Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть III. Ничто






Мы видели…что Благо, Принцип, есть простейшее и, соответственно, первичное - ибо вторичное никогда не может быть простейшим. Первичное же не может содержать ничего, ибо является целокупным Единством [Plotinus, 1956, The Second Ennead, 9.1, p. 132](По Лосеву, у Плотина - Благо есть абсолютное единство всего…Благо - первая необходимая ипостась вообще [Лосев, 1928, с.12, 13])


Преддверие к третьей части

В плане диалектическом Небытие должно соприсутствовать Бытию. Онтология Мира была бы неполна без рассмотрения Небытия. Бытие нам дается через Время, и переход от Бытия к Небытию если и может быть понят, то только через понимание Времени. Небытие дано нам только намеком. Оно не дано нам в опыте, так как находится вне Времени - грамматики, создающей те Тексты, через которые человек взаимодействует с Миром. Через Небытие, не расчлененное Временем, человек оказывается сопричастным всему Существующему и Несуществующему. Небытие - предельная реальность Мира

Глава 9. Семантический вакуум как аналог вакуума физического (Сравнительная онтология двух реальностей - физической и психической)

...Физический вакуум - основное понятие квантовой теории поля - это отнюдь не пустое пространство, а состояние с важными физическими свойствами, которые проявляются в реальных физических процессах. Скажем. Вакуумное состояние электромагнитного (фотонного) поля есть наинизшее энергетическое состояние этого поля: поле фотонов не перестает существовать, когда число фотонов в нем оказывается равным нулю. Поле в этом состоянии становится ненаблюдаемым, оно не может больше отдавать энергии. Но если фотонному вакууму сообщить достаточную энергию, то произойдет рождение фотона - вакуумное состояние перейдет из ненаблюдаемого в наблюдаемое. Иными словами, современная физика подошла к представлению о небытии (состоянии ненаблюдаемости) как потенциальной основе реальности (состояния наблюдаемости)…С некоторым удивлением мы замечаем, что наши попытки описания психических явлений в их глубинном понимании, связанные с обращением к бессознательному, напоминают современные представления квантовой теории поля. Хотя, конечно, здесь можно говорить не более чем о метафорическом сходстве. Выше (гл. 1) мы уже много говорили о том, что человек, предстающий перед нами в дискретности своего индивидуального состояния, может рассматриваться и как селективное - вероятностно заданное проявление семантического поля. Дискретность и континуальность - опять не разные начала психического бытия, а только его различные проявления. Или, иными словами, человек оказывается одним из возможных состояний семантического поля. Важно обратить внимание на то, что семантическое поле, так же как и физическое, играет роль той среды, через которую происходит взаимодействие. Человек взаимодействует с самим собой или с другими людьми с помощью дискретов- слов или символов. Этот процесс осуществляется путем порождения слов (или символов) и их понимания. И то и другое осуществляется через соприкосновение с семантическим полем. На языке физики мы бы, наверное, могли сказать так: происходит испускание и поглощение квантов семантического поля. Здесь есть и одна тонкость: сама возможность взаимодействия частиц в квантовой теории поля (осуществляется путем поглощения и испускания виртуальных частиц) вытекает из соотношения неопределенности Гейзенберга, задающего размытость состояния физической системы. Нечто подобное имеет и в психической реальности - семантическое взаимодействие людей, описываемое нами через модель, основанную на теореме Бейеса, возможно только в силу размытости как самой психики человека, так и семантики слов и символов. Человек при жесткой заданности своих представлений абсолютно не понимал бы другого. Отсюда, кстати, становится понятным и настойчивое утверждение Юнга [Jung, 1965] о том, что архетип определяется прежде всего формой, но не содержанием - это не вид бессознательной идеи. Иными словами, архетип - это только символ, выступающий как ключ, открывающий Семантическую Вселенную, но войти в нее мы каждый раз можем лишь в той степени, в какой подготовлены к этому селективной проявленностью своей семантической размытости. Архетип, по-видимому, может вырождаться, превращаясь во что-то, аналогичное виртуальным частицам. Так открывается возможность взаимодействия человека с Семантическим вакуумом через ненаблюдаемые (виртуальные) проявления вакуума. Если в плане физическом любая частица непрерывно испускает и поглощает виртуальные частицы различных типов, то подобное происходит и в плане психическом. Происходящее здесь можно описывать и как непрерывно протекающие флуктуации функции распределения вероятностей, задающей индивидуальность человека на семантическом поле. Человек никогда не остается законсервированным в своей неизменности. В повседневной суете мы не ощущаем своей сопричастности Семантическому вакууму, но в глубоком сне - сне без сновидений - эта сопричастность иногда приоткрывается. Малопонятные нам явления такого типа, как предчувствия, телепатия, озарение, могут быть интерпретируемы как взаимодействие психики человека с флуктуациями Семантического вакуума. Не напоминает ли все это, хотя бы внешне, взаимодействие физических частиц с флуктуациями физического вакуума? Такие аналогии приятны хотя бы потому, что они примеряют нас с тем, с чем мы никак не хотим примириться. Рассмотрение Семантического вакуума как особого состояния Семантической Вселенной представляется вполне естественным. Это состояние абсолютной семантической непроявленности (или ненаблюдаемости, как сказали бы физики), которое должно быть дополнено представлением о Потенциальности как о начале, порождающем семантические проявления

...В плане историческом здесь уместно обратить внимание на то значение, которое известный математик Гамильтон в течение многих лет придавал диадам, триадам и квартернионам как в плане философском (триады и триплеты - аспекты гармонии между мыслью и природой), так и в плане математическом. Он, занимаясь алгеброй числовых пар (одновременно с Грассманом), дал точное формальное изложение комплексного числа, затем, пытаясь обобщить полученное, долго и тщетно стараясь решить неразрешимую задачу - построить алгебру триплетов, наконец, создал своебразную систему чисел - квартернионов, которая оказалась одним из источников развития векторного исчисления
Часть IV. Эксперимент

Преддверие к четвертой части Экспериментальный материал, на котором может базироваться изучение бессознательного, необычайно разнообразен. Все, что относится к деятельности человека во всем многообразии ее проявлений как в настоящем, так и историческом прошлом, может использоваться для понимания того, что есть бессознательное. В этом смысле развитие и каждого отдельного человека, и человечества в целом может рассматриваться как гигантский эксперимент. Только небольшая часть этого материала документирована, но и то, что сохранилось в памятниках культуры, - необьятно. Кроме пассивного - спонтанно протекающего - эксперимента, сколь большим бы он ни был, всегда хочется поставить и активный эксперимент, отвечающий на некоторые конкретно сформулированные вопросы. То, что мы излагаем в главах этой части, - это, конечно, лишь взгляд в некоем специфическом ракурсе, отражающем своеобразие интересов авторов. Первая и самая большая глава этой части посвящена, с одной стороны, описанию медитаций как техники преднамеренного вхождения в особые - измененные - состояния сознания, с другой стороны - рассмотрению тех медитативных состояний, в которые человек входит спонтанно в повседневности своей жизни. Вторая глава касается проблем символов - знаков, с помощью которых сознание непосредственно взаимодействует с семантическим полем. Последующие три главы - описание проведенных нами экспериментов. Нам представляется, что материал, приведенный в этих пяти главах, помогает понять природу нашего воображения. Воображение - это синоним бессознательного. Желая осознать свою природу, человек издревле пытался оценить свое отличие от других близких ему существ. Раньше казалось, что таким самым близким ему существом является животное, и мыслители прошлого упорно искали то главное, чем человек отличается от животного. В наше время самым близким и самым понятным нам существом стал компьютер. Чем мы отличаемся от компьютера? Прежде всего умением воображать. Всю эту книгу, если хотите, можно было бы назвать Вероятностной моделью воображения
Глава 11. Медитация






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.