 1992 г. под банкротством понимают связанную с недостаточностью активов в ликвидной форме невозможность юридического лица удовлетворить в установленный для этого срок выставленные к нему кредиторами требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

В июне 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом», который вступил в силу с 01.01.2000 г. Этот Закон есть революционным в сфере банкротства и санаци предприятий. Он дает такое определение банкротства: банкротство - это признанная арбитражным судом невозможность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. Субъектом банкротства считается должник, невозможность которого выполнить свои денежные обязательства установленная хозяйственным судом.

Субъектами банкротства могут быть лишь зарегистрированы в установленном порядке как субъекты предпринимательской деятельности юридические лица, в частности государственные предприятия, предприятия с частицей государственной собственности в уставном фонде. Не могут быть субъектами банкротства обособленные подразделы юридических лиц (филиала, представительства, отделение).

За своей сутью учреждение банкротства есть одним с способов селекции субъектов хозяйствование. Именно этим и обусловленная необходимость такого учреждения. Банкротство предприятий - явление присущее рыночной экономике. Из каждых 100 новообразованных предприятий на рынке остается только 20-30.

В Украине близко 10-15% всех представленных исков о банкротстве касаются предприятий с государственной формой собственности. Распространенной есть мысль, которая в переходный к рыночной экономике период положения Закона «О банкротстве» относительно государственных предприятий должны быть поблажливішими, чтобы предотвратить лавине банкротств таких предприятий. Распространение лояльного подхода на частный сектор (в частности на приватизированные предприятия) не считается целесообразным, поскольку здесь кроется определенная опасность. Если частные предприниматели не будут в полной мере ограниченные действием закона о банкротстве, то может существенно пострадать финансовая дисциплина.

 

2. Порядок объявления предприятия банкротом

Последовательность проведения дела о банкротстве предусмотренная новым законодательством, которое значительно отличается от того, шо действовало до 2000 г. Охарактеризуем подробнее последовательность действий заинтересованных сторон относительно объявления предприятия банкротом ли его санации, которая предусмотренная новым Законом Украины «Про відноаіення платежеспособности должника или признание его банкротом».

Заявление о нарушении дела о банкротстве подается должником или кредитором в письменной форме, подписывается руководителем должника или кредитора и должна содержать:

> наименование суда, к которого подается заявление;

> наименование должника, его почтовый адрес;

> наименование кредитора и его почтовый адрес;

> изложение обстоятельств, которые подтверждают неплатежеспособность должника, с указанием суммы долговых требований кредиторов, а также срока их выполнения, размера неустойки и др.;

> перечень документов, которые прибавляются к заявлению.

Согласно с статьей 15 ГПК и статьей 6 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом» дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами по месту пребывания должника.

Дело о банкротстве поднимается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику составляют не меньшее трехсот минимальных размеров заработной платы и не были удовлетворены должником на протяжении трех месяцев после установленного для их погашения срока.

К основным нововведениям в новом законе о банкротстве в части нарушения дела следует отнести такие:

> внедрены положения относительно минимальных размеров требований кредиторов, не удовлетворенных должником;

> изменен срок, после окончания которого у кредитора возникает право на обращение к хозяйственному суду с заявлением о нарушении дела;

> изменен характер события, от которой отсчитывается срок, после окончания которого кредитор может обратиться с заявлением (3 месяцы со дня, встаноаіеного для выполнения обязательств, вместо одного месяца после признания претенциозных требований).

Дело о банкротстве поднимается при наличии формальных признаков финансовой невозможности должника. Законодательство о банкротстве выделяет два таких признака:

> неплатежеспособность, то есть должник считается неплатежеспособным, если он несостоятельный выполнить свои платежные обязательства, срок оплаты которых наставь;

> угроза неплатежеспособности. Должник находится под угрозой неплатежеспособности, если он предусматривает свою невозможность выполнить платежные обязательства в случае наступления срока их погашение.

В законодательстве о банкротстве подавляющего большинства стран виокремлюють еще одну, третий признак финансовой невозможности, которая может быть основанием для нарушения дела о банкротстве должника — это превышения задолженности предприятия над его активами (имуществом). Неплатежеспособность такого предприятия наступает с наступлением сроков выполнения обязательств.

В первом случае имеем дело с внешним признаком финансовой невозможности (фактическая неплатежеспособность). В второму и третий - с предположением (прогноз неплатежеспособност).

Кредитор может обратиться с заявлением о нарушении дела лишь в случае неплатежеспособности должника, поскольку угрозу неплатежеспособности может обнаружить лишь сам должник. Кредиторами, которые имеют право поднимать дело о банкротстве, могут быть любые физические или юридические лица, которые имеют подтвержденные надлежащими документами имущественные требования к должнику, кроме кредиторов, чьи имущественные требования полностью обеспечены залогом.

Должник в случае неплатежеспособности или угрозы неплатежеспособности и при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных издержек, может обратиться в хозяйственный суд по собственной инициативе с заявлением о нарушении дела о своем банкротстве при таких условиях:

> если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов сделает невозможное выполнение денежных обязательств перед другими кредиторами;

> если в случае ликвидации должника не в связи с процедурой банкротства должник не имеет возможности удовлетворить денежные требования кредиторов в полном объеме;

> при наличии эффективной концепции санации и отсутствия необходимого времени для его реализации (необходимых отсрочек платежей можно достичь, заключив мировое соглашение во время проведения дела о банкротстве).

Дале судья хозяйственного суда имеет право принять заявление о банкротстве или отклонить ее, аргументируя свои действия.

 

3. Ликвидационная процедура

Субъект предпринимательской деятельности считается ликвидированным из момента исключения его из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины. В соответствии с отечественным законодательством решения о ликвидации юридического лица могут быть принятые:

а) вишим органом управления или собственником субъекта предпринимательской деятельности;

б) хозяйственным судом.

Вышей орган управления или собственники принимают решение о ликвидации предприятия в случае его реорганизации, нецелесообразности продолжения хозяйственной деятельности и в некоторых других случаях.

Хозяйственный суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае:

> признание недействительными или такими, что противоречат законодательству, учредительных документов;

> осуществление ним деятельности, которая противоречит учредительным документам и законодательству;

> несвоевременного сообщения предприятием об изменении он названия, организационно-правовой формы собственност т местонахождение;

> непредоставление на протяжении года к органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством;

> признание предприятия банкротом.

Можно выделить такие этапы ликвидации предприятия:

> принятие решения о ликвидации пщприємства;

> назначение ликвидационной комиссии;

> в трехдневный срок с даты принятия решение о ликвидации к налоговому органу, в котором предприятие находится на учете, подается заявление о снятии из учета налогоплательщика;

> в 10-дневной срок со дня представления заявления плательщик составляет налоговые декларации, бухгалтерский отчет по форме годового (на дату принятия решение о ликвидации) и подает их для проверки;

> ликвидационная комиссия выполняет свои функции;

> предприятие обращается в банк с заявлением о закрытии всех банковских счетов. Основной счет может быть переоформлен на имя ликвидационной комиссии, которая в свою очередь принимает меры относительно закрытия дополнительных счетов;

> ликвидационная комиссия по результатам своей работы составляет отчет и ликвидационный баланс;

> налоговым органом принимается решение о документальной проверке предприятия;

> рассмотрение и утверждение ликвидационного баланса органом, который назначил ликвидационную комиссию;

> постановление о ликвидации юридического лица;

> сдача к соответствующим органам внутренних дел печатей и штампов;

> сдача к архиву документов, которые подлежат долгосрочному сохранению;

> представление к органу государственной регистрации заявления об отмене государственной регистрации предприятия;

> орган государственной регистрации принимает решение об отличии государственной регистрации и лишения пщприємства статуса юридического лица;

> исключение предприятия из государственного реестра. Несоблюдение этого порядка есть основанием для отказа внести

запись о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины.

В случае возникновения споров относительно выплаты задолженности предприятия его активы не подлежат распределения между заинтересованными лицами к решению спора в судебном порядке.

После завершения расчетов с кредиторами и бюджетом складывается ликвидационный баланс.

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.05.98 г., отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица - осуществляется органом государственной регистрации исключением его из Реестра после осуществления ликвидационной комиссией мероприятий по ликвидации субъекта предпринимательской деятельности и представление к органу государственной регистрации таких документов:

> заявления (постановления) собственника (собственников) или уполномоченного ним (ними) органа или постановления хозяйственного суда (в случаях, предусмотренных законодательством);

> акта ликвидационной комиссии по ликвидационным балансом, утвержденного органом, который назначил ликвидационную комиссию;

> справки аудитора, если это необходимо соответственно требованиям законодательства для проверки достоверности ликвидационного баланса;

> справки учреждений банков о закрытии счетов;

> справки органа государственной налоговой службы о снятии из учета;







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.