Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Креативное предприятие






Не только научно-исследовательская лаборатория, но и промышленное предприятие может быть ареной творческой деятельности. На фабриках и заводах часто именно рабочие, если им предоставляется шанс, вносят пред­ложения, ведущие к существенному росту эффективности и производи­тельности труда41. Я постоянно наблюдал это при изучении работы пред­приятий в Японии и США. Даже в такой области, как экологический контроль, соблюдение экологических стандартов и повышение произво­дительности зависело, в первую очередь, от простых рабочих, заботящих­ся о таких мелочах, как каплеуловители42. В настоящее время все больше производственных профессий требует креативности как условия приема на работу. На заводе компании Sony по производству электроники, расположенном неподалеку от Питтсбурга, как и на многих других современных промышленных предприятиях, даже кандидаты на сборочную работу на­чального уровня обязаны пройти совокупность тестов для проверки различ­ных способностей, например, умения решать проблемы и работать в само­управляемых бригадах41. При этом растет количество рабочих, которые не имеют прямого контакта с выпускаемой продукцией, а в основном контро­лируют, проверяют и время от времени программируют компьютеры, уп­равляющие производственным процессом44. Директор одного автоматизи­рованного сталелитейного предприятия на Среднем Западе в разговоре со мной удачно обобщил эту тенденцию: " Это не традиционный завод. Это производственная лаборатория, где работают умные, способные люди" 45.

Я впервые осознал потенциал креативности не благодаря учебникам по экономике или собственным исследованиям, а еще в раннем детстве, на примере моего отца, Луиса Флориды. Он родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в семье итальянских эмигрантов, и бросил школу в четырнадцать лет, чтобы помогать родителям во время Великой депрессии. Он нашел ра­боту на фабрике, выпускающей оправы для очков. После Второй мировой войны — он был одним из тех, кто штурмовал пляжи Нормандии — отец вернулся к своей прежней работе на предприятии фирмы Victory Optical. К началу 1960-х, когда я был маленьким мальчиком, он сумел из рабочего стать технологом. Иногда ему приходилось работать по субботам, и порой он уступал моим приставаниям и брал меня с собой. Я с любопытством гла­зел по сторонам, когда по дороге к гигантскому кирпичному заводу мы про­езжали через промышленный район Ньюарка, который называли " Желез­ка", потому что он находился за железнодорожными путями. Внутри самого завода била невероятная энергия. Мне приходилось бежать со всех ног, что­бы не отстать от отца, шагавшего вдоль рядов оборудования: прессов, токар­ных станков, емкостей с электролизным раствором и огромных ящиков с оправами всевозможных видов. Люди с их быстрыми движениями, шум ма­шин, звуки английского языка с иностранным акцентом, запахи смазки, расплавленного пластика и тонкой металлической стружки совместно дава­ли живую калейдоскопическую картину.

Я помню, как по выходным отец работал над чертежами новых машин вместе с механиком Карлом, эмигрантом из Германии, как они обсуждали последние модели оборудования, поступавшего из Италии и ФРГ, и новей­шие производственные системы, используемые европейскими конкурента­ми. Однако отец не забывал напоминать мне, что производственные воз­можности завода заключаются не в станках и прессах, а в знаниях и творческих способностях его рабочих. " Ричард, — говорил он, — завод ра­ботает не сам по себе. Сердце, душа и мозг завода — в этих людях, в их опы­те и умении".

Свой первый живой урок в этом плане я получил, когда был скаутом и собирался принять участие в соревновании " Дерби Пайнвуда". Это были гонки для автомобильных моделей. Каждый скаут получил один и тот же набор материалов: прямоугольный брусок дерева, пластмассовые колеса и металлические оси. Согласно правилам, мы должны были использовать для создания модели в основном эти материалы, так, чтобы добавочный вес не превышал пяти унций. Во время гонок машины пускали вниз по наклонному треку. За неделю перед своими первыми гонками я с помо­щью отца взялся за работу. Мы просто прикрепили колеса к деревянному бруску, покрыли его слоем краски и в таком виде представили к гонкам. Нечего и говорить, что поражение было полным. Наш примитивный драндулет покатился по склону и буквально развалился на части, его ко­леса разлетелись в разные стороны, в то время как сверкающие модели других участников проносились мимо. Я был очарован этими великолеп­ными машинами и взял с отца обещание помочь мне изготовить что-то подобное.

На следующий год мы заранее приступили к созданию проекта гоноч­ного автомобиля обтекаемой формы. Мы консультировались с механика­ми и конструкторами машинного оборудования на Victory Optical, пока­зывая им свою модель по выходным дням. Мы придали своему бруску необходимый обтекаемый вид. Мы добавили точно по инструкции такое количество свинца, которое обеспечило бы дополнительную скорость. Мы устроили небольшие пробные испытания. Во время испытаний перед­няя ось дала трещину из-за столкновений с финишным барьером. Опыт­ные механики помогли нам найти новаторское решение: мы отпилили ку­сок дерева от задней части машины и приклеили его спереди, чтобы защитить ось. Под конец мы покрасили дерево под металл, добавили эмбле­мы, трубчатый каркас и — наш piece de resistance |знак отличия| — малень­кую пластмассовую фигурку водителя. В результате наш автомобиль выгля­дел как гоночная машина Формулы-1. Таким образом, с коллективной изобретательностью завода Victory Optical на нашей стороне, мы выиграли одно за другим все " Дерби Пайнвуда", пока я был скаутом — после чего династию продолжили гоночные модели моего младшего брата. Креатив­ность рабочих завода по производству оправ была многомерной: даже в моем детском мире ей нашлось применение.

Представление о том, что на промышленном предприятии есть место только для монотонного физического труда, никогда не соответствовало действительности. Оно никогда не отражало полностью ту экономическую деятельность, что происходила за его стенами. Рабочие всегда использовали свои интеллектуальные и творческие способности. И хотя уже давно во многих отраслях промышленности эти способности подавляются, в наше время на производстве все больше ценятся именно они — например, идеи относительно качества и рационализации, предлагаемые рабочими — а не умение выполнять однообразную ручную работу. Множество профессий приобрело новый креативный компонент.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.