Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16. Вера в реинкарнацию как проекция представлений о сопричастности человека неразделенной целостности мира






Мы только знак, но невнятен смысл... Ф. Гёрдерлин. Мнемозина


Человек в своей индивидуальности выступает перед нами как Знак, но какова семантика, стоящая за этим знаком? Если за знаком - Словом, не имеющим собственного Времени, мы склонны видеть более или менее статичные семантические поля, континуальные по своей природе и сопричастные всей Семантической Вселенной, то за знаком - Человеком, обладающим собственным Временем, представляется естественным видеть все тот же семантический континуум, так же не разрываемый Временем. Смерть, как мы говорили выше (гл. 6), - это прекращение Делания, остановка собственного Времени, но не разрушение того семантического континуума, селективно выраженной манифестацией которого является человек в данной его реализации. Иными словами, смерть - это только прекращение данной, конкретной манифестации Семантической Вселенной. Но как возникают эти реализующиеся в индивидуальности человека манифестации Вселенной, связаны ли они в большой шкале Времени реинкарнационной цепью? Подобные вопросы извечно мучили человека
...В книге [С.А. Болдырева. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., Медицина, 1974] обращается внимание на то, что некоторые авторы сравнивают художественную продукцию психически больных, в том числе и страдающих шизофренией, с архаическим искусством и искусством первобытных народов. Но встречаются и такие случаи, которые можно рассматривать как значительно более глубокую реминисценцию. Один из примеров, упомянутых в обзоре, - это больной шизофренией, отождествлявший себя (в парафренном состоянии) с рыбой и рисовавший преимущественно рыб. Из практики своей деятельности Болдырева приводит такой пример: Вова Б., 6 лет (шизофрения, вялое течение), в 2 года начал фантазировать, в разговоре часто упоминал о выдуманной им стране Мундирии. Говорил, что в этой стране все лучше, чем в жизни, и звери, и ягоды, и растения. В Мундирии будто бы выстроен громадный аквариум из сосен, в котором живет огромный осьминог - лучший друг больного. Мальчик ходил с ним на встречи, ездил на французскую войну и, чтобы осьминог быстрее двигался, надевал ему на каждую лапу по колёсику. В 2 года он прекрасно для своего возраста нарисовал осьминога с глазами, носом и восемью ногами. Рядом мальчик изобразил человека с основными частями. Затем нарисовал обезьянку, кошку. Все рисунки выразительны, оставляют хорошее впечатление, но преобладает осьминог. В 3 года Вова Б. стал посещать детский сад, придумывал себе и матери имена. Себя называл Долгопят Филиппинский, а мать - Нос обыкновенный. Тематика рисунков больного необычайна для детей: схемы, города, планировка, пути на Марс. Больной жил своей фантазией и с трудом переключался на другое. В 4 года задавал странные вопросы: Как получается море, дождь?, Сколько весит капля, когда она падает на землю? и т.д. Выслушав ответ, говорил, что в Мундирии все не так. Рассказывал, что она находится у Северного полюса, куда он летает на ракете. В другой раз говорил, что эта страна заменила планету Марс. Считал, что в Мундирии он самый главный. Там есть океан, который больше Тихого океана и называется Аландея. Все эти фантазии находили отражение в рисунках и их названиях. В 5 лет мальчик стал употреблять в разговорной речи неологизмы, произнося набор непонятных, бессвязных слов, называя это мундирским языком. Всех жителей выдуманной страны он разделял на военных и разных драконов: подводных, дождевых, наскальных, пещерных. Этих драконов он рисовал в большом количестве...Изображал также разнообразных чудовищ. Переключить его с фантазии на другие темы трудно. Если иногда и удавалось достигнуть этого, то по заданию он рисовал очень неохотно (с. 61-62).
...Кажется разумным ограничиться высказыванием о том, что Мир перед нами предстает в двух своих ипостасях - континуальной и дискретной. Одним из дискретных проявлений Мира является человеческая личность, существующая в собственном Времени. По-видимому, нелепо было бы пытаться проследить судьбу человеческого Я вне его собственного Времени, так же как бессмысленно ставить вопрос о судьбе (об истории) физической частицы вне границ ее проявленности. Кажется, мы теперь убедились в том, что все наши попытки осмыслить природу Времени как бы многообразны они ни были - это не более чем поиск подходящего языка для описания проявленности. Непроявленное во Времени не может существовать, так как для нас немыслимо вневременное бытие. Это, наверное, не столько свойство самого Мира, сколько свойство нашего сознания. Но о Мире мы можем говорить лишь в той мере, в какой мы способны его осознавать, иначе происходит самообман. https://proroza.narod.ru/nalimov.htm
https://www.biometrica.tomsk.ru/nalimov/NALIMOV17.htm

Глава 17. Наука и религия - Есть ли здесь место принципу дополнительности? (Science and Religion: Is There Room for the complementary Principle, 4S-Society for Social Studies of Science, 5, N1, 1980, p. 9-13) Принцип дополнительности меняет наше научное видение Мира - постепенно оно становится все более и более полиморфным. Мы готовы одно и то же явление видеть в разных ракурсах - описывая его теперь не конкурирующими друг с другом моделями

Глава 18. Диалектика открытого конца (Реплики ко всему сказанному выше)

1 Это тело, Каунтея, именуется полем; того, кто его познает, сведущие именуют: познавший поле
2 Знай меня как познавшего поле во всех полях, Бхарата; знание поля и познавшего поле - это мудрость, я считаю (с. 224)
15 Вне и внутри всех существ, подвижное и неподвижное, Оно не познаваемо вследствие тонкости; оно бывает далеко и близко
16 Не распределенное в существах, оно прибывает как бы распределенным; его следует знать как носителя всех существ, пожирателя и производителя (с. 225) 27 Кто видит величайшего господа, равно пребывающего во всех существах, непреходящего в преходящем, тот (воистину) видит (с. 226) Бхагавадгита (Б.Л. Смирнов - перевод и примечания Махабхарата, II Бхагавадгита. Ашхабад. Из-во Академии Наук Туркменской ССР, 1960). Фрагменты из гл. 13, именуемой Иога Распознавания Между Полем и Познавшим Поле


Б. Целостность мира и сопричастность ей человека Используя язык диалектики открытого конца, мы попытались в одном ключе пересказать все накопленное с древних времен многообразие опыта восприятия Мира через осознание бессознательного. Осмысливая этот опыт, мы вместе со своими коллегами стремились пережить его заново в направленной медитации. Так пытаемся мы сомкнуть разорванную нить преемственности: рассказать старое, давно осознанное и забытое

1 Ранее предлагалось, наверное, много терминов для обозначения того проблемного поля, которое мы рассматриваем сейчас с позиции концепции бессознательного, и различное словесное оформление уже указывает на то, что авторы придавали предпочтительное значение отдельным составляющим этого безмерно широкого поля, расставляя свои акценты. У Фрейда это было подсознательное; у Юнга - коллективно бессознательное; у Джемса - поток сознания; у Бьюка - космическое сознание; у Бергсона - интуиция; у Гуссерля - трансцендентальная феноменология; у Уайтхеда - категория вечных обьектов; у Поппера - третий мир, мир интеллигибелий; у Ассаджиоли - субперсональность; у Лейбница - представление о темной душе, в которой дремлет содержание нашего ума; у Гегеля - саморазвивающийся дух…у Платона - мир идей. Эти различия можно описывать, введя представление о многомерности психологического пространства. Это, конечно, опять только метафора - она удобна тем, что позволяет представить различные проявления бессознательного как его проекции на психологические подпространства меньшей размерности
2 От привычного нам, но апофатически звучащего термина бессознательное, мы переходим к метафорически содержательному понятию - семантическое поле. Сознание человека оказывается особым состоянием этого поля. Расширяя эту мысль, мы вводим представление о Семантической Вселенной и о Природе как о ее проявленности. Ее непроявленной потенциальностью оказывается Семантический вакуум, включающий в себя древние представления о Ничто, Нирване, Свершении Времен

3 Семантическая Вселенная в своей проявлении выступает перед нами как нечто структурированное не логикой, а числом, как это видели еще Пифагор и Платон. Можно говорить, что такие проявления семантики Мира, как таксоны животных и растений, индивидуальности людей и особенности культур, задаются функциями распределения вероятностей, построенными над одним и тем же, континуальном по своей природе, семантическим полем. Видение Мира через функции распределения вероятностей - это числовое видение Мира
< …>
Расслабленность ищет комфорта (пассионарии он не нужен) или обращается к внешним возбуждающим средствам. В лишенном пассионарности обществе все время возникают отдельные локальные протуберанцы, которые могут восприниматься как бессмысленная агрессия, граничащая с безумием (с. 378.)


[1] - Хорошим примером такого опыта является видение Шарлотты, которое я проанализировал в книге " Области бессознательного: результаты исследований ЛСД. (Grof, 1975. Р. 227).

[2] - Термин " перинатальный" -это сложное слово греческо-латинского происхождения; приставка peri- буквально означает " вокруг" или " близко", a natalis переводится как " имеющее отношение к родам". Этот термин определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним

[3] - Случайные видения исторического развития, вспышки предвидения и комплексное ясновидение будущего представляют особую проблему в этом контексте.

[4] - Наиболее важные аспекты критики механистической науки представлены в книгах Грегори Бэйтсона " Ступени к экологии разума" (Bateson, 1972) и " Разум и природа: необходимое единство" (Bateson, 1979).

[5] - Это концептуальное противоречие между механистической наукой и современными революционными разработками в точности повторяет старый конфликт между главными школами греческой философии. Представители ионийской школы в Милете Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие считали основным вопросом философии следующее: " Из чего состоит мир? ", " Каково исходное вещество? ". В отличие от них, Платон и Пифагор полагали, что основным предметом философии являются форма мира, структура и порядок. Современная наука - явно неоплатоническая и неопифагорейская.

[6] - " Диссипативные структуры" получили свое название из-за того, что они сохраняют постоянное производство энтропии и рассеивают нарастающую энтропию в обмене с окружающей средой. Наиболее известным примером является так называемая реакция Белоусова-Жаботинского, которая заключается в окислении малоновой кислоты броматом в растворе серной кислоты в присутствии ионов церия, железа и марганца.

[7] - Мудрецы школы хуайен (японская традиция кегон и санскритская аватамсака) рассматривают целое, охватывающее все вселенные, как один живой организм, который включает взаимозависимые и взаимопроникающие процессы становления и не-становления. Традиция хуайен выражает эту ситуацию в следующей формуле: " ОДНО ВО ВСЕМ; ВСЕ В ОДНОМ; ОДНО В ОДНОМ; ВСЕ ВО ВСЕМ".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.