Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие






есть прогрессирующее и продолжающееся (но необязательно непрерывное и линейное), заведомо не вполне предсказуемое (хотя и логически объяснимое) изменение, со статистической необратимостью приводящее космос от зарождения к его нынешним и будущим состояниям

Э. Ласло

 

 


конспект четвертая научная революция

 

В 3/III ХХ в. происходят новые радикальные изменения в основаниях науки: IV глобальная научная революция, в ходе которой рождается постнеклассическая наука.

Интенсивное применение научных знаний во всех сферах социальной жизни, изменение характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.

Если классическая наука была ориентирована на постижение сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Изменения этих картин протекают уже не под влиянием внутридисциплинарных факторов, а путем " парадигмаль-


134 словарь

 

Антро’́ пный при́ нцип

аргумент " Вселенная создана под человека разумного", объясняющий, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между разнообразными фундаментальными физическими параметрами, которые способны привести к образованию разумной жизни.

Теории строения мира, в которых антропный принцип принимается за существенную аксиому, находятся в пограничной области между физикой и философией.


конспект четвертая научная революция

 

ной прививки" идей, транслируемых из других наук.

Объектами междисциплинарных исследований становятся уникальные исторически развивающиеся системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек в процессе деятельности сталкивается с проблемой выбора линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим, а с системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.

В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к " человекоразмерным" объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.


135 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

ТЕМА:

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИНТЕРНАЛИЗМ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.


 


136 словарь

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.