Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Род. 1922






американский философ, критик нео- и постпозитивизма

Сочинения:

“Концептуальные революции в науке”

“Человеческое

понимание”

“Предвидение и

понимание”

“Выдерживает ли критику различение нормальной и революционной науки? ”


конспект критика Т. Куна: эволюционизм С. Тулмина

 

С т.зр. Стивена Тулмина, вопрос о закономерностях развития науки сводится к двум группам вопросов:  какие факторы определяют появление теоретических новаций (аналог проблемы происхождения мутантных форм в биологии) и, ‚ какие факторы определяют признание и закрепление того или иного концептуального варианта (аналог проблемы биологического отбора).

Эволюционная модель развития науки Тулмин строит по аналогии с теорией Дарвина, объясняя развитие через взаимодействие процессов “инноваций” и “отбора”. К основным чертам эволюции науки Тулмин относит следующее:

 Интеллектуальное содержание дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой - обнаруживает явную преемственность.

‚ В интеллектуальной дисциплине постоянно появляются пробные идеи или методы, однако лишь немногие из них завоевывают прочное место в системе дисциплинарного знания. Т.о. непрерывное возникновение интеллектуальных новаций уравновешивается процессом критического отбора.

ƒ Этот двухсторонний процесс производит заметные кон-


152 словарь

 

Согласно Тулмину, в общих чертах эволюция науки подобна дарвиновской схеме биологической эволюции (с конкурентной борьбой за существование, с выживанием лучших и т. д.).

Решающим условием для выживания инновации становится ее вклад в установление соответствия между объяснениями данного феномена и принятым “объяснительным идеалом”.


конспект критика концепции Т. Куна

 

цептуальные изменения только при наличии некоторых дополнительных условий. Необходимо существование  достаточного количества людей, способных поддерживать поток интеллектуальных нововведений; ‚ “форумов конкуренции”, в которых пробные интеллектуальные нововведения могут существовать в течение длительного времени, чтобы обнаружить свои достоинства и недостатки.

„ “Интеллектуальная экология” любой исторической и культурной ситуации определяется набором взаимосвязанных понятий. “В любой проблемной ситуации дисциплинарный отбор “признает” те из “конкурирующих” нововведений, которые лучше всего отвечают “требованиям” местной “интеллектуальной среды”. Эти “требования” охватывают как те проблемы, которые каждый концептуальный вариант непосредственно предназначен решать, так и другие упрочившиеся понятия, с которыми он должен сосуществовать”

Необходимым источником концептуальных изменений Тулмин считает “любопытство и способность к размышлению отдельных людей”. А укрепиться в дисциплинарной традиции, возникающие концептуальные новации могут, пройдя фильтр “отбора”.


153 экскурс

 

В рамках эволюционистской концепции науки В рамках этой концепции Тулмин ввел ряд эвристических понятий и представлений: " рациональная инициатива", " концептуальный отбор", " матрица понимания", " интеллектуальная экология" и др., которые задают действительность эволюционнных процессов в науке.


хрестоматия Тулмин С. Концептуальные революции в науке

 

Рассмотрение идей Коллингвуда и Куна показало, что эти мыслители сталкиваются с одними и теми же проблемами. Первая из этих проблем состоит в следующем. Любая попытка охарактеризовать научное развитие как чередование четко разделенных «нормальных» и «революционных» фаз содержит в себе нечто ложное, а именно мысль о том, что теоретическая схема либо полностью переходит от ее создателя к его ученикам (как в «нормальной науке» Куна, в которой все ученые должны лишь добавлять отдельные детали в существующую схему), либо вообще не переходит от одних ученых к другим (как в его подлинных «революциях», когда пропасть между старым и новым является непреодолимой). В действительности же передача в науке теоретических схем всегда является более или менее неполной - за исключением тех случаев, когда речь идет о передаче схоластических или совершенно окаменевших понятий.

Вторая проблема, не решенная Коллингвудом и Куном, состоит в том, что оба они испытывают значительные трудности при попытке рационально истолковать изменения в «абсолютных предпосылках» или в парадигмах. В этом отношении их


154 источники

 

Цит.:

Тулмин Ст. Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.


конспект критика концепции Т. Куна

 

положение аналогично ситуации, в которой находились логические эмпиристы, хотя по всем другим пунктам их позиция резко отличается от позиции логических эмпиристов.

После работ Куна и Коллингвуда сохранилась исходная проблема: каково точное место рационального выбора в процессе фундаментального концептуального развития.

<...> Моя первая гипотеза состоит в следующем: когда мы рассматриваем концептуальные изменения, происходящие в рамках какой-либо интеллектуальной традиции, мы должны проводить различие между: 1) единицами отклонения или концептуальными вариантами, циркулирующими в данной дисциплине в некоторый период времени, и 2) единицами эффективной модификации, т.е. теми немногими вариантами, которые включаются в концептуальную традицию этой дисциплины. Для обсуждения развития научной традиции в указанных двух различных аспектах мы будем использовать специальные термины: (1) нововведения - возможные способы развития существующей традиции, предлагаемые ее сторонниками, и (2) отбор - решение ученых выбрать некоторые из предлагаемых нововведений и посредством их модифицировать традицию.


155 словарь

 

Пермане’нтный

(франц. permanent, от лат. permaneo — остаюсь, продолжаюсь), непрерывно продолжающийся, постоянный.

 

В отличие от Т.Куна, К.Поппер являлся представителем интернализма, т.е. считал, что развитие науки можно объяснить, не принимая в расчет социальные и психологические фактора, а исходя только из логических правил.


конспект К. Поппер: перманентная революция

 

В качестве альтернативы концепции смены научных парадигм Поппер предложил концепцию перманентной революции, суть которой состоит в том, что развитие научного знания рассматривается как непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными. Т.е. наука, согласно Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых предположений и их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров.

Перманентная революция предполагает следующие этапы:  выдвижение гипотезы, ‚ оценка степени фальсифицируемости гипотезы, ƒ выбор предпочтительной гипотезы, т.е. такой, которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов (предпочтительны более рискованные гипотезы), „ выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов, … отбор следствий, имеющих принципиально новый характер, † отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается, ‡ принятие конвенционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении определенных фактов и теорий условно принятыми.


156 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

ТЕМА:

КОНЦЕПЦИЯ СМЕНЫ ПАРАДИГМ

 

Лит.:

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М., 2006.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



157 словарь

 

Концепция “третьего мира”, сформулированная К. Поппером, служит онтологическим обоснованием его же модели роста научного знания (см. Концепция перманентной революции).

Постулируя существование третьего мира, Поппер предлагает свое решение одной из кардинальных философских проблем определения объективного характера научного знания.


конспект Поппер: концепция “третьего мира”

 

В конце 60-х годов Поппер выдвинул оригинальную теорию трех миров, нередуцируемых друг к другу. В рамках своей теории Поппер различает  мир физических объектов или физических состояний; ‚ мир состояний сознания (мыслительных и ментальных); ƒ мир объективного содержания мышления (подтвердившиеся и не подтвердившиеся гипотезы, научные идеи и теории, материализовавшиеся проекты и не прочитанные никем книги и т.д.).

Третий мир возникает как результат взаимодействия физического мира и сознания, как естественный продукт человеческой деятельности. Необходимым условием его возникновения является появление языка. Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный характер.

Согласно Попперу, наличие третьего мира обусловлено различными смыслами понятий знания:  знание или мышление в субъективном смысле, состоящее из состояний ума, сознания, диспозиции действовать определенным образом; ‚ знание или мышление в объективном смысле, состоящее из проблем, теорий, рассуждений, аргументов как таковых. Такое знание есть знание без того, кто знает (знание без познающего субъекта).


158 экскурс

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.