Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап 1. Великое молчание.






Первый этап является ключевым в лечении заикания - уникальная методика избавления от неправильного речевого стереотипа. Продолжительность - 3 дня, в результате которых вы полностью избавитесь от старой речи и больше не вернетесь к заиканию.

Первый этап включает следующие условия, которые необходимо выполнить в полной мере:

  1. Трое суток вам необходимо провести в полном молчании.​ ​

Выберите три дня, на протяжении которых вы сможете отойти от дел и полностью исключить любое общение с окружающими. Предупредите родных, чтобы они поддержали вас и были в курсе того, что вы приступили к занятиям.

Заведите дневник и отметьте в нем первый день, чтобы навсегда запомнить эту дату – ведь ваша речь больше никогда не будет прежней.

Как только вы замолчите, ваша прежняя речь навсегда исчезнет из вашей жизни. За эти три дня тишины произойдут поистине чудесные процессы:

- вы непременно разрушите отождествление себя самого со своей старой речью и с заиканием. Память о том, как вы говорили ранее, станет лишь пространным и образным воспоминанием. Важно, что это произойдет само собой, без вашего активного участия.

- ваш речевой аппарат придет в состояние покоя, в состояние ожидания – разрушится связь между вашей личностью и старой программой речи. Именно разрушение старого комплекса «я – моя речь» является ключевым и основополагающим в нашей методике. Построить новую, правильную речь можно только с нуля, на пустом, спокойном месте. Суть методики – с заиканием невозможно и бессмысленно бороться – его необходимо уничтожить, а затем учиться говорить заново.

Вряд ли вы когда-нибудь в жизни так долго молчали. Стоит отметить, что если вы попытаетесь заговорить раньше этого срока, либо опустив все дальнейшие инструкции – начнете самостоятельно пытаться говорить после трех дней – вы испытаете трудности. С большой вероятностью изменения будут минимальны, и вам придется начинать все с начала. Потому что ваше первое слово по прошествии трех дней будет сказано совсем не так, как вы говорили раньше – но об этом будет сказано в следующем этапе.

Все это время молчания вам будет необходимо следить за своим внутренним диалогом – в скором времени вы почувствуете, как можете с большей легкостью «проговаривать» слова в уме, чем это было раньше, даже если вы не заикаетесь наедине с самим собой.

Вы больше никогда не вернетесь к своей старой речи, больше никогда не будете заикаться – и само осознание этого факта должно дарить великую радость и чувство свободы: с каждой пройденной минутой молчания вы все дальше и дальше уходите от своего заикания. С каждой минутой постепенно стирается мышечная память о старой речи. Невостребованные и неиспользуемые функции организма постепенно теряют свою актуальность и снижаются – именно это нам необходимо. По мере молчания разрушается старая модель речевого поведения, снижается возбуждение в речевых центрах головного мозга, все системы речевого аппарата приходят к балансу и равновесию.

Итак, как только вы выберете подходящее время и скажете ваши последние слова с заиканием (запомните их, чтобы в дальнейшем увидеть невероятный контраст старой и новой речи), вы приступаете к выполнению первого этапа – к великому молчанию. Если вы занимаетесь по нашей программе со своим ребенком, особенно если он дошкольного возраста, либо его трудно мотивировать на чтение такого рода информации – доходчиво, в игровой манере объясните ему цель первого этапа. Маленьких детей можно мотивировать на три дня полного молчания новой игрушкой, либо другим поощрением. Важно каждое утро напоминать ребенку о необходимости молчать. Ни в коем случае не ругайте его, если он нарушает молчание – не страшно, если он скажет пару слов – в любом случае вы всегда можете начать заново. Стоит отметить, что первый этап наиболее эффективен именно в лечении от заикания и реабилитации детей дошкольного и младшего школьного возраста – их лабильной, гибкой и пластичной, склонной к изменениям нервной системе иногда бывает вполне достаточно только трехдневного молчания для перезагрузки речевого аппарата.

Во время работы с военнослужащими, получившими контузии разной степени с нарушением речевой функции, по-настоящему ощутимых результатов в деле восстановления речи удавалось добиться в том числе благодаря использованию долгого молчания. Тогда в условиях стационара период молчания выбирался к каждому индивидуально – в среднем около недели. Положительных результатов удавалось добиться, несмотря на отсутствие в то время комплексной программы восстановления речи. Странно, что современная логопедия, которая в основном и занимается заиканием у детей, не прибегает к этой методике – скорее всего по причине отсутствия соответствующих академических источников и научных публикаций. Однако запомните, что именно период молчания нужно взять на вооружение как инструмент «скорой помощи» при борьбе с заиканием.

Советуем только после начала молчания продолжать читать далее. Если вы запланировали молчание на другой день – отдохните от чтения, и хорошо запомните последние дни вашего заикания.

В том случае, если вы приступили к молчанию и намерены продолжить работу по программе, примите искренние поздравления! Вы больше никогда не вернетесь к заиканию.

Помните, выше было сказано, что на протяжении этих двух недель вам придется много работать – и на первом этапе программы во время трехдневного молчания необходимо выполнить следующие шаги:

2. Освоить азбуку Дактиля.

Это язык жестов, в котором используются различные комбинации положения пальцев одной руки. Его, как правило, используют в повседневном общении слабослышащие люди, а так же немые и глухонемые. Нам язык Дактиля необходим для того, чтобы построить психосоматическую связь между словесными образами и их невербальным выражением. Потому как по сути мы создаем абсолютно новую речь, нам необходимо выработать и закрепить новую систему связи между образом слова в вашей голове и его выражением. Забегая вперед, отметим, что на следующих этапах вы будете выполнять упражнения, в которых будете проговаривать слова одновременно дублированием этих слов на языке Дактиля. Этот язык крайне просто для изучения – пальцы создают узнаваемые фигуры букв, их очень легко запомнить. В нашей практике даже дети за пару дней начинали уверенно и быстро «говорить» на языке жестов.

Ниже представлена азбука Дактиля, и вы прямо сейчас можете убедиться, насколько прост этот язык.

Будет замечательно, если вместе с вами изучением нового языка займутся ваши родные или друзья – коллективная работа не только эффективней – она определенно интересней. Тем более что последующие три дня вам будет очень удобно общаться на языке жестов, если вы его выучите в ближайшее время. И не забудьте внести запись в свой дневник избавления от заикания – важно осознание и анализ каждого дня.

3. Освоить дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой.

Это комплекс дыхательных упражнений, созданный и запатентованный в середине двадцатого века. А. Н. Стрельникова, будучи молодой певицей, потеряла голос, а так же имела проблемы с сердцем и испытывала периодические приступы удушья – тогда она разработала целую систему дыхательных упражнений, благодаря которым не только вернула себе голос, но практически свела на нет проблемы с сердцем. Эффективность этой методики в отношении целого ряда заболеваний была исследована и доказана медицинской службой МВД России и министерства обороны. В России существует множество медицинских центров, где пациентам стационаров преподают данную методику с целью избавления от проблем в кардиологии, системе дыхания, и в целом ряде нервных расстройств. Однако для нас первостепенное значение имеет эффективность дыхательной гимнастики Стрельниковой в избавлении от заикания и становлении правильной речи - и это одно из ключевых условий эффективности нашей методики.

Дыхание играет основную функцию в физиологии речи – выдыхаемый из легких воздух, проходя через голосовые связки, собственно и представляет собой эту самую речь. Слабый и тонкий голос, прерывистое, поверхностное и неровное дыхание, которое часто бывает судорожным – это все лежит в основе речи человека с заиканием. Так как основа всей речи – дыхание, то нам необходимо доскональной разобраться в этом процессе.

Дыхание здорового человека ритмичное, частотой около 15-20 дыханий в минуту, то есть каждые 3-4 секунды. При физических и психических нагрузках частота повышается в несколько раз – однако в процессе говорения человек может не вдыхать на протяжении десяти и более секунд, так как речь произносится преимущественно на выдохе.

Думаю, вы понимаете, что легкие сокращаются не сами по себе – в них нет мышечной ткани. Объем легких то уменьшается, то увеличивается благодаря работе некоторых групп мышц – межреберных, мышц пресса, а так же диафрагмальной мышцы. Основную роль здесь играет именно мышца диафрагмы. Она находится под легкими, отделяя содержимое брюшной полости от сердца и легких.
Сокращаясь, диафрагма давит на легкие, что приводит к выдоху. Расслабляясь и возвращаясь в исходное положение, мышца диафрагмы в совокупности с другими мышцами позволяет легким расшириться – и происходит вдох.

Если представить образно – диафрагма выполняет роль своеобразного поршня, осуществляя то вдох, то выдох.

Диафрагма свойственна только млекопитающим, а так же некоторым видам крокодилов – в процессе эволюции ее появление позволило резко повысить эффективность респирации, то есть дыхания.

Вы должны понимать, что сила сокращения диафрагмы влияет на интенсивность выдоха, от которой напрямую зависит глубина и сила вашего голоса, и соответственно - речи. Речь, сопровождающаяся сильным и глубоким дыханием, никогда не будет подвержена заиканию. Вспомните, когда вам приходилось громко кричать – даже если трудно было начать – в процессе крика редко случаются запинки, поскольку спазмы и зажимы артикуляционных мышц не являются преградой для сильного выдоха.

Таким образом, нам необходимо увеличить силу выдоха в повседневной речи, а для этого – развить мышцу диафрагмы. Когда закончится период молчания и вы начнете говорить – у вас будет диафрагмальный голос, который отличается глубиной, силой, и красотой звучания. Так же, во время напряжения диафрагмы рефлекторно снимается напряжение с мимических мышц, мышц шеи и лица – что опять же нам необходимо.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой направлена в первую очередь на развитие диафрагмальной мышцы. Будет очень хорошо, если вы сразу после прочтения методики этой гимнастики приступите к ней – на протяжении этих двух недель вы будете делать ее ежедневно, заодно повышая свое общее самочувствие и настроение. Вообще все те, кто осваивал дыхательную гимнастику, периодически к ней возвращаются. Существует целая книга, в которой во всех подробностях указаны заболевания, при которых может применяться методика Стрельниковой, и изложены указания относительно самих упражнений.

Мы не будет тратить свое время на эту книгу, лишь используем одно упражнение, указанное в ней. Более того, в это упражнение мы внесем свои изменения, которые до максимума упростят его выполнение, а так же будут наиболее эффективно действовать в наших целях.

Методика крайне проста – вы совершаете 8 резких вдохов через нос, с частотой одного вдоха в одну секунду, либо немного чаще, затем 4 секунды пауза (дыхание свободное), затем снова 8 резких вдохов через нос.

Все интуитивно понятно: исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, как на рисунке. Во время резкого вдоха через нос вы бросаете руки навстречу друг другу, как бы обнимая свои плечи, затем снова разводите их в исходное положение. Новый вдох – новое движение рук. Не стоит широко разводить руки, самое главное – сильно сжать грудную клетку в момент вдоха. Чем сильнее и резче вы будете так делать – тем лучше. Так повторять по 20 минут утром и 20 минут вечером – при желании этот срок можно увеличить, пойдет только на пользу. При физических ограничениях – сократить, однако делать – обязательно.

Важное замечание касательно этого упражнения – при резком вдохе через нос мышцы вашей груди, рук, плеч и пресса должны быть по возможности расслаблены. Не следует сводить руки с силой, напрягаясь – руки надо просто резко бросить навстречу друг другу. В момент вдоха вы должны ощущать толчок на уровне солнечного сплетения – это как раз задействована диафрагма. Выдох между этими резкими вдохами практически незаметный, естественный – все ваше внимание должно быть направлено на резкий вдох, на работу диафрагмы.

Суть этого упражнения, как вы догадались, состоит в том, чтобы сжимая грудную клетку и осуществляя резкий вдох, заставить расшириться нижний отдел легких, и соответственно – воздействовать непосредственно на диафрагму. Это одно из важнейших условий формирования новой речи – развивая диафрагму, вы приобретаете сильный голос и освобождаетесь от излишнего напряжения речевого аппарата, что дает поистине чудесный эффект. Забегая вперед, отметим – в дальнейшем, когда вы начнете говорить, вы будете использовать такой же резкий вдох носом во время своей речи – и вы просто не поверите, как легко будет таким образом говорить. Люди с правильной речью редко задумываются о процессах дыхания как таковых – их механизм речевого аппарата работает сам по себе, однако нам необходимо починить этот аппарат - для избавления от заикания нам просто необходимо изменить стереотип дыхания.

На нашей практике дыхательную гимнастику запросто осваивали как дошкольники, так и пожилые люди. В первый день упражнений возможно ощущение легкого головокружения из-за гипервентиляции легких, в этом случае можно немного снизить интенсивность.

Делайте дыхательную гимнастику вместе со своим ребенком, с членами вашей семьи – и мы уверены, многие из них сразу почувствуют улучшение самочувствия и будут продолжать делать эту гимнастику и после прохождения вами или вашим ребенком этого курса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.