Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы






 

С самого начала необходимо сказать, что обычное управление потоками денежных средств в креативной и традиционной экономиках ничем существенно не отличается. Любому бизнесу, независимо от его активов или продуктов, необходимы финансовые системы, бюджеты и счета, а также понимание бухгалтерских требований и принципов налогообложения. Сходных черт гораздо больше, чем отличий, особенно по мере увеличения размера бизнеса. Тем не менее, существует несколько особых вопросов, преимущественно касающихся нематериальной и уникальной природы интеллектуальных активов, особенно, когда бизнес только начинается или растет.

Те, кто хотят воспользоваться финансовой ценностью своих интеллектуальных активов, часто задают мне три основных вопроса. Первый вопрос - как начать? Второй вопрос - стоит ли создавать компанию? Третий вопрос - как расти? Эти вопросы соответствуют трем различным уровням обеспеченности наличными деньгами, но дело не только в деньгах. Первый вопрос касается уверенности в себе, второй - менеджмента и выстраивания отношений, и третий - рисков. Есть еще четвертый вопрос, который мне никогда не задают, но он так же важен: что происходит, когда все идет из рук вон плохо? Что происходит, когда заканчиваются деньги или, что гораздо хуже, заканчиваются идеи? Лучшее руководство в этом случае заключено в первом предложении романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Успешные компании могут быть похожи в своих успехах, но каждая потерпит неудачу по-своему.

Во-первых, начало. Вполне можно быть творческим человеком и сделать продаваемый продукт при небольших наличных расходах. Действительно, эта открытость (которую экономисты называют “низким барьером входа”) - один из наиболее отличительных и привлекательных признаков креативной экономики. Но это не означает бесплатность. Однажды кто-то сказал, что думать свободно можно и без денег. Надеюсь, что им заплатили за это высказывание. Думать без затрат невозможно. Равно как и творить без затрат невозможно. Для этого требуется мастерское использование интеллектуальных ресурсов. Наши мозги - стоящие и драгоценные активы, куда наши родители, наши школы, а затем и мы сами, если пожелаем, инвестируем большое количество времени и денег.

Как с любыми другими инвестициями, суммы, стратегии и результаты бывают различны. Творческий процесс имеет также и альтернативную стоимость. Стоимость создания чего-то равна стоимости несоздания чего–то еще. Творческая работа, будь то работа по обдумыванию чего-либо (я отказываюсь говорить “просто обдумывание”) или созданию чего-либо (или, действительно, “просто создание”) связана со неизбежными затраты.

Объем финансирования, необходимый на этой ранней стадии, невелик. Может быть задействовано множество источников: прежние сбережения, займы, одалживание у родственников и друзей, ссуды по кредитной карте, гранты и банковские овердрафты. Больше всего проблем возникает с начальными инвестициями на очень ранней стадии, когда идея не многим больше, чем просто идея, а требуемые суммы слишком малы, чтобы заинтересовать банк, не говоря уже о частном инвесторе. В этот момент несколько тысяч фунтов могут иметь решающее значение для продолжения или отказа, одинаково вселяя веру в собственные силы и обеспечивая арендную плату. Но собственные сбережения и запасы друзей имеют свои пределы.

Следующий вопрос об учреждении юридического лица, такого как, например, акционерная компания или товарищество. В Великобритании и Америке юридическая процедура регистрации компании очень простая, требуется лишь название, адрес и один или два директора. Напротив, почти во всех других европейских странах, особенно во Франции, требуются, чтобы несколько тысяч фунтов капитала были депонированы в качестве материального обеспечения (французские компании обязаны представить заявление о депозите на своем фирменном бланке). По мнению Европейской комиссии, этот наличный депозит создает препятствие для предпринимателей. В Великобритании и Америке правительственные правила предоставления обязательной юридической и финансовой отчетности, хотя и бюрократические, но вполне четкие и определенные. Но суть регистрации юридического лица - не в этих наличных депозитах или юридических формальностях, а в создании независимой зарегистрированной компании с ограниченной ответственностью, которая сможет привлечь деньги других людей. Вопрос об открытии и деятельности компании, прежде всего, вопрос управленческих навыков работы с деньгами других людей в крупном масштабе.

Эти деньги могут быть получены в долг (т. е., существенные заимствования наличных денег у частного инвестора или, что более вероятно, в банке) и в результате выпуска акций (т. е., акций, проданных компанией за наличные деньги). Выбор зависит от целого ряда факторов: существующее финансовое положение, степень предполагаемого риска, и природа ожидаемых денежных поступлений. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Привлечение займа или кредита позволяет компании сохранять собственный контроль, но требует некоторого уровня материального благосостояния (наличия активов), например, обеспечение финансовых гарантий, а так же обеспечения регулярных выплат долга. Креативная компания, не имеющая многолетних финансовых отчетов, подтверждающих получение прибыли и достаточных активов для обеспечения финансовых гарантий, часто испытывает затруднения при оформлении кредита или займа. Продажа акций позволяет заемщику получить наличные деньги практически без финансовых затрат, но влечет за собой ослабление контроля над компанией, и кредиторы также захотят, чтобы их инвестиции были подкреплены наличием у компании некоторых активов в качестве финансовых гарантий. Выбор между заемными деньгами и выпуском акций зависит от профиля риска/поступлений. Если дело вполне опробованное и безопасное, то лучший выбор – долги по кредиту или займу. Если дело рискованное, то лучший выбор – взять в долг у родственников или друзей под небольшой процент и, возможно, совсем без процентов, или выпустить акции.

Эти же самые вопросы волнуют и все остальные компании, но тактические решения зависят от природы активов. Для успешного формирования компании требуется, чтобы и компанию и кредитора/инвестора удовлетворяла оценка стоимости активов и профиля риска/поступлений. Затраты на запуск бизнеса, обладающего только интеллектуальные активами (люди и интеллектуальная собственность) обычно ниже затрат на открытие обычного бизнеса, где используются и физические, и интеллектуальные активы. Первый также имеет преимущество в том, что может задерживать выплаты за интеллектуальные активы, или заплатить работникам акциями, что редко возможно в случае с владельцами активов физических. И, наоборот, иллюзорная природа этих активов сдерживает многих потенциальных инвесторов, даже тех, кто готов к трудностям в оценке бизнеса и, следовательно, своей доли в нем. Эти трудности возникают и у того, кто руководит компанией и у того, кто рассматривает возможность инвестиций. В отчете аудиторской компании Артур Андерсен “Использование интеллектуальной собственности для обеспечения финансовых гарантий долговых обязательств” говорится, что, в общем патенты, авторские права и торговые марки, несмотря на их значительную важность в деятельности многих компаний, редко используются в качестве финансовых гарантий для обеспечения займов, а когда все же используются, их стоимость занижается.

Основания для этого существуют и со стороны спроса и со стороны предложения. Компании, которой требуется финансирование, может быть трудно обеспечить какой-либо залог или финансовые гарантии. На этапе запуска, когда в финансах возникает самая настоятельная потребность, ценность интеллектуальной собственности компании обычно крайне незначительна. На этом этапе в компании могут предпочесть финансирование от выпуска акций, если есть готовность распределить риски и извлечь выгоду из знаний и опыта акционеров. В дальнейшем, она, возможно, станет генерировать наличность быстрее, чем “обычный” бизнес, и поэтому ее потребность в заемных средствах уменьшится. И, наконец, во все времена компании неохотно рискуют своей интеллектуальной собственностью, поскольку ее трудно или даже невозможно восстановить. На стороне предложения - кредиторы предпочитают ценные бумаги и имущественный залог, которые можно легко оценить и продать, например, им нравятся офисные здания и фабрики, потому что существует устоявшийся рынок коммерческой собственности. Они предпочитают те активы, которые можно легко отторгнуть от заемщика и использовать в других обстоятельствах, а не идеи, которые юридически и экономически привязаны к индивидууму.

В течение 1990-ых отношение банков к интеллектуальной собственности становилось более благосклонным. Фармацевтические компании такие, как Glaxo Wellcome и Pfizer регулярно занимают деньги под залог своих патентов, но у биотехнологических компаний меньшего размера, активы которых состоят, главным образом, из текущих исследований и нескольких патентных разработок, проходящих испытания, часто, возникают трудности по причинам, приведенным выше. Компании, работающие в индустрии развлечений, делают заимствования под залог авторских прав. Компания Disney в 1992 г. выпустила семилетние долговые обязательства, стоимостью $400 миллионов, используя авторские права на фильмы в качестве финансовых гарантий, а студия Cecchi Gori, выпустившая оскароносный фильм “Жизнь прекрасна”, собрала 500 миллиардов итальянских лир (£ 172 миллиона) с займа, по облигациям которых платили на 0.5% выше эквивалентных корпоративных облигаций. Дэвид Боуи стал первым из популярных исполнителей, кто превратил свои авторские права в банковские активы, получив $55 миллионов, капитализировав свою прибыль от авторских отчислений за будущие песни в виде десятилетних 7.9 процентных облигаций. В последствии Род Стюарт выпустил ценные бумаги обеспеченного займа на $15, 4 миллионов, и рок-группа Iron Maiden собрала $30 миллионов. В терминах бизнеса, Боуи и Стюарт имеют бухгалтерский баланс, где прежде, как и у большинства артистов, живущих за счет гонораров, у них был только доход. В экономических терминах, Боуи - “капиталист”, в то время как другие музыканты остаются наемными работниками. Многие артисты вынуждены продавать авторские права в начале своей карьеры, чтобы получить крайне необходимые наличные деньги. Это означает, что они упускают хорошую возможность сменить статус свободного художника, работающего по найму, и создать компанию с оборотными капиталом.

Четвертый, часто не задаваемый, вопрос, связанный не со сложностями роста компании, а с ее упадком, и с тем, что делать, когда возникают проблемы. Многие компании, как большие, так и маленькие, попадают в сложную финансовую ситуацию оттого, что беспокоятся о своих расходах, а не (или не достаточно) о своих доходах. Люди, регулярно получающие заработную плату, особенно работающие в традиционной экономике, редко сталкиваются с такой проблемой, если следят, чтобы их расходы не превышали доходы, и поскольку размер заработной платы, которая составляет большую часть их доходов, известен заранее, то задача эта - не cложная. Для них приоритетными являются их расходы. Те, кто живет за счет своих знаний и сообразительности в экономике сделки, решают противоположную задачу: приоритетными для них являются доходы. Многие попадают в сложную финансовую ситуацию из-за того, что переносят отношения традиционной, работодательной экономики (и стараются уменьшить свои расходы) в бизнес креативной экономики, где они должны сосредоточиться на новых идеях и новых проектах (и попытаться увеличить свои доходы).

Если перестают появляться идеи, то для этого нет ни одного легкого решения. В этом случае единственный способ продвинуться вперед состоит в том, чтобы покопаться еще глубже в своих собственных творческих ресурсах и интеллектуальных активах. В свободном обществе их никак нельзя отнять, хотя «высохнуть» они могут. Одно из преимуществ творческой работы состоит в том, что основные качества для этой работы вложены в нас с рождения. И, однажды начав, эту разработку месторождения идей очень трудно остановить. “Идеи похожи на кроликов”, - сказал как-то Джон Стейнбек. “Вы получаете парочку, научаетесь с ними управляться, и довольно скоро их у вас уже дюжина”.

Качество, конечно, имеет значение. Когда Эйнштейна спросили, сколько за всю жизнь у него было оригинальных идей, он ответил: “Только две, но это были хорошие идеи”. Во всех случаях рынок воздает должное точному попаданию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.