Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Византии




Византия — государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской Империи и просуществовавшее до 1453 г. — была одним из важнейших центров средневекового искусства. Географически и исторически будучи частью великой римской цивилизации, Византия не могла в своём развитии не опираться на многовековой опыт античного мира. Переход к средневековому искусству осуществлялся на основе преемственной связи с античной культурной традицией.

В центре внимания художника, как и в античности, находится человек, воплощённый в образах Священного Писания. Эстетическим идеалом Византии становится всевышний, источник красоты, душевного равновесия, превосходящий всё прекрасное.

Оставаясь в центре внимания художников Византии, образ человека приобретает новое содержание. На смену искусству, побуждавшему преклоняться перед физической и нравственной красотой идеального человека, пришло искусство, стремящееся возвысить прежде всего чувства, нравственные качества и духовную силу человека.

Архитектура Византии V — VII вв.

 

Вид на Софийский собор

Византийское искусство достигает своего первого расцвета при императоре Юстиниане I (527—565 гг.). Главным художественным центром Византийской империи становится её столица — Константинополь. Сюда стекаются лучшие научные и художественные силы, здесь разрабатываются новые формы искусства.

Ведущая роль в византийском зодчестве V — VII вв. принадлежит архитектуре храмов и монастырских ансамблей. Главным образом разрабатываются два типа храмов: продольно-базиликальный и центрально-купольный.

Архитекторы Византии работают над проблемой увеличения внутреннего пространства храма с целью вмещения большего числа верующих. Создаётся новый тип культовых построек, объединивший конструктивные особенности базилики и центрально-купольного храма — купольная базилика. Своё гениальное воплощение новый тип храма получил в грандиозном соборе Софии в Константинополе (532—537 гг.). По замыслу императора Юстиниана, архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета должны были создать главный храм христианского мира, выразить в архитектуре «непостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества империи и блестящего правления императора.

Храм посвящён Софии — христианской мученице, по преданию, казнённой во II веке в Риме вместе с дочерьми, имена которых в переводе с греческого означают «Вера», «Надежда», «Любовь».

План Софии Константинопольской представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого выделен квадрат с мощными уступами, перекрытый грандиозным куполом (диаметр 31,5 м), нагрузка распора которого передаётся на массивные устои через паруса (вогнутые сферические треугольники), представляющие переход от формы купола к квадрату нефа.



Внешний облик храма с преобладающим над ним куполом аскетически суров, в то время как внутреннее убранство собора поражает разнообразием формы и цвета.

Стены покрыты полированным серо-зелёным и розовым мрамором. Своды и купола украшают мозаики. Ныне собор Софии Константинопольской является главной мечетью Стамбула «Айа-Суфия».

Возрастает роль интерьеров храмов, формируются новые принципы синтеза искусств, складывается иконография Священного Писания, впоследствии ограниченная строгими канонами официальной церкви. Устанавливаются жёсткие правила изображения фигур, ликов, атрибутов, одежды. Система размещения изображений была также строго определена.

Архитектура Византии IX – XIII вв.

 

Вид на алтарную часть храмов монастыря

В архитектуре Византии IX – XIII вв. наибольшее распространение получает строительство монастырских ансамблей. Центром архитектурной композиции монастыря был главный храм (так называемый кафоликон, или каталикон). Господствующим типом храма стал крестово-купольный, прямоугольные помещения которого, перекрытые обычно цилиндрическими сводами, составляли в плане равноконечный крест; в средокрестии размещался купол на световом барабане. Примером такой поостройки может служить кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде (ок. 1200 г.).

Рациональность и несложность конструктивного решения, прочность и устойчивость, завершённость композиции способствовали распространению крестово-купольных храмов за пределами Византии.



Конфликт между иконоборцами, отвергавшими возможность изображения Вс-вышнего в облике человека, и иконопочитателями, длившийся с 726 по 843 гг., привёл к некоторому спаду в развитии живописи.

С победой официальной церкви, выступавшей на стороне иконопочитателей, возрождается сюжетная изобразительная живопись.

В IX – X вв. росписи уже заплняют все поверхности интерьера храма: в куполе изображался Христос-Пантократор, в четырёх парусах – евангелисты, в апсиде Дева Мария и так далее.

Мастерство художников совершенствуется, усложняется воспроизводимый образ.

Во второй половине XI – XII вв. утверждается классический торжественный византийский стиль, для которого свойственны изображения фронтально сидящих фигур со строгими аскетичными лицами на золотом фоне. Материальность созданного облика отступает на второй план. в центре внимания художника – разработка духовной глубины образа.

Архитектура Византии XII – XIV вв.

 

Фасад церкви Хора

В XII – XIV вв., при Палеологах, византийское искусство переживает свой последний расцвет.

Линейный стиль в росписи уступает место живописному, колористически богатому. Условность, оторванность изображения от пространственной среды исчезают. Фигуры, рассматриваемые с нескольких точек, изображены в движении, во взаимодействии со средой и обстановкой. Выразительные жесты, человеческие чувства, запечатлённые на лицах, придают изображения жизненность. Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 1312-20 гг.).

В истории мировой культуры византийское искусство сыграло значительную роль. Его влияние ощущается в средневековом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал