Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имеется в виду медвежий праздник.






7 «Вещи»— подставное название для мяса медведя.

№ 125

Зап. Е. Кузаковой в 1951 г. в сел. Хурум-пауль на р. Ляпин от У. М. Хозумовой, 33 лет. Публ. впервые, из личпого архива собирателя. Пер. Е. Кузаковой и У. М. Хозумовой. Ср. № 25, 119, 124.

Еще один вариант рассказа о рождении медведицей девочки Мось, о соблюдении ею запрета есть медвежье мясо и о превращении медведей в звезды.

1 Имеется в виду медвежий праздник. По правилам в честь медведицы должны были плясать пе пять, а четыре ночи.

2 Девочка не ела предложенного ей медвежьего мяса, поэтому медведи чувствуют себя хорошо.

№ 126

Зап. А. Пика в 1978 г. в сел. Няксимволь на р. Сев. Сосьва от А. Сам-пильталова. Публ. впервые, из личного архива собирателя.

Из серии рассказов о Мось и Пор. Здесь жепщины — предки фратрий спорят о том, надо ли, чтобы на земле было много людей.

№ 127

Зап. Е. Кузаковой в 1951 г. в сел. Алтатумб на р. Сев. Сосьва от Л. В. Сянклипой, 76 лет. Публ. первые, из личного архива собирателя, Пер. Е. Кузаковой и П. В. Сянклиной. Ср. № 86, 180.

Из серии сказок о соперничестве Мось и Пор: Мось-пэ оказывает услугу старушке и получает мужа-богатыря, а Пор-нэ оскорбляет старушку я погибает.

JVfi 128

Зап. Е. Кузаковой в 1951 г. в сел. Алтатумб на р. Сев. Сосьва от А. П. Гоголевой, 90 лет. Публ. впервые, из личного архива собирателя. Пер. Е. Кузаковой и А. П. Гоголевой. Ср. № 28.

Из серии сказок о соперничестве Мось и Пор: Пор-нэ хитростью убивает Мось-нэ и преследует ее детей; текст включает наряду со сказочными мотивами мифологическую тему спрятанного и освобожденного солнца (ср. № 4).

Зап. Е. Куяаковпй я 1951 г. в сел. Алтатумб на р. Сев. Сосьва от А. Д. Челдановой, 76 лет. Публ. впервые, из личного архива собирателя. Пер. Е. Кузаковой и А. Д. Челдановой.

Из серии сказок о соперничестве Мось и Пор: Мось-нз оживляет мужчину, умерщвленного его женой Пор-нэ; в наказание яа измену мужчина убивает Пор-нэ и женится па Мось-нэ.

№ 130

Зап. Е. Кузаковой (см. коммопт. к № 125). Публ. впервые, из личного архива собирателя. Пер. Е. Кузаковой и У. М. Хозумовон.

Иа серии ска.юк о соперничестве Мось и Пор: Пор-нэ пытается уничтожить сына Мось-пэ. сып Пор-нэ помогает Мось-нэ и ее сыну. Текст включает мотивы европейских сказок.

№ 131

Зап. Н. Сайнаховой в 1980 г. в сел. Шекурья на р. Ляпин от Р. А. Сай-нахова, 84 лот. Публ. впервые, из личного архива собирателя. Нор. Н. Сайнаховой. Ср. № 132.

В этом и последующем рассказах главным героем выступает филип, ищущий жену. В первом случае он женится па Мось-нэ, но брак неудачен, во втором — удачный брак с Пор-нэ. Если учитывать экзогамные нормы заключения брака, существующие у обскпх угров, то филин должен относиться к фратрии Мось; это же вытекает нз текста № 177, где отцом филина назван Мир-суспе-хум — мифический предок Мось. Однако имеются сообщения с том, что филин — одна из ипостасей мифического предка фратрии Пор (см. такжо коммент. к № 177).

1 По поверьям манси, филин своим криком вызывает снег. Охотник, ожидающий снега, может вызвать ого, подражая крику филина. Существовала особая песня филина — о том. как оп засыпал дом семьи Мось-пэ (см..N? 132—то же. по о Пор-нэ). Этот сюжет исполнялся также в виде представления на медвежьем празднике.

№ 132

Зап. Н. Сайнаховой (см. коммент. к № 13Л. Публ. впервые, из личного архива собирателя. Пер. Н. Сайнаховой. Ср. № 131.

№ 133

Зап. В. Чернецовым в 1931 г. (см. коммент. к № 116). Опубл.: 10, с. 34; переиздано: 5. с. 110. Пер. В. Чернецова.

Из большой серии сказок о герое по имени Эква-пырись. Здесь он выступает как сын Верхнего Духа, но живот на земле вместе с другими духами небесного происхождения.

1 Согласно представлениям обоких угров, человек, «внутри которого находится болезнь», ужо в какой-то мере мертв, это «внутренне мертвый человек». Поэтому и деревья с сухой сердцевиной тоже мертвые.

2 С этого момента мать Эква-пырися отступает па задний план и ее вамеияот тетка. В большинстве сказок об Эква-пырисе он живот с тетей или бабушкой. Тетя — это Калтась-эква.

№ 134

Зап. В. Чернецовым в 1934 г. в сел. Тапыс-супт-пауль па р. Сов. Сосьва от Мишенькн-пыг. Опубл.: 10. с. 47. Пер. В. Чернецовп. Ср. № 93.

Из серии сказок об Эква-пырисе. В основную сюжетную линию (встреча с мифической птицей Каре и добывание для нее перьев у мамонта) вплетается широко распространенный у манси мотив с одурачиванием сыновой Усынг-отыра.

1 У хантов и манси существовала примета: видеть родственников во сне — к смерти.

2 «Уптвос-ланпм-ими-хиты»— хантыйское название волшебного топорика, которое становится здесь именем Эква-пырися; компонент ими-хиты соответствует мансийскому Эква-пырись. В предыдущей публикации этого

 

текста имя героя транскрибировалось в варианте «Уптвос-Лайи-Мими-Хи-лы», но иоаднее в архиве собирателя обнаружено более точное написание «Унтвос-Лайим-Ими-Хилы»; в последнем слове «л» заменено па «т», поскольку эта форма принята в качестве нормы для нашего сборника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.