Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассказ И.В. Бормотова из книги: «Мелодии синих гор» - «Свято-Михайло-Афонская мужская общежительская пустынь».
Хотя в настоящее время монастырь сильно разрушен, он по-прежнему является святым местом для православных верующих в Адыгее и за ее пределами, наследием русской духовной культуры. До Великой Отечественной войны в монастыре разместили дом инвалидов, затем, когда фашисты вывезли и расстреляли инвалидов, там разместили детскую воспитательную колонию, а после нее - турбазу «Романтика», с конными и пешеходными маршрутами. Ежегодно потоки туристов и экскурсантов стремились посетить эти края. Их интересовала не только уникальная природа гор Адыгеи, но и история создания обители, образ жизни казачьего населения и жизнь обитателей монастыря. Им хотелось, чтобы о многовековых и добрых традициях наших предков знали дети, берегли и сохраняли культурное наследие великого народа. В 2002 году был юбилей монастыря. Тогда исполнилось 125 лет со дня основания Михайло-Афонской Закубанской пустыни Ставропольской епархии. Вот краткая история создания и существования обители, дошедшая до наших дней. В 1887 году в первом построенном храме имени святого Архистратига Божия Михаила впервые затеплилась лампада иноческой жизни, озарившая своим тихим светом горы Кавказа. Зарождение идеи возведения монастыря в Майкопском уезде Кубанской области датируется 1874 годом. Связано это было с приездом благочестивейшего государя императора Александра Николаевича, посетившего кубанские земли с государственной миссией, нацеленной на скорейшее завершение кровопролитной Кавказской войны. Мирная жизнь пробудила в казачестве исконно русское стремление к паломничеству в монастыри. Переходы казаков Кубани и Северного Кавказа на южный склон к монастырям Пицунды осложнялись их отдаленностью и сложностью перевалов. В 1876 году Великий князь Михаил Николаевич Романов попросил епископа Ставропольского Германа заняться созданием монастыря. 31 мая 1877 года главное управление наместника Кавказа уведомило начальника Кубанской области о разрешении наместника на основание монастыря. Он согласился с тем, что окрестности горы Физиабго глухие, дикие, ненаселенные, а постройка иноческой обители послужит поддержанию православия и оживления данной местности. 19-20 октября 1877 года межевым управлением Кубанской области по предложению казаков было отведено 350 десятин их земли для будущего монастыря. Официально монастырь был учрежден Указом Святейшего Правительствующего Синода 13 августа 1883 года и наименован Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительской пустынью. Составляющая названия «Михайло» - дана в честь святого Архистратига Михаила; «Афонская»- потому, что первыми ее строителями и поселенцами были иноки со святой горы Афонской, «Закубанская» - по месту нахождения за рекой Кубанью. Монастырь возведен как памятник всем погибшим в Кавказской войне, в знак примирения горцев и русских. Казаки окрестных станиц активно помогали в строительстве монастыря. Они приносили пожертвования деньгами, вещами, инструментом, хозяйственными принадлежностями, помогали своим трудом, завозили стройматериалы, дарили скотину и пчел. С началом богослужения в обители в нее хлынул поток богомольцев. Они охотно помогали в строительстве, таскали камни на гору Физиабго. На вершине горы был возведен прекрасный Преображенский каменный храм. Сияющий своими золочеными куполами, он виднелся на десятки верст в округе. Среди монастырской братии имелись искусные мастера по обработке и укладке камня, живописи, столярного, плотницкого, слесарного, токарного и кузнечного ремесел. Все это, при сравнительно незначительных денежных затратах, позволило а короткий срок возвести необходимые для обители сооружения: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. 13(25) августа 1883 года по ходатайству епископа Германа Святейший Синод дал благословление на самостоятельное существование обители, присвоил ей желанное для братии название и утвердил строителя Мартирия в звании настоятеля, с произведением его в сан архимандрита. 4(16) сентября в Крестовоздвиженской церкви, при Кавказском архиерейском доме в г. Ставрополе, о. Мартирий произведен в сан архимандрита. В мае 1885 года архимандрит Мартирий с братиею обратились к Великому князю Михаилу Николаевичу Романову с просьбою о принятии его высочеством означенной обители под свое покровительство со званием почетного клитора оной (клитор - учредитель, основатель). Император повелел Великому князю выразить согласие на это. О монастыре сложилась добрая слава по всему краю. Сюда спешило разнородное население Кавказа для духовных подвигов, с целью поговеть, и причаститься вдали от житейских дел. В монастырь старались поместить своих сыновей благочестивые люди, для воспитания их в духе святой веры и христианского образа жизни, также для приучения к труду, с целью овладения грамотой, знаний по искусству и ремеслам. Величайшей святыней храма, предметом особого почитания, привлекающим в обитель паломников, были частицы животворящего креста Господня и частицы мощей 36 угодников божьих, благоговейно хранившихся в особых драгоценных ковчегах на престоле храма. Среди мощей угодников божьих были частицы нетленных останков святого пророка и предтечи Господня Иоанна, Святого Амвросия Медиоланского, Священномученика Харлампия. Останки святого великомученика Георгия Победоносца, почитаемого местными горцами, иногда привлекали в Успенский храм обители мусульман ближайших горских поселений Уровень и масштабы построек по тем временам были достаточно велики. В особых зданиях помещались библиотека, больница, аптека, школа, баня. Лечение и обучение проводились бесплатно. Для обеспечения монастыря, помимо жилых помещений, имелось много хозяйственных построек, были свои свечной, кирпичный, известковый, камнерезный, швейный, шелкопрядильный, винодельный, маслосыродельный, кожевенный заводы. Во главе каждой отрасли ставился инок-специалист, основательно знающий ее. Кроме заводов, в монастыре создавались и разные мастерские: столярная, плотницкая, слесарная, кузнечная, токарная, просфиропекарная, иконописная, сапожная, резчиков по дереву и позолотчиков. Для безбедного существования братия вела разумное хозяйство, приобретались земледельческие орудия и машины, много рабочего и домашнего скота. В хозяйстве монастыря насчитывалось свыше 200 лошадей, более 100 рабочих быков, 50 верблюдов, свыше 100 дойных коров, до 200 породистых свиней, более 300 ульев. Кроме этого, выращивались прекрасные фруктовые и тутовые сады, виноградники, имелись теплицы, возделывались поля, уютные аллеи и цветочные клумбы украшали дорожки монастыря. Для снабжения водой монастырские жители смонтировали водовод и сделали водосборный бассейн, для удобства приезжающих проложили хорошие экипажные дороги, оборудовали горные тропы паломников и освятили родники. Словом, в отдаленном горном местечке было все продумано и организовано для удобного и духовно богатого проживания человека. Сегодня добрый опыт предков, вызывает интерес не только у паломников, но и туристов, приезжающих сюда со всех уголков огромной России. Здания монастыря, в которых располагалась турбаза «Романтика», Президентом Республики Адыгея Х.М. Совменом переданы Православной церкви, активно обживаются иноками, ведется интенсивный ремонт и восстановление зданий и храмов обители, возобновлены службы и моления, собирающие большое количество прихожан из Адыгеи и Краснодарского края. Благодарность и низкий поклон Президенту Республики Адыгея выражает население Республики Адыгея и Краснодарского края. И к нему мы в этом искренне присоединяемся.
|