Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анри Бергсон






1859 – 1941

Сочинения:

“Материя и память”, 1896

“Творческая эволюция”, 1907

“Опыт о

непосредственных

данных сознания”, 1889

 

Нобелевская премия по литературе, 1927


конспект неклассика: философия жизни

 

Важный вклад в развитие жизни внес интуитивизм А. Бергсона, согласно которому все живое, в т.ч. и универсум, свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни, жизненном порыве (" elan vital"). Миру материи, статичному и инертному, Бергсон противопоставил непрерывный поток текущего сознания, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики, и которое не столько фиксирует и выделяет явления, сколько описывает то, как они воспринимаются и переживаются сознанием. К идее потока сознания одновременно с Бергсоном придет и прагматизм (У. Джемс, Ч. Пирс).

Понятие жизни как некоей судьбы, “души” (аполлоновской, магической, фаустовской) культуры О. Шпенглер использует в своей книге “Закат Европы” для обоснования теории локальных цивилизаций, рождающихся, взрослеющих, стареющих и умирающих подобно живым организмам. В данной концепции Мировая история трактуется как сумма отдельных культур, замкнутых и изолированных, имеющих свой темп развития и отведенное время жизни (около 1200 лет).


163 словарь

 

По Бергсону, Жизненный порыв пульсирует по расходящимся ветвям эволюции - подобно гранате, ступенчато разрывающейся сначала на части, затем - на частицы, все более и более мелкие. Люди - микроскопические фра­гменты - лишь могут отдаленно догадываться о мощи первоначального взрыва.


хрестоматия Бергсон А. Творческая эволюция

 

Когда мы помещаем наше существо в акт нашей воли, а этот акт - в тот импульс, продолжением которого он служит, мы понимаем, мы чувствуем, что реальность есть непрерывный рост, без конца продолжающееся творчество.

Мы не представляем собой самого жизненного потока; мы является потоком, уже отягченным материей, то есть застывшими частями его субстанции, которые он уносит с собой на своем пути.

В действительности жизнь есть движение, материальность есть обратное движение, и каждое из этих движений является простым; материя, формирующая мир, есть неделимый поток, неделима также жизнь, которая пронизывает материю, вырезая в ней живые существа. Второй из этих потоков идет против первого, но первый все же получает нечто от второго: поэтому между ними возникает modus vivendi, который и есть организация. Наши чувства и интеллект воспринимают эту организацию как форму частей, полностью внешних друг другу во времени и в пространстве.

Мы не только закрываем глаза на единство порыва, который, проходя через поколения, соединяет индивидов с индии-


164 словарь

 

Жизнь

понятие неклассической философии, фундирующее собой философию “жизненного мира” и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное (Ницше), жизненный порыв (Бергсон), непосредственное внутреннее переживание (Дильтей, Зиммель).

 

 

Цит.:

Бергсон А. Творческая эволюция // https://philosophy.ru


хрестоматия Бергсон А. Творческая эволюция

 

видами, виды с видами и превращает весь ряд живых существ в одну необъятную волну, набегающую на материю, но и каждый индивид в отдельности представляется нам агрегатом, - агрегатом молекул и агрегатом фактов. Это обусловлено строением нашего интеллекта, который создан для того, чтобы действовать на материю извне, и достигает этого, лишь мгновенно вырезая в потоке реального части, каждая из которых в своем постоянстве оказывается бесконечно разложимой.

Жизнь, сказали мы, выходит за границы целесообразности, как и других категорий. По существу это есть поток, хлынувший сквозь материю и извлекающий из нее все, что может. Не было поэтому ни проекта, ни плана в собственном смысле слова. С другой стороны, слишком очевидно, что остальная природа не была предоставлена человеку: мы боремся, как другие виды, мы боролись против других видов. Словом, если бы эволюция жизни столкнулась в пути с другими случайностями, если бы, в силу этого, жизненный поток разделился по-иному, мы очень отличались бы, и физически, и морально от того, что представляем собой сейчас.


165 словарь

 

“Поток сознания”

(англ. Stream of con­sciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. XX в. Как литературный прием - прямое воспроизведение процессов душевной жизни, предельная форма “внутреннего монолога”, как бы “самоотчет ощущений”. В модернизме становится методом изображения жизни, претендуя на универсальность и на полноту иллюзии “присутствия”, “сопереживания” при передаче психических состояний.


хрестоматия Джойс Дж. Улисс

 

Да потому что с ним никогда не было требовать завтрак себе в постель скажи-ка пару яиц с самой гостиницы Городской герб когда все притворялся что слег да умирающим голосом строил из себя принца чтоб заинтриговать эту старую развалину миссис Риордан воображал будто с ней дело в шляпе а она нам и не подумала отказать ни гроша все на одни молебны за свою душеньку скряга какой свет не видал жалась себе на денатурат потратить четыре шиллинга все уши мне прожужжала о своих болячках да еще эта вечная болтовня о политике и землетрясениях и конце света нет уж дайте сначала нам чуть-чуть поразвлечься упаси господи если б все женщины были вроде нее сражалась против декольте и купальников которых кстати никто ее не просил носить уверена у ней вся набожность оттого что ни один мужчина на нее второй раз не взглянет надеюсь я на нее никогда не буду похожа удивительно что не требовала заодно уж и лицо закрывать но чего не отнимешь это была образованная и ее бесконечные разговоры про мистера Риордана я думаю тот счастлив был от нее избавиться а ее пес все обнюхивал мою шубу и норовил под юбку забраться особенно тогда но пожалуй мне нравится в нем та-


166 словарь

 

Существуют ли вещи реально, вне нас? Что мы называем вещью? По-видимому, это дело нашего полного произвола, ибо в зависимости от наших потребностей мы выделяем что угодно, подобно тому, как выделяем созвездия… мы по своему произволу делим поток чувственного опыта на “вещи” [У. Джеймс]

 

Цит.:

Джойс Дж. Улисс. М., 1993.


хрестоматия Джойс Дж. Улисс

 

кая деликатность со старухами и с прислугой и даже с нищими он не пыжится попусту хотя не всегда если вдруг с ним и вправду что-то серьезное тогда закавыка в том что конечно следует лечь в больницу где все чистое но его ведь надо сначала уговаривать целый месяц да а потом тут же на сцене появляется медсестра и он там будет торчать покуда не выкинут или скажем монахиня наподобие той что у него на этом похабном снимочке такая же она монахиня как я да потому что когда они заболеют до того слабые хнычут нуждаются в нас чтоб выздороветь у него кровь из носу пойдет так по его виду подумаешь тут Ах какая трагедия или когда сходили с Южной Кольцевой состроил уж совсем умирающую мину в тот раз он ногу себе растянул на пикнике с нашим хором на горе Шутарлоф помню я была в том платье мисс Стэк принесла ему цветы самую заваль какая могла найтись любой предлог годится лишь бы проникнуть к мужчине в спальню с этим своим голоском старой девы тщится вообразить будто бы он умирает от любви к ней уж не увидеть вновь твое лицо хотя он выглядел тогда более мужественно борода слегка отросла покуда лежал отец был такой же а потом я терпеть не могу перевязывать


167 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

ТЕМА:

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ



168 словарь

 

Феноменоло’гия

означает новый, дескриптивный, философский метод, на основе которого в конце прошлого столетия была создана:

1) априорная психологическая наука, способная обеспечить единственно надежную основу, на которой может быть построена строгая эмпирическая психология.

2) универсальная философия, которая может снабдить нас инструментарием для систематического пересмотра всех наук.

Э. Гуссерль


конспект неклассика: феноменология

 

Предметом рассмотрения феноменологии (Гуссерль, Мерло-Понти, Рикёр) оказываются отношения между бытием и сознанием. Бытие рассматривается как коррелят сознания, т.е. нечто помысленное, воспринятое, представленное, различенное им. Признавая существование объективного мира, феноменология интересуется не тем, что он из себя представляет, а как он представлен в сознании воспринимающего субъекта.

Т.о. предметом философско-научного рассмотрения в феноменологии становится целостный поток переживаний, в котором мир воспринимается нашим сознанием. Главное свойство этого потока сознания - интенциональность - направленность-на. Свойство интенциональности является спонтанным, поточным и непроизвольным, но конституирует (формирует) объект восприятия.

Феноменология признает объективность мира: любой предмет или явление существует вне сознания и его свойства не зависят от того, воспринят он или нет. Сознание же имеет дело со смысловой структурой предмета, которую само же и образует. В этом случае речь может идти уже не только об индиивидуальном субъективном сознании, но о сознании


169 словарь

 

Интенциона’льность

смысловая направленность сознания к предметам, в которой предметы раскрывают свой смысл без отсылки к природным или рукотворным связям с другими предметами.

 

Феноменологи’ческая

реду’кция (эпохе’)

отстранение от причинно-функциональной взаимозависимости сознания и предметного мира; выдвижение на первый план смысловой связи сознания и мира

 


конспект неклассика: феноменология

 

интерсубъективном, связанном с контекстом восприятия, т.е. неким смысловым горизонтом на фоне которого предмет может быть воспринят. Этот смысловой горизонт, мир-горизонт всех наших целей и устремлений, поле, где пересекаются различные практики человека, Гуссерль определяет как жизненный мир человека.

Благодаря своей внутренней способности, сознание может приостанавливать себя (" прекращать поток сознания", согласно М. Мамардашвили). Переставая течь, сознание переходит в ранг метасознания, становясь познанием и мышлением. Приостановка связана с феноменом остранения (эпохе): вынесения за скобки всех полученных ранее эмпирических данных, внешних по отношению к чистому сознанию, восприятие мира как впервые увиденного.

Т.о. саму философию Гуссерль определяет как строгую науку, в основе методологии которой лежит требование направлять рефлексию на смыслообразующий поток сознания и дескриптивно выявлять смысловую данность переживания внутри конкретного потока (горизонта смыслов).


170 словарь

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.