Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дать ответ на «Загадку».






Они, как я заметила, Я шесть их вижу в радуге

везде и всюду есть: и, если сосчитать,

в руке их только четверо, то сразу сами скажите,

зато в кармане – шесть. что их в арбузе – пять!

Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз.

Задание. Расставить по местамперепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию.Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить разницув значении слов.

ЕРАЛАШ

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить

По местам.

Задание. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ слов, вновь полученных.

«8: О»

Если штангой сделать М,

Если штангой сделать Л,

И забить в ворота Е —

Будет МЕЛ.

 

Если О забить, как гол,

Будет МОЛ.

У, забьем: вратарь уснул!

Будет — МУЛ.

И — МИЛ, Я — МЯЛ,

Ы — МЫЛ, Ё — МЕЛ,

А — МАЛ, 8: О!

Задание. Прочитать слово. Заменить в нем одну гласную на другую так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом.

О б р а з е ц: дом — дым. У дороги дом. Из трубы идет дым.

Сон, бак, сок, пил, вал, мел.

Задание. Прочитатьслово. Заменить согласную: а) в началеслова; б) в конце слова так, чтобы получилось новое слово. Устно составить словосочетания, пред­ложения с каждым словом.

Образец: а) кот—вот, рот, тот, пот;

б) сон — сок, сох, сом, сор.

Точка, балка, лук, лак, день, ком; педаль, макет;

сыр, сон, кот, сук, мак, стоп.

Задание. Прочитать слово, прибавить впереди букву, чтобы получи­лосьновое слово.

Образец: Оля — Коля, луг — плуг.

Елка, рот, игры, мех, путник, бор, дочка, пушка, еда.

Задание. К данным слогам добавить еще слог, чтобы получилось слово.

О б р а з е ц: Ви-тя, Ва-ля, вил-ка.

Ви Ва вил

Ми По пол

Пе - тя Га - ля лод - ка

Ка Ми сум

 

тра вол цве

дро сло бо

сло - ва бли - ны кус - ты

кан сос тор

 

во даль клю

бе боль маль

Ли - да мень - ше паль - чик

е рань лет

Задание. К данному слогу добавить разные слоги, чтобы получились слова.

ха ра ра

му - ка па - лец но - ги

сор ша жи

 

да бы бор

во - зы гу - ща за - вод

лы си мок

 

гаж вёр моть

ба - рак ко - тёл ло - ток

тон мок шадь

 

ток сы но

мо - лот бу - ря ки - ты

тор кет сель

Задание. а) Прибавить слог впереди слова, чтобы получилось новое слово. Составить предложения устно с этими словами.

бочка — (ба)бочка коза — (стре)коза рожок — (пи)рожок мешок — (ре)мешок

точки — (лис)точки бочки — (гри)бочки жар —(по)жар нос — (под)нос

б) Кто больше подберет новых слов к данным ниже трем словам:

сок — (пе)сок, (но)сок, (ча)сок, (ку)сок, (ви)сок, (ле)сок, (бру)сок;

бор — (за)бор, (у)бор, (при)бор, (в.ы)бор, (со)бор, (от)бор;

точки — (у)точки, (лас)точки, (ни)точки, (ве)точки, (кос)точки, (кис)точки, (де)точки, (лис)точки, (ме)точки, (лен)точки.

Задание. Прочитать слова в обоих направлениях. Сравнить звучание. Подобрать самостоятельно подобные слова-перевертыши.

Шалаш, казак, потоп, как, боб, Тит, кок, тот, тут, еле, лил, Ада, Алла, наган, комок, топот.

Задание, а) Сравнить по звучанию, написанию и значению слова.

нос — сон вес — сев лизать — лазить

ров — вор кот — ток топ — пот

лес — сел дар — рад сломил — смолил

сор — рос степь — спеть ступал — спутал

б) Выложить их из букв разрезной азбуки. Устно составить предло­жения.

Задание. Запомнить со слуха и повторить ряд слов в данной последо­вательности.

Мак, грибы, лебеди, дуб;

роза, дым, забор, голуби;

ковер, малина, сок, дверь.

Задание. Разделить на слоги (хлопками) слова в тексте простых рит­мичных, знакомых детям стишков.

Например: «На-ша Та-ня гром-ко пла-чет,

У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик.

«Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,

Не у-то-нет в реч-ке мяч».

Игра с перекидыванием мяча «Закончи слово». (Логопед называет слог, дети добавляют второй.)

Например: Логопед, бросая мяч. Зи—Учащиеся ма.

Мо — ре и т. д.

Задание. Разделить вслух слова на слоги (хлопками или отстукиванием слогов).

Сад, дым, бак, жук, мел, пол, лён, кот;

Даша, рама, нора, туча, дыра, море, дача, коза;

стол, дверь, мост, двор, утка, орлы, иглы, очки, утро;

ворон, сокол, холод, мешок, горох, пирог, сапог;

враги, двери, глина, груша, флаги, следы, шляпа, мальчик;

лесник, листик, платок, мясник, значок, солома, машина, василёк.

Задание. Самостоятельно разделить слово на слоги. Поднять цифру, обозначающую количество слогов.

Образец: Диван— |2|. Береза— |3|. Сын— |1|. Паутина — |4|.

Дом, рис, сом, мак, лук, рак, дуб, нос, мост, лист, тень, ночь, день, лось, мышь, звон, кран, хлеб, град, гром, скот, стон, стул, сани, кусты, мосты, диван, лапта, кусок, знамя, лента, карта, земля, куртка, морковь, тыква, лапша, платье, кошка, окунь, косилка, линейка, газета, туристы, шоколад, вершина, скали­стый, морская, звездочка, вышивка, окошко, вазочка, мака­роны, пианино, карандаш, катаются, посадили, ма­газины, паутина, самолёты, подводные, красивые, смородина.

Примечание: слова диктовать вразбивку.

Задание. Разложить предметные картинки в четыре колонки по ко­личеству слогов под соответствующими цифрами.

Например: 1 2 3 4

гусь ложка тарелка колокольчик

Задание. Графический диктант. Прослушать слово. Обозначить коли­чество слогов черточками.

Логопед: Учащиеся:

Образец: трава. — —

Малина, ананас, Рая, шофёр, школьники, дом, речка, мо­лочная, мёд, колхозники, дачный, клуб, гриб, дача, ландыш, охотники.

Задание. Придумать слова с данным количеством слогов. (Логопед чертит на доске полоски, соответствующие количеству слогов в слове.)

Логопед: Учащиеся:

Образец: ___ ___ краски, окно.

Задание. Придумать слова, содержащие столько слогов, сколько от­хлопал логопед.

Задание. К слогам первого ряда прибавить слог на. К словам второго ряда прибавить слог ки.

-род, -ходка, тиши-, мали-, паути-, па-ма, кали-, воро-, за-вес,

нос-, оч-, -но, конь-, -ты, -сель, маль-, зам-, мар-.

Задание. Вместо пропущенного слога вставить нужный слог ло или ка.

Во-сы, по-жу, зо-то, мо-ко, соба-, музы-, са-, осо-, соро-, весе-, -лина; мо-тый, мо-дой, -душка, подуш-.

Задание. Вместо точек впишите прописью цифры 3, 1, 2. Прочитайте полученные слова.

Пос...гу, вы..., с...жка,...буна, со...,...тон;

р...ка, смор...а, Р...а;

по...л, раз…ивать,...жды.

Задание. Тренировочные упражнения в списывании слов по слогам и целиком. Логопед записывает на доске слова с делением на слоги. Дает детям целевую установку: «Запомнить слово и записать его по памяти». По мере рассмотрения слов детьми, логопед стирает их.

сад зи-ма смех сто-лик
бык ро-зы след бро-ви
рис зу-бы кран ста-кан
суп ру-ка снег стек-ло
лук но-ги крот гра-нит
мох ры-ба звон тка-ни

Задание. а) Прослушать и повторить слоги. Найти одинаковые звуки в слогах каждого ряда; б) Прочитать слоги. Назвать в каждом слоге буквы. Найти общие буквы в слогах каждого ряда. Подчеркнуть их цветным мел­ком. Придумать с этим звуком слова.

то – та – ту па – ка – на от – ат – ут ар – аш – ан

на – ну – но то – со – ло ас – ос – ис ул – ус – ук

са – со – су му – ру – ту ум – ам – ем ил – ит – ис

Задание. Рассмотреть предметные картинки. Выделить первый звук в названии каждой.

Задание. Прослушать стихотворение.

«НА ОДИН ЗВУК»

Вот сколько на «к» я сумею сказать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

—Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «т» ты сумеешь назвать?

— Топор, табуретка, тарелка и ложка...

— Ты, кажется, что-то напутал немножко!

— Ну ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай, на «с» назову я посуду:

— Стакан, сковородка, солонка и... кошка.

— А кошка откуда?

— Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку — откуда пришла,

И вся ли посуда на кухне цела...

Дети тренируются в подборе слов на заданный (произноси­мый ими) звук.

Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы: кто? Что сделал? Ко­гда? и т.п. Учащиеся в ответ дают слова, начинающиеся на данный звук.

Образец:

Логопед. Кто? Что сделал? Кому? Что?

Дети. Папа принёс Пете пастилу

Соня связала Саше свитер

Задание. Закончить слово, подняв подходящую букву.

Образец: самоле \ т \.

каранда..., \ш\

самосва... |л| и т. д.

Игра «Цепочка слов». (Дети придумывают слова на последний звук сказанного слова.)

Образец: Мост — телефон — носки — иголки... и т.д.

Задание. Вписать данные слова в соответствующие строчки.

Лиса, ум, сумка, пар.

Задание. Сосчитай, сколько названий предметов начинается на звук к и заканчивается на а.

Задание. Напиши в клетках слева слова, которые оканчиваются бук­вой т, а справа — слова, которые с этой буквы начинаются.

К О О К

К Р О Т А Н К

С А Л А О П О Р

Задание. Определить наличие данного звука в словах, названных логопедом:

а) после каждого слова поднять знак +, если звук в слове присут­ствует, и -, если он отсутствует;

б) то же, но с дополнительным указанием места звука в слове (начало, середина, конец).

Примечание: материал данного упражнения надо использовать в повседневных занятиях в форме двухминуток.

Звук м

Молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мясо, осина, мак, мука, омлет, сумка, нога, комната, пол, лампа, носок.

Звук с

Ситец, повар, санитар, слон, слива, сахар, пруд, соловей, посуда, морковь, масло, лиса, коса, роса, ведро, касса, колос.

Звук н

Носилки, тарелка, нож, линейка, ноги, ковер, нос, кабан, утка, наперсток, сани, ногти, дорога, рана, озеро, книга, знамя.

Звук а

Арбуз, армия, лес, весна, поле, антенна, астры, магазин, солнце, автобус, замок, козы, машина, малина, стул, звезда, стол,

зима, осень, сирень.

Звук о

Осы, книга, осень, река, он, ослик, лампы, нос, мост, лист, насос, голос, лодка, майка, мойка, лото, вилка, кукла, зерно,

ученик, звено, шкаф.

Звук и

Игрушка, дом, иголка, окно, ирис, куст, тарелка, индюк, милиция, килька, ручка, сирень, ключ, миска, мьппка, пол, голуби,

книга, хлеб, раки, караси, сады, огороды, ложки.

Звук у

Улитка, заяц, улица, уши, флаг, кровать, ушат, ужи, слон, мышь, сумка, стол, мука, муха, дом, сухарь, дверь, лук, мура­вей,

спешу, читаю, гляжу, бегу, прыгаю, сижу, носит, иду, смо­трит.

Звук ы

Мыло, музыка, миска, лыжи, ковер, крыша, слива, сын, сок, картофель, огурцы, помидоры, репа, рынок.

Задание. Из ряда предметных картинок отобрать картинки на данный звук. Картинки, которые начинаются на смешиваемые звуки, не давать.

Задание. Рассмотреть предметные картинки. Определить количество звуков в названии каждой. Назвать по указанию логопеда третий, первый и т. д. звуки.

Игра «Услышь свое имя». Логопед отстукивает указкой чье-то имя. Встают те ученики, в чьих именах указанное количество звуков.

Задание. Назвать общие звуки в словах.

сыр — мыло муха — сом ком — пол ток — вата

утка — руль роса— лес мох — соль миска — иди






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.