Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья стадия — установление эмпирических ин­дикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум.






Индикатор — внешне хорошо различимый показа­тель измеряемого признака. С его помощью устанавли­вается наличие или отсутствие признака, его состояние.

Например, высота ртутного столбика термометра — ин­дикатор температуры.

Простейший индикатор расположения какого-то объекта среди других объектов ориентации — порядко­вое место, отмечаемое опрашиваемым в заданном спис­ке. Например, из 18 объектов он помечает объект М по­рядковым номером 1. Этот номер — индикатор доми­нирования объекта М с точки зрения интересов субъек­та. Объект N, помеченный порядковым номером 18, бу­дет располагаться в конце протяженности (" подавлен­ная ориентация на N").

Сложнее найти индикатор для протяженности по критерию " сильные", " средние", " слабые" ориентации. Один из возможных вариантов таков.

Испытуемым предлагают три ситуации, в которых они принимают решение о выборе " ценностного ориен­тира". Ситуации различаются по степени свободы выбо­ра. Допустим, измерению подлежат интересы к различ­ным видам занятий в сфере досуга. Предлагаются три одинаковых списка возможных занятий, число которых в каждом списке 18 (чтение художественной литературы, посещение гостей, просмотр телепередач и т. д.).

В первой ситуации (широкий диапазон выбора) ис­пытуемый имеет право без ограничения указать любые занятия, которые ему нравятся. Во второй ситуации (средний диапазон выбора) он оставляет в списке лишь шесть наиболее важных для него занятий, в третьем случае (узкий диапазон) — не более трех, для него осо­бенно значимых.

Индикатор " сильной" ориентации — выбор данного занятия —имел место во всех трех ситуациях; " сред­ний" — выбор в первой и второй ситуациях; " слабый" — выбор имел место только при широком диапа­зоне принятия решения.

Одно и то же свойство можно фиксировать с помо­щью нескольких индикаторов, которые сводятся в общий показатель — индекс. Это случай сложного первич­ного измерения, по технике напоминающего приемы вто­ричных измерений. Так, для определения интенсивности интереса к какому-то виду досуга можно использовать и саморанжирование занятий (первый пример), и выборы в нескольких ситуациях, и оценки занятий по десятибалль­ной системе, и другие способы.3

3 Детально эти процедуры рассматриваются Г. И. Саганенко [232; 233. Разд. 4.2].

 

Наиболее надежный ин­дикатор будет получен по совмещению нескольких спосо­бов: некоторая группа занятий помечена первыми номе­рами по ранжированному списку, она же выбрана в трех названных выше ситуациях, эти занятия были оценены 10 баллами при максимуме 10 и минимуме 1. Такой сводный числовой показатель и называют индексом.

Четвертая стадия заключается в том, чтобы уяс­нить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект, укладываются в ранжируемый ряд, все ли они обладают свойством занимать определенное место в континууме отношений по принятым индикаторам.

Например, в одном из наших исследований индикатором отношения к труду рабочих был показатель нормы выработки (значительно перевыполняет норму — перевыполняет — вы­полняет — не выполняет норму). Однако он был неудачным, так как применим не ко всем рабочим, а только к " сдельщикам". Труд тех, кто получает повременную оплату, оценивается по другим показателям: качеству работы прежде всего. На­пример, чем меньше времени тратит ремонтник на устранение текущих неполадок, тем выше качество профилактического ремонта.

В итоге описанных выше операций устанавливается эталон, или шкала измерения.

Отношения между пунктами шкалы должны отоб­ражать отношение свойств объекта в понятиях " равно", " больше", " меньше". В нашем примере с ценностными ориентациями отношениям " сильная" > " средняя" > " слабая" соответствуют отношения трех пунктов построенной шкалы: (выбор сделан в трех ситуациях) > (выбор сделан в первой и второй ситуациях) > (выбор сделан только в первой ситуации). Теперь предстоит испытать шкалу на надежность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.