Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Креативность как экономическая сила на протяжении истории






Однако о том, насколько глубоко корни этих процессов уходят в историю, я пока не упоминал. Задолго до XX века креативность уже выступала в каче­стве экономической силы. Более того, если креативность лежит в основе всех достижений в области экономики, как утверждают Пол Ромер и Джоэл Мокир, тогда, на мой взгляд, экономическую историю можно рассматри­вать как непрерывный ряд новых, все более успешных приемов использова­ния креативности. Это утверждение может показаться радикальным. Я рас­суждаю так: хотя творческий импульс имеет универсальную природу, очевидно, что время от времени в обществе должны возникать системы или основные методы организации и осуществления разных видов деятельнос­ти, свидетельствующие о прогрессе в использовании творческих способно­стей человека — в привлечении новых идей, их практическом применении и получении результатов. Эти системы постепенно приживаются, сохраня­ются и, в конечном итоге, начинают преобладать.

Экстраполируя то, что мне известно о современной истории экономики, на отдаленное прошлое, я делаю вывод, что основные новые системы при­менения креативности, как правило, развиваются на базе уже существую­щих. Новые системы не обязательно замещают или побеждают прежние, однако они непременно расширяют и меняют правила игры. Они имеют тенденцию появляться, когда старый порядок приближается к определен­ным пределам, причем с их возникновением всегда связаны периоды ин­тенсивного роста, сопровождаемого нестабильностью. Давно доказано, что значительные новые экономические системы ведут к кардинальным пере­менам в труде, организации общества и географии.

Оглядываясь назад на историю человечества, мы можем определить не­сколько переломных моментов такого рода. Используя значительный исто­рический материал, представленный в исследованиях таких авторов, как Джоэл Мокир, Натан Розенберг, Дэвид Лэндис, Джаред Даймонд и др.30, я сделаю попытку продемонстрировать, что с новыми успехами в использова­нии креативности были тесно связаны четыре решающих переходных пери­ода, а именно: зарождение организованного земледелия, появление совре­менной системы торговли и профессиональной специализации, развитие промышленного капитализма и организационная эпоха. Ниже я в общих чертах обрисую каждый из них, опираясь на соответствующие работы. Эти краткие наброски ни в коем случае не отражают в полной мере весь спектр экономических, общественных и культурных факторов, присущих данным эпохам. Я не ставлю перед собой задачу переписать историю экономики. Мне просто хотелось бы подчеркнуть роль креативных способностей чело­века в экономической жизни — и показать, как предшествовавшие процес­сы вызвали и обусловили современный, пятый переходный этап — начало креативной эпохи.

Итак, давайте отвлечемся от мира венчурных компаний и социальной структуры креативности и вернемся на десять с лишним тысяч лет назад, к смутным ранним дням человеческой истории.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.