Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Толерантность как один из аспектов кросс-культурной коммуникации






Толерантность является одним из важнейших качеств, без которых успешное осуществление кросс-культурной коммуникации не представляется возможным.

Низкий уровень толерантности в обществе в целом обостряет актуальность нашего исследования. Воспитание толерантности обязательно для внедрения на уроках иностранного языка, так как именно толерантное отношение способствует уважению, принятию и правильному пониманию других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, что необходимо для кросс-культурной коммуникации.

Настоящая глава будет посвящена воспитанию толерантной личности старших школьников языковых профилей обучения, для кого в первую очередь предназначен разрабатываемый элективный курс. Воспитание толерантной личности будет осуществляться путём применения принципа политкорректности на уроках иностранного языка.

Феномен политической корректности, сравнительно недавно сформировавшийся в Соединённых Штатах Америки, представляет особый интерес для исследования, так как содержит существенную информацию о коммуникативных нормах и традициях, о характере социально-статусных отношений в рассматриваемой коммуникативной культуре, о системе вежливости, что в свою очередь может послужить средством воспитания толерантной личности.

 

 

2.1. Воспитание толерантной личности старших школьников: сущность и средства

«Терпимость хороша, если она распространяется на всех — или если не распространяется ни на кого»

Эдмунд Бёрк

Сегодня проблема толерантности в сфере кросс-культурных коммуникаций является одной из наиболее актуальных. Однако интерес к данному понятию появился ещё во времена античности. Так, еще в IV веке до н. э. Аристотель в своём труде «Никомахова этика» описывал особый душевный склад, который позволяет человеку «…одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними…» [2, с. 138].

С тех пор не произошло принципиальных изменений в понимании толерантности. Согласно первой статье «Декларации принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года под толерантностью понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [8].

Это ещё раз доказывает, что толерантность является одним из важнейших аспектов кросс-культурной коммуникации, целью которой является успешная установка взаимоотношений между представителями двух разных культур.

Нет единой точки зрения относительно того, кем и когда впервые был введен в научный оборот термин «толерантность». Согласно мнению М.А.Семашко, впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. французский философ, экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси[20]. Другой позиции придерживается Н.Г.Капустина, которая утверждает, что термин введен в 1953 г. английским иммунологом Питером Брайаном Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям [10, c. 61–69].

Позже термин «толерантность» стал активно использоваться в медицинских науках. В токсикологии и фармакологии он означает снижение чувствительности к токсичным и фармацевтическим препаратам (например, к наркотикам) [7].

Сегодня понятие «толерантность» широко используется в психологии, социологии, политологии, этнологии, конфликтологии и т.д. В социальных науках под толерантностью понимается абсолютная нечувствительность или существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта [12].

Американский психолог Г. Олпорт в своем труде «Природа предубеждения» [15, c. 39-50] выделяет три вида толерантности:

Ø толерантность как система установок, связанных с этническими и расовыми различиями;

Ø конформная толерантность;

Ø толерантность как черта характера.

Согласно Г. Олпорту, толерантный индивид, с точки зрения этнических установок, исходит из того, что «все люди равны: групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения. Люди, не имеющие предубеждения против евреев, часто не могут отличить еврея от не еврея по внешним признакам, в отличие от предубежденных людей, для которых этот вопрос имеет значение...»[22, c. 156].

Конформную толерантность Г. Олпорт описывал следующим образом: «В обществе, где этнические проблемы не поднимаются или они подчинены принципам толерантности, мы можем ожидать, что люди примут во внимание идею равенства. Такие люди исходят из групповых норм и являются конформистами»[22, c. 156].

Толерантность как черта характера означает уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Такое уважение приложимо к самым разным стилям жизни.

Таким образом, рассмотрев понятие «толерантность» с позиции различных ученых, можно сказать, что под данным понятием подразумевается проявление понимания к богатому разнообразию культур нашего мира, а также к формам и способам выражения человеческой индивидуальности. Из этого следует, что толерантность является неотъемлемым компонентом кросс-культурной коммуникации, так как именно толерантность есть ключ к пониманию инородной культуры. Различия между русско- и англоязычной культурами достаточно велики, поэтому в данном случае проблема толерантности становится ещё более актуальной.

Толерантность, как свойство личности, является следствием воспитания. Г. Олпорт в своих трудах утверждал, что «толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой, их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают; наказания в таких семьях не бывают слишком суровыми или непоследовательными, и ребенок не вынужден каждую минуту подавлять свои импульсы во избежание родительского гнева» [22].

Однако, помимо семьи важным институтом воспитания является образовательное учреждение. А содержание образования, в свою очередь, должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания между различными народами, уважение чужих взглядов.

В качестве одного из способов воспитания толерантной личности в рамках образовательной программы может быть использован метод дискуссии. Дискуссия как метод обладает особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании и является одним из наиболее эффективных способов группового взаимодействия. Кроме того, дискуссия является одним из средств кросс-культурной коммуникации.

Согласно определению, которое дается в толковом словаре С. И. Ожегова под дискуссией понимается «спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе» [14]. Групповая дискуссия представляет собой прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения [19]. Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности, т.к. все формы дискуссии способны стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями; развивать рефлексивное мышление; побуждать к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли; повышать восприимчивость и толерантность к новым идеям; учить видеть явление объемно и многопланово[3, с. 74–85].

В качестве примера можно привести ряд тем для дискуссий на уроках английского языка, которые способствуют воспитанию толерантной личности.

1) There is too much racism on television today (Сегодня на телевидение слишком много расизма).

2) Is there a place for the mentally challenged in our life? (Есть ли в нашей жизни место для умственно-отсталых?).

3) Religious tolerance: the impact of Islam on terrorist organizations (Толерантность в религии: воздействие Ислама на террористические организации).

Киноискусство можно рассматривать в качестве ещё одного средства воспитания толерантной личности. Киноискусство как средство воспитания имеет преимущества перед другими видами искусств, в силу своей доступности и популярности у подрастающего поколения. Экранные искусства занимают сегодня лидирующее место в сфере художественного потребления. Кино – одно из самых массовых искусств. Миллионы зрителей каждый день посещают кинотеатры, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино отличается от других видов искусства еще и тем, что оно по сравнению с ними занимает гораздо большее социокультурное пространство, является компонентом социальной среды, выходит далеко за пределы художественного круга, охватывает своим влиянием буквально все: от духовных идеалов до моды. Для подростков и молодежи кинематограф является средством массовой информации, видом времяпрепровождения, досугом и отдыхом. Кино влияет на подрастающее поколение как фактор социализации. Степень этого, как правило, стихийного влияния на личность трудно измерить, но само его наличие отрицать нельзя [9].

Такие страны как США и Великобритания, в которых англоязычная культура является доминирующей, славятся богатой историей киноискусства, и, соответственно, обладают обилием кинофильмов и телесериалов, различных жанров и периодов времени. Поэтому, киноискусство здесь можно взять как одно из значимых средств воспитания толерантной личности. Кроме того, данное средство может быть использовано в качестве наглядного примера для установки кросс-культурной коммуникации в англоязычной среде.

В рамках рассмотрения толерантности как одного из аспектов кросс-культурной коммуникации нами были отобраны примеры из кинематографа, наиболее ярко отражающие проблему толерантности в кросс-культурной коммуникации.

Ø???

Ø???

Ø???

С.Н. Пензин еще в начале 70-х годов прошлого века писал, что «кинематограф представляет ценность для воспитателя не только как одно из лучших средств фиксации и воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления»[18].Действительно, у просмотра кинофильмов есть ряд педагогических преимуществ:

Ø доступность формы;

Ø популярность кино у подростков и молодежи;

Ø временные границы фильма (около 1, 5 часов), которые обеспечивают возможность использования целостного произведения в воспитательной работе, организованной в учебном заведении;

Ø интерес к просмотрам кинофильмов как к явлению внепрограммному.

В киноискусстве отражены различные формы нетерпимости, то есть интолерантности (интолерантность— (лат. intolerans) нетерпимость. Противоположность – терпимость, толерантность. Интолерантный – нетерпимый)[26]. В рамках воспитания толерантности старших школьников нами рассмотрены наиболее острые формы проявления нетерпимости.

1) Правонарушения (фильмы: Голод (2008), Далласский клуб покупателей (2013), Голос улиц (2015)).

2) Расизм (фильмы: Американская история Х (1998), Гран Торино (2008), 12 лет рабства (2013)).

3) Нацизм (фильмы: Список Шиндлера (1993), Пианист (2002), Это – Англия(2006)).

4) Религиозная нетерпимость (фильмы: Мать (1991); Араб, еврей и скинхеды в парижском метро (2003)).

Как было указано выше, дискуссия и киноискусство являются одними из наиболее эффективных средств воспитания толерантной личности старших школьников. Кроме этого, к средствам, обладающим воспитательным потенциалом можно отнести следующие:

Ø изучение и составление биографий исторических деятелей - пацифистов, философов, писателей (например, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга, Нельсона Манделы и т.д.);

Ø ознакомление с другими культурами –с их костюмами, традициями, религией, письменными и устными формами общения, празднествами и национальной кухней; экскурсии в культурные центры, на выставки, имеющие отношение к темам занятий.

Рассмотрев теорию воспитания толерантной личности, следует особо обратить внимание на необходимость её правильного применения на практике. Однако, для того, чтобы указанные выше средства использовать с максимальной эффективностью, в первую очередь следует выявить степень толерантности у каждого из школьников. Одним из способов определения толерантности учащихся может послужить метод опроса.

В нашем исследовании используется опросник общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Коммуникативная толерантность, по мнению В.В. Бойко, является характеристикой отношения личности к людям. Она показывает степень переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Коммуникативная толерантность как черта человека собирательна. В ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о способности к самоконтролю и самокоррекции. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены, совместимы с различными людьми. Из-за этих достоинств создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения «синергического эффекта», что способствует формированию толерантного пространства образовательного учреждения [6].

Таким образом, нами было рассмотрено понятие «толерантность» с точки зрения разных ученых. Также, была отмечена актуальность толерантности в рамках кросс-культурной коммуникации. Проведенный анализ позволяет утверждать, что толерантность подразумевает под собой проявление понимания к богатому разнообразию культур нашего мира, а также к формам и способам выражения человеческой индивидуальности. Кроме того, нами изучены основные средства воспитания толерантной личности старших школьников. Среди наиболее эффективных можно выделить дискуссию, киноискусство, изучение биографий выдающихся пацифистов, а также знакомство с культурами разных народов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.