Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выяснять место учителя во время свободной самостоя­тельной деятельностибудем на седьмой день.






Это еще раз поможет детям понять, насколько важна роль самодисциплины в условиях, когда учитель не выступает в роли надсмотрщика, дрессировщика или пастуха. Интересно будет детям предложить сравнить обычные уроки со временем, отве­денным для свободной самостоятельной учебной деятельности. Как понимают маленькие ученики роль учителя на уроке, и где определят ему место во время свободной самостоятельной учеб­ной деятельности? Каждая группа обговаривает и решает это по-своему.

Используя геометрические фигуры, символизирующие уче­ников и учителя, ведущий этого разговора моделирует несколь­ко ситуаций и предлагает детям угадать эти ситуации и погово­рить о них. Главным вопросом этого разговора будет вопрос о том, почему учитель в той или иной ситуации занимает такую позицию. К примеру, пусть это будет урок, прогулка или движе­ние строем. Особо следует уделить внимание кругу. Спросить, как дети думают, зачем учитель иногда предлагает сесть всем в круг?

Затем после этого разговора дать возможность по группам смоделировать такую ситуацию, когда класс занимается свобод­ной самостоятельной учебной деятельностью, и найти место


учителя там. Интересно узнать, а что, по мнению детей, должен делать учитель в день самостоятельной работы. Отнеситесь к мнению детей очень внимательно, по возможности записывайте предложения детей и всем видом показывайте, что для вас мне­ние ваших учеников очень важно. Вероятно, что в конце этого разговора вам удастся ответить на следующие вопросы:

- Нужен ли учитель во время самостоятельной работы? Для
чего?

- При каком условии учитель может больше уделить внима­
ния и позаниматься с отдельными учениками?

- Можно ли считать свободой, если один человек (учитель)
будет не свободен в выборе своих действий?

- Всегда ли человеку необходим контроль над своей дея­
тельностью?

- А если у маленького человека нет контроля со стороны
взрослых, как быть?

Значит, надо учиться контролировать свои действия и свое поведение самому. Этому тоже можно научиться в группе про­дленного дня во время свободной самостоятельной деятельности.

В итоговом кругу вновь будет разговор о том, как работа­лось в этот день, нужна ли была кому помощь и для какой цели. А на оценочных линеечках можно отметить, трудно ли без взрослых контролировать свою дисциплину и насколько у кого это получилось сегодня.

На восьмой день дети уже уверенно чувствуют себя во вре­мя свободной самостоятельной учебной деятельности, значит, можно проводить уже более глубокую рефлексию. К примеру, такую.

Учитель разыгрывает ситуацию с игрушками, где каждой игрушке отводится какая-то определенная роль. Детям предла­гается узнать в героях инсценировки себя. Далее идет разбор ситуаций, делаются выводы. Ситуации могут быть следующими:

• Я сегодня буду делать в основном математику, потому что я ее люблю больше, чем другие предметы.


 

• Для меня главное сделать как можно больше разных номе­
ров и заданий, ведь чем больше, тем лучше.

• Я сегодня и почитаю, и по русскому задание сделаю, и по
математике, и по естествознанию. Всего восемь заданий, чтобы
все поровну: 2, 2, 2 и 2.

• А я буду заниматься тем, чем мне интересно. Мне, напри­
мер, очень нравится мозаика, я ее всегда беру.

• По русскому языку труднее карточки, я их брать не буду,
возьму, что полегче.

• Сначала я возьму тетради для контрольных работ, посмот­
рю свои ошибки, а потом решу, какой материал взять, чтобы не
делать больше таких ошибок.

• Задачи я брать не буду: с ними долго сидеть, а потом вый­
дет, что я меньше всех сделаю.

Это упражнение поможет научить ребят обдуманно подхо­дить к планированию своей работы. Уже с первых дней начина­ется разговор о целенаправленности действий. То есть заклады­вается основа целеполагания и планирования, что является со­ставными компонентами личностной свободы.

Итоговый круг можно разделить на две части.

Сначала учитель предлагает детям проанализировать день, отвечая на вопросы в своей тетрадочке, закрашивая квадратики определенными, ранее обговоренными цветами. Вопросы могут быть:

- Было ли сегодня выбирать труднее, чем в предыдущие
дни?

- Был ли внутренний спор двух «Я»: не хочу и надо?

- Вам удалось сделать больше, чем всегда?
. - Главное ли сделать больше?

- Ваша работа принесла вам радость и удовольствие?
Далее в кругу идет разговор о том, для чего каждый делал

то, чем он занимался сегодня, и насколько это важно для него.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.