Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Эгейской цивилизации






По мнению археологов, ещё в IV тыс. до н.э. Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии населяли так называемые эгейцы. Расцвет древней эгейской культуры приходится на 2 тыс. до н.э.

Самые известные археологические культуры этого периода — минойская (или критская) и микенская, по которым он и получил свое название (крито-микенский период), но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская.

Минойская (критская) цивилизация

 

Развалины Кносского дворца

Одним из древнейших центров эгейской культуры в III – II тыс. до н.э. стал остров Крит с главным городом – Кноссом. Греческая мифологическая традиция считала город Кносс резиденцией Миноса, могущественного владыки островов Эгейского моря. Жена Миноса, царица Пасифая, родила Минотавра, человекобыка, для которого Дедал построил в Кноссе лабиринт.

Расцвет критской культуры начинается после объединения племён, населявших Крит, во второй половине XVIII в. до н.э.

Самым знаменитым памятником критского зодчества стал Кносский дворец, раскопанный английским археологом Артуром Эвансом в нач. ХХ в. Площадь дворца около 16 тыс. кв. м. В критской культуре преобладали обширные дворцовые комплексы, не имевшие чётко продуманного плана, в отличие от строго симметричных форм Древнего Египта. Дворцовый комплекс в Кноссе представлял собой на первый взгляд хаотичную череду сотен небольших помещений (комнаты, парадные залы, царские апартаменты, святилища, площадки для культовых и театральных действий, бассейны). Эти помещения были расположены на разных уровных, благодаря чему свет, проникавший через световые колодцы, распределялся неравномерно, придавая живописный характер всему сооружению. Дворец в Кноссе несёт в себе признаки восточной пышности. В центре постройки находится большой прямоугольный двор (50 х 28 м), вытянутый с севера на юг, который был выложен плитами и имел, очевидно, обрядовое значение. Во многих залах Кносского дворца перекрытия поддерживались деревянными колоннами. Они имели необычную форму: ствол колонны расширялся снизу вврех. Тронный зал Кносского дворца был украшен эмблемой в виде обоюдоострой секиры-лабриса, священного символа жителей острова Крит. По названию этой секиры дворец называется Лабиринтом (Впоследствии лабиринтом стали называть постройки со сложной планировкой). С большим мастерством в Кносском дворце решена система канализации.

Стены критских дворцов покрыты покрыты яркими празднично-красочными декоративными росписями. Уже в середине 2 тыс. до н.э. критские мастера использовали различные краски: чёрную, белую, красную, жёлтую, синюю и зелёную. Стены Кноссого дворца были украшены изображениями его обитателей и животных, живущих рядом (кошек, обезьян, косуль). В росписях воссоздавался мир религиозных и мифологических образов, торжественные процессии, ритуальные танцы.

В помещениях царицы встречаются изображения женщин с высокими причёсками в нарядных декольтированных платьях. За гордую осанку и задорную улыбку одно из изображений получило название “Парижанка” (около 1500 г. до н.э.).

Микенская цивилизация

 

Львиные ворота в Микенах

Если на Крите не найдены фортификационные (оборонительные) сооружения, то в Микенах и Тиринфе до наших дней сохранились величественные крепости, сооружённые в XIV – XIII в. до н.э.

Ахейцы создавали свои поселения на возвышенностях и окружали их мощным кольцом крепостных стен. Такой укреплённый город называли акрополем (что означает “верхний город”).

Неприступный акрополь Микен доминирует над окружающей его местностью. Мощные крепостные стены толщиной от 6 до 10 м охватывают город кольцом, диаметр которого 900 м. Центральный вход в Микенскую крепость – “Львиные ворота” – единственный известный образец монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Над воротами находится рельефное изображение, вписанное в треугольник, в центре которого высится колонна – священный символ правителей Микен, а по сторонам застыли львы. Передними лапами опираясь на базу колонн, они они образуют симметричную, так называемую геральдическую композицию. От ворот к вершине холма вела дорога к царскому дворцу. В отличие от Кноссого дворца резиденция правителя Микен имеет строго продуманный план, отличающийся простотой и упорядоченностью архитектурного замысла. В центре дворца расположен мегарон – большой прямоугольный зал (12 х 13 м), служивший для праздничных пиршеств, собраний. В середине мегарона находился очаг, окружённый четырьмя колоннами, которые удерживали крышу с отверстием для дыма.

Аналогичные микенским архитектурные сооружения обнаружены и в Тиринфе. Грандиозное впечатление производит крепость, стены которой достигают 17, 5 м в высоту. Богатый Тиринфский дворец является ещё одним образцом эгейской архитектуры. Стены дворцов были расписаны фресками, схожими с критскими образцами, но в них чувствуется другой стиль, меняется тематика: микенские мастера отдают предпочтение сценам охоты, воинских сражений, отражая характерные черты жизни воинственных ахейцев.

 

Современное состояние дворца в Тиринфе

Наследие эгейской цивилизации сыграло существенную роль в развитии художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима, являясь своеобразным связующим звеном между искусством Древнего Востока и античной культурой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.