Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учим быть школьниками






Неизвестности первого дня и ряд удивительных открытий, которые могут позволить себе сделать дети и учитель благодаря включению детей в свободную самостоятельную деятельность.

Начинается все сразу, как только у первоклассников, посе­щающих группу продленного дня, начинается самоподготовка. Но к чему же готовиться, если уроков на дом пока не задают? И разве можно считать себя настоящим школьником, если нет


 




домашних заданий?! Вот и предложите детям задавать домаш­ние задания самим себе. Это, оказывается, так интересно! Мо­жешь задавать себе какие хочешь задания и сколько хочешь.

Для начала парты расставляются не как обычно, рядами, а автономно по всему классу, где по две, где вообще по одной. Но в самом центре свободно от парт - там, в кругу, стоят стулья. В глазах детей вопрос: «Что будем делать?». Оказывается, само­стоятельно, без учителя, учить себя, то есть в самом что ни на есть прямом смысле учиться.

Но учитель не собирается как можно подробнее рассказы­вать, что для этого нужно делать. Его цель — предоставить детям. возможность самим понять, что значит свободная самостоятель­ная учебная деятельность. Пусть первый день будет днем раз­ведки, где ребята почувствуют всю необычность этого времени, а учитель сможет понаблюдать, насколько владеют свободой дети его класса.

С самого первого дня начинается зарождение традиций на­чала свободы. Работа начинается с совместного круга. Круг был всегда чем-то единым, целым. У круга нет начала и нет конца, а значит, и нет того, кто сидит первым и кто последним. Нет не­обходимости вставать, когда надо что-то сказать: всем видно и слышно друг друга и есть возможность смотреть в глаза гово­рящего. В кругу можно сесть с кем хочешь, и всегда будешь чувствовать плечо друга. С круга начинается свободная само­стоятельная учебная деятельность, кругом и закапчивается.

Возможно, традицией станет начинать разговор с какой-то песни, игры или слов медитации. Это сможет стать сигналом к началу разговора.

Далее, если нужно снять напряжение, немножечко расковать ребят и расположить к себе, а также рассадить тех, кто знает друг друга и так и норовит потолкаться •, и поболтать, можно провести тест-игру с пересаживанием. Учитель говорит утвер­ждения, а те ребята, кому они подходят, обязательно встают со своих мест и пересаживаются на другие освободившиеся места.


Утверждения могут быть совершенно разными. Но начинать надо с самых простых, таких, что точно знаешь, что поймет тебя каждый и захочет выполнить. Подбирая утверждения, учитель имеет уникальную возможность больше узнать о детях своего класса. Каждый раз эти утверждения разные. Вот, к примеру, утверждения, которые могут прозвучать в первый день:

• Поменялись местами те дети, у кого обувь с белой подош­
вой.

• А теперь те, у кого в одежде есть что-то синее.

• У кого в квартире живет кошка.

• Кто живет выше четвертого этажа.

• Поменялись те, кто считает, что он читает довольно быстро.

• Кто знает, сколько будет 20 + 30.

 

• Кто любит рисовать красками больше, чем карандашами.
„• Кто уже записался в библиотеку.

• Кто в садик совсем не ходил... и т. п.

Вот и подвигались немного, и пошумели, и посмеялись, ведь многие утверждения идут с комментарием учителя. И, что нема­ловажно, немного успокоились: оказывается, что и учительница нестрогая, улыбается, и ребята не все умеют и имеют. Совсем даже не страшно. А почему сегодня все так необычно, никто, оказывается, кроме учительницы, и не знает. Значит, нужно ее внимательно послушать.

Но учитель, заинтриговав, не торопится рассказывать о сво­бодной самостоятельной учебной деятельности все. Он дает возможность детям самим разобраться, что же такое учить себя, что такое учиться.

В первый же день учитель обязательно познакомит детей с различными материалами и пособиями, научит пользоваться ими, покажет, где они стоят.

Из круга все расходятся по своим рабочим местам. Но в пер­вый раз найти себе пару для работы будет очень трудно. Ребята плохо еще друг друга знают, долго будут выбирать, с кем сесть. А если за парту сядут друзья, то неизвестно, получится ли у них


работать вместе, не мешая друг другу. Поэтому учитель предла­гает детям сесть так, как они обычно сидят на уроках, или со­ставляет новые пары, работоспособные, на его взгляд.

Вот здесь начинается наблюдение учителя. Можно увидеть:

- как пары решили, куда сядут;

- кто как подготовил свое рабочее место;

-кто из детей к какой полочке подошел, какой материал взял;

- кто как долго работает с материалом;

- кто делал перерыв во время работы и что делал в это время;

- есть ли такие дети, кто долго не приступал к работе и по­
чему;

- кто мешал работать другим;

— кто не смог работать без консультации учителя.

Свободную самостоятельную деятельность в первые дни следует проводить не более 20-25 минут. Этого будет достаточ­но, чтобы ребенок понял, что такое свободная самостоятельная учебная деятельность, а учитель понаблюдал за обстановкой в классе й смог продумать, о чем же он будет говорить с детьми на рефлексивном круге, ведь после самостоятельной работы все снова собираются в круг.

Делаются первые попытки отрефлексировать, чем же время свободной самостоятельной учебной деятельности отличается от урока. Здесь же начинается работа со специальной тетрадоч­кой, где каждый в конце первого дня отметит на своих отметоч­ных линеечках, насколько ему понравилось учиться и насколько трудно было учиться. Вот и тема для разговора.

Вопрос времени может решить второй день. Начинается рабо­та над правилами успешной самостоятельной деятельности.

Сначала - круг. Учитель выясняет настроение каждого и в целом класса, что может быть продолжением зарождения тра­диций. Это каждый делает в своей тетрадочке, где обводится одна клеточка и закрашивается таким цветом, какое у кого на­строение. Учитель просит желающих поделиться со всеми, гю-


чему такое настроение, с чем оно связано и подводит к разгово­ру о свободной самостоятельной деятельности.

Сначала выясняется, помнят ли дети о том, чем время, отве­денное для свободной самостоятельной учебной деятельности, будет отличаться от уроков, что понравилось или не понрави­лось им в прошлый раз и что надо сделать, чтобы сегодня было лучше. Учителю нужно быть готовым к разным вариантам про­должения этого разговора. Возможно, в этот раз вы будете гово­рить о том, что передвигаться по классу надо тихо и разговари­вать, при необходимости, тоже тихо.

В этих случаях проводятся мини-уроки социальной жизни, где на личном примере учитель показывает, как это делать так, чтобы никому не мешать. По желанию несколько ребят повто­ряют за учителем.

Мини-уроки социальной жизни проводятся по мере необхо­димости.

Но главная-то тема второго дня - вопрос времени. Разговор о нем обязательно проводится в один из первых дней.

Для решения этого вопроса класс делится на группы. Каждая группа получает полоски бумаги двух цветов и ножницы. Груп­па решает вопрос, сколько заданий реально выполнить до отды­ха и сколько времени отдыхать. Учитель наблюдает за работой групп, не вмешиваясь. Затем в общем кругу идет обсуждение решений групп и выяснение вопроса, а что же делать во время отдыха, то есть как отдыхать. На листе бумаги полосками вы­кладывается принятое решение, где по длине полосок видно, сколько по времени выполнять учебные задания, а сколько от­дыхать. Получившаяся опорная схема вывешивается на видное место, чтобы, по необходимости, возвращаться к этому вопросу.

Как только группы закончат свою работу, стоит поговорить о том, как ребятам работалось, так как в дальнейшем детям час­то предстоит работать в малых группах. Можно спросить:

- Как вы думаете, почему мы разбивались на малые группы?

- Понравилось ли работать в группе?

- Что важно при работе в группе?


 


3 Гс

оворкова



- Кто из ребят в группе больше всех подавал идей?

Так уже с первых дней закладывается основа работы в ма­лых группах, что учит работать сообща, ответственности за об­щую работу, ведь в группе не удастся промолчать, как в общем кругу, здесь от мнения каждого зависит решение. Работая в ма­ленькой группе, ребенок получает шанс стать в активную пози­цию и даже взять на себя лидерство.

Можно сделать группы постоянного состава, а можно менять ребят, что научит их находить общий язык с разными детьми. Для деления класса на группы можно использовать различные способы. Вот некоторые из них:

• Заранее разрезается несколько картинок (по числу предпо­
лагаемых групп), их части раздаются детям. Необходимо со­
брать целую картинку, тем самым собраться в группу.

• На стульях с обратной стороны крепятся разноцветные
кружочки. Необходимо найти, у кого кружочек такого же цвета.
Причем, можно предложить это сделать разными способами и
даже молча.

• Можно собраться по цепочке, где сначала выбираются
в группах первые, затем они ищут себе пару, потом договарива­
ются и по очереди зовут к себе третьего и так далее.

• Для разбивки на группы можно использовать игру. Напри­
мер, игру «Голоса животных». Она заключается в том, что на
небольших карточках пишутся названия животных или птиц (по
числу предполагаемых групп). Все карточки перемешиваются.
Дети берут по одной карточке и сразу «превращаются» в то жи­
вотное, карточку с названием которого взяли, то есть с этого
момента они могу «говорить» только так, как «разговаривают»
эти животные. Таким образом дети собираются в группы.

В зависимости от цели наблюдения, а учитель постоянно ве­дет наблюдения, можно, конечно, образовать группы и по жела­нию детей, и по характеру, и по темпераменту. Вот где интерес­но будет наблюдать, как будут работать группы, где соберутся все лидеры, а кто возьмет на себя лидерство в группе, где будут дети, которые чаще всего отмалчиваются.


После рефлексивного круга начинается свободная самостоя­тельная учебная деятельность, во время которой учитель вновь наблюдает, кто с какого предмета начал, сколько по времени дети работают, сколько отдыхают, какому предмету отдают предпочтение, получается ли сегодня работать тише и никому не мешать.

В конце дня в кругу идет разговор о том, как работалось в этот день, какое настроение у ребят. Затем предлагается устно выполнить упражнение «Неоконченное предложение» с одним общим началом: «Оказывается...». А также учитель может соз­дать атмосферу ожидания следующего дня, предложив детям рассказать о самом интересном материале, с которым они сего­дня работали, что поможет другим сделать свой выбор в сле­дующий раз.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.