Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласные р — л






ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение звуков р и л из слов в начальной позиции).

2) Сравнение по артикуляции (сходство, различие).

3) Соотнести звуки с буквами р, л.

4) Дифференциация в слогах (устно; запись под диктовку).

ла-ра лар рал ря-ля рял ляр

ло-ро лор рол ре-ле рел лер

лу-ру лур рул ри-ли рил лир

лы-ры лыр рыл рё-лё рёл лёр

рю-лю рюл люр

 

5) Анализ слов-паронимов.

Лак — рак, репка — лепка, ров — лов, розы — лозы.

6) Дифференциация р и л в словах устно (запись в два столбика – со слуха).

Карась, лодка, повидло, проверка, рыбак, плач, пораньше, средний, плохо, хорошо, плаванье, футбол, заборы, порядок, оглядись, плен, прятки, самовар, самосвал, плыл, ветер, прятать, вёсла, вёдра, валенки, кукла, плакат.

 

7) Тренироваться в произнесении следующих слогов, устно включая их в слова:

рал (убрал, загорал, выбрал, разобрал, перебрался...)

рол (поборол, распорол...)

рул (рулевой...)

рыл (вырыл, перерыл...)

 

 

ляр (футляр, маляр...)

пер (пропеллер...)

лир (ювелир...)

 

рял (доверял, потерял, застрял, проверял...)

рел (смотрел, горел, выстрел...)

рил (говорил, подарил, верил...)

 

лёр (контролёр...)

люр (велюр, шевелюра...)

рел (орёл...)

рюл (кастрюля...)

 

8) От данных ниже глаголов образовать новые посредством приставки раз- (разо-), подчеркнуть р и л цветными карандашами.

Образец: Гладил - разгладил.

ленился —... глядел —... вернулся — …

ломал —... рвался — … грел — …

грузил — … рыл — … варился — …

 

9) Вставить пропущенную букву р или л. Устно с каждым словом составить предложение.

л р р

жа - -ко со- -лить пожа-

р л л

 

л л л

п- -ыть ми- жа- -ить

р р р

 

10) Определить место звуков в словах (работа с цифровым рядом):

а) звук р: рапорт, размеры, водопровод, прирост, распоря­док, пригород, рассердил, пролетарий, примерка, перепрыгнул, прорубь, раздразнил, расхрабрился, коридор, характер;

б) звук л: голубоглазый, полнолуние, земледелие, белоло­бый, белоствольная, перелил, пролез, планёр, пролил, переплыл, гладил, разрыл, разлука, делитель, глагол, разломил, перепёлка, разленился, берлога.

11) Изменить слова по образцу. Буквы р и л записать цвет­ными карандашами.

Образец: рою— рыл.

Реву, рву, прыгаю, рисую, пробую, принимаю.

 

12) Вставить пропущенные буквы р или л, записать их цвет­ными карандашами.

а) устно (поднять букву); б) письменно.

К-ы-ьцо, ко-аб-и, -у-евой, пе-еп-ёт, г-е-ка, п-я-ка, г-еб-я, зем-еме-, гене-а-, -аспо-яди-ся, -ассе-ди-ся, п-ош-огодний, -азитъ, пе-еу-ок, ве-ну-ся, эска-ато-, ба-е-ина, све—о, зе-ка-о, биб-иотека-ь, те-ег-амма, ве-то-ёт, бу- -лит, ап-е-ь, бе- -ога, к-ес-о, каст-ю-я, конт-олё-.

 

13) Повторить скороговорки.

Старый пёс среди двора

Караулил куль добра.

Воры куль добра не брали,

Воры сторожа украли.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

 

14) Предложения для анализа и записи.

Клава рвала спелые сливы. Рыболовы вернулись вечером. Маляры несли полные вёдра краски. По крыше гремел проливной дождь. Поле засеяли клевером. Мы с братом плавали на пароходе по Волге. Сестра развязала платок. В ручье кораблик сел на мель. Раки ворочались в ведре. Валера и Лариса кормили кроликов.

 

15) Слуховой диктант:

ЛЕТОМ

Было жарко. Ребята купались в пруду. Дружок дремал на берегу. Валера брызнул на Дружка водой. Дружок громко зарычал. Дети долго играли и загорали на берегу реки.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели рядом горошины. Прошла неделя. Вдруг стручок открылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины

полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она пустила росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 

16) Записать графически под диктовку текст.

(Диктуемый текст.) (Запись в тетрадях.)

ТРЕЗОР рр

На дверях висел замок. - р л –

Взаперти сидел щенок, р л –

Все ушли и одного - л - -

в доме заперли его. - - рл –

Мы оставили Трезора - л рр

без присмотра, без надзора, - рр - р

и поэтому щенок - - -

перепортил все, что мог. ррл - - -

Разорвал на кукле платье,

зайцу выдрал шерсти клок,

в коридор из-под кровати

наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол -

с головой забрался в уголь,

вылез чёрный — не узнать.

Влез в кувшин - перевернулся,

чуть совсем не захлебнулся

и улегся на кровать

спать...

Мы щенка в воде и мыле

два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

не оставим одного!


 

17) Диктанты.

Мы пускали кораблики. Они быстро плыли по воде. Только первый кораблик сел на

мель.

Раз Валера наловил полное ведро раков. Раки карабкались друг на друга, ворочались в

ведре.

У Славы были кролики. Летом они резвились на воле. Под брёвнами у кроликов были

норы. На зиму Слава взял кроли­ков в дом. Теперь они живут в чулане.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.