Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д-1.2. Отношение иудаизма к самоубийству






Иудаизм отрицает право человека лишить себя самого жизни. Человек сотворен Богом и не является хозяином собственной жизни. Тора (Бытие 8: 5) говорит: " И кровь вашу с душ ваших взыщу". Иными словами: тот, кто пролил собственную кровь, ответит на Суде перед Создателем.

Самоубийство - тяжкий грех. Но правило это не абсолютно. Наши Мудрецы приводят исключение из него: гибель царя Шауля, павшего на свой меч, чтобы не стать пленником филистимлян и не посрамить таким образом народ Израиля. Они не только не осуждают, но и восхищаются героями, которые предпочли смерть осквернению Имени Бога. Известный пример - самопожертвование защитников Масады, избравших смерть, но не римский плен и рабство.

Талмуд (Гитин 57б) повествует:

" Сказал Господь: Возвращу из Башана, из пучин морских возвращу... (Псалмы 68: 23) - это говорится о трехстах мальчиках и девочках, плененных римлянами на посрамление, для разврата римских вельмож. Везли их морем, на корабле. Когда поняли девочки, что уготовлено им, бросились в море и утонули. Мальчики вначале страшились, но, увидев героизм девочек, тоже бросились вслед за ними в море".

Об этом, объясняет Талмуд, и говорится в стихе: " Возвращу из пучин морских". Хотя эти мальчики и девочки и лишили себя жизни, они получат долю в Мире Грядущем.

История знает немало подобных примеров. Вот еще история, которую рассказывают наши Мудрецы о раскаявшемся грешнике, приобретшем долю в Мире Грядущем несмотря на то, что наложил на себя руки.

якум из Цророта приходился племянником рабби Йоси бен Йоэзеру. Это было во времена, когда римляне преследовали евреев, и якум отрекся от еврейства своего.

В субботу вынесли смертный приговор рабби Йоси бен Йоэзеру за то, что тот занимался Торой. Привели его к виселице, чтобы казнить. Мимо проезжал верхом на коне якум из Цророта, и сказал он дяде своему, рабби Йоси, насмехаясь: " Гляди-ка, какого коня запряг мне господин мой, и какого коня (виселицу) уготовил тебе твой господин (Господь)".

Сказал ему рабби: " Коли так одаривает тебя Всевышний - а ведь ты из ненавистников Его, - то премного более почтит меня, ибо я следую воле Его; и, если уж мне ниспослано такое мучение, сколь прискорбна твоя участь? "

Проникли слова эти в сердце якума из Цророта и ужалили его, как змея. Понял он, что почет римлян, роскошный конь - все это внешнее и временное, а дела рабби Йоси устоят навеки. Решил он раскаяться в делах своих. Пошел он и подверг себя четырем казням еврейского суда: забрасыванию камнями, сожжению, мечу и удушению, чтобы искупить грехи свои.

Что он сделал? Соорудил виселицу, поставил меч, разжег костер, возвел каменную кладку. Повесился - сорвалась веревка, упал в костер - пронзил его меч, повалились на него камни. Вышла из него душа его, и приняли его на том свете с прощением.

Задремал рабби Йоси и увидел, как ложе якума возносится к Небесам. Сказал рабби: " Глядите-ка, все-таки он чуть раньше меня оказался в Ган Эдене".

Эти истории показывают нам, что в некоторых исключительных случаях самоубийство не только не осуждается Мудрецами, но и рассматривается как проявление героизма. Тем не менее в целом иудаизму свойственно безусловно отрицательное отношение к самоубийству.

Д-1.3. Разрешается ли приблизить смерть умирающего или агонизирующего человека?

Все виды " убийства из милосердия", намеренного приближения смерти страдающего и даже агонизирующего человека безусловно запрещены. Человека, находящегося в состоянии агонии, вообще нельзя трогать, т.к. любое движение может ускорить его смерть. Сказали наши Мудрецы (Шабат 151б): " Закрывающий глаза умирающему - как проливающий кровь".

В наше время, когда существует много способов искусственно поддерживать жизнь умирающего человека, ведутся горячие споры о том, что именно считать смертью, когда можно отключить человека от поддерживающих жизнь аппаратов и т.п. Решение всякий раз главным образом зависит от определения смерти, которое постоянно пересматривается в свете все новых достижений медицины. Но как бы смерть ни определять, все галахические авторитеты единодушны в мнении, что ее нельзя намеренно приближать даже в безнадежных случаях.

Более того, большинство авторитетов считает, что нельзя не только приближать смерть, но и оставлять больного без лечения, ссылаясь на то, что все равно положение его безнадежно и продление его жизни только прибавит ему страданий. Это мнение подкреплено рядом соображений. Во-первых, даже самый лучший врач не может быть совершенно уверен в своем прогнозе. История медицины знает немало случаев " чудесного" выздоровления, казалось бы, безнадежных больных. Во-вторых, мы не вправе решать, какая жизнь стоит продления, а какая - нет. Кто знает, какую именно роль сыграют в жизни человека его последние дни, пусть даже это дни тяжелых страданий? Кто знает, какая истина может открыться умирающему, - может быть, страдая физически, он ощутит небывалый духовный взлет, или, может быть, страдания побудят его к раскаянию, что облегчит его участь на Высшем Суде? Иными словами, каждый момент жизни человека обладает бесконечной ценностью, и только Бог вправе распорядиться, когда ее оборвать.

Это не означает, что иудаизм пытается закрыть глаза на страдания тяжело больных и запрещает, сострадая им, желать окончания их мук.

Следует ли всегда молиться за выздоровление умирающего? Вот как рассказывает Гемара (Кетубот 109а) о кончине рабби Иеhуды hа-Наси:

" В последний день жизни Рабби провозгласили Мудрецы пост и молились, чтобы отменить приговор, вынесенный Рабби, чтобы он не умер. Рабби был тяжко болен и терпел большие страдания.

Распорядительницей по дому Рабби была женщина мудрая и уважаемая. Видя горе всей общины и муки Рабби, поднялась она на крышу дома и молилась: " Господь, ангелы и праведники в Ган Эдене просят душу Рабби, а народ Израилев молит о Рабби здесь, внизу. Да будет Воля Твоя, чтобы народ пересилил ангелов". Но после того, как увидела она, что невмоготу Рабби больше терпеть муки, молилась, чтобы победили ангелы, чтобы отлетела душа Рабби.

Что же она сделала? Бросила глиняный кувшин в молящихся. Возникшее смятение на мгновение остановило молитву. Тут и пересилили ангелы, и поднялась душа Рабби".

Итак, общий вывод таков: мы вправе желать умирающему быстрой и легкой смерти и можем просить об этом Бога; но мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы продлить жизнь больного, и уж, конечно, не имеем никакого права своими физическими действиями приблизить смерть.

Д-2. От момента смерти до похорон: некоторые детали

Д-2.1. Порядок обращения с телом умершего
Д-2.2. Некоторые особые правила, которые должны соблюдать коhены - родственники умершего
Д-2.3. Онен в случае Праздника, а также обрезания сына или " выкупа первенца"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.