Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИсследованияСтр 1 из 13Следующая ⇒
Общая теория статистики
Предмет, метод курса, этапы статистического исследования
Термин «статистика» в настоящее время употребляется в двух значениях: одно из них связано с цифровым описанием хозяйственных и общественных явлений. В этом значении статистику связывают с отраслью практической деятельности. Другое значение термина объединяет систему способов и методов исследования количественных данных, характеризующих массовые общественные явления, что рассматривает статистику как науку. Предметом статистики, как науки, является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Объектом исследования статистики является статистическая совокупность. Статистическая совокупность – множество объективно существующих во времени и пространстве, однородных, в определенном отношении процессов и явлений. Статистическая совокупность представлена единицами совокупности - индивидуальными элементами, являющимися носителями изучаемых признаков. Признак – это свойство, характерная черта единицы статистической совокупности, которое может быть определено или измерено. Все признаки, по своей сути и по способу выражения, делятся на качественные и количественные. Качественный признак – это признак, отдельные варианты которого выражаются в виде понятий или наименований. Качественный признак может быть представлен в виде альтернативного или формального признака. Альтернативный признак – признак, имеющий два противоположных значения (например качественная продукция - некачественная продукция). Формальный признак – признак, по сути относимый к качественному, но представленный числом (например успеваемость студентов можно представить формальным признаком 2, 3, 4, 5). Количественный признак – это признак, отдельные варианты которого различаются по величине, т.е.варьируют. Вариация – колеблемость, многообразие величины признака у отдельных единиц совокупности. Признак единиц изучаемой совокупности относится к числу основных категорий статистики, которые составляют ее язык. Отдельные единицы имеют одинаковые значения признаков. Количество единиц совокупности, имеющих одинаковое значение признака, называют частотой признака. Любое статистическое исследование, как и сам язык статистики, требует своих приемов и правил. Метод статистики можно определить как совокупность приемов, применяемых для познания предмета исследования и основанных на общенаучных и логических категориях. Методы статистики включают общенаучные методы и специфические. К общенаучным методам, применяемым статистикой и обогащающим ее специфические приемы, относятся сравнения, анализ и синтез, методы индукции и дедукции, аналогия, гипотеза. Статистика опирается в своих исследованиях и на законы диалектической и формальной логики. Использует законы объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, соотнесения их как общее и единичное и т.п. Общенаучные и логические законы мышления и познания объективного мира служат основой для разработки специфических приемов и методов, совокупность которых и составляет метод статистики. Специфическими методами и приемами статистики выступают: статистическое наблюдение, статистические сравнения, метод сводки и группировки, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ, метод рядов динамики, метод статистических расчетов и статистических показателей. Статистический показатель представляет собой обобщенную количественную характеристику общественных явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени. Каждый показатель имеет качественную и количественную стороны. Качественная сторона отражает модель расчета показателя, его общее содержание безотносительно к конкретному размеру. Количественная сторона характеризует конкретный размер показателя, его величину. Количественная определенность изучаемых статистикой общественных явлений и процессов находит свое выражение в абсолютных и относительных размерах (величинах). Абсолютная величина явления представляет собой его размер безотносительно к размерам других явлений. Абсолютная величина выражает естественную основу явления, его свойство, поэтому имеет единицу измерения. В зависимости от единиц измерения абсолютные величины принято делить на три типа: натуральные (включая чисто натуральные, комбинированные и условно-натуральные), единицами измерения которых выступают единицы физических мер весов; денежные (стоимостные), измеряемые в рублях; трудовые, измеряемые в единицах измерения затрат труда (человеко-день, станко-час и т.п.). Относительные величины представляют собой соотношения, сравнения двух величин. В зависимости от содержания и характера отношений выделяют следующие основные виды относительных величин.
1.
2.
3.
4. Удельного веса, представляющего собой соотношение части и целого. 5. Координации – соотношение частей целого между собой. 6. Сравнения – соотношение одноименных величин, характеризующих разные объекты. 7. Интенсивности – степень распространения какого-либо явления в определенной среде или каком-либо другом явлении. При проведении статистического исследования принято выделять следующие последовательные стадии: 1 стадия – статистическое наблюдение. Цель этой стадии- сбор достоверной и полной информации об изучаемой совокупности. 2 стадия – сводка и группировка. Основная цель состоит в систематизации данных, собранных в процессе статистического наблюдения. 3 стадия – анализ и обработка статистических данных. 4 стадия – обобщение, оформление и представление информации.
|