Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические и психологические методы, специфика их применения специалистами по социальной работе.






Психологические методы и технологии по праву активно используются в подготовке и профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Применение психологических методов в практике специалиста по социальной работе предполагает:

1. Владение знаниями о том как, когда и кому можно применять эти методы;

2. Использование этих методов для углубления понимания человеком самого себя, разрешения внутренних конфликтов, саморазвития, самоактуализации, наиболее эффективного функционирования в обществе, формирования чувства причастности; принятия себя и окружающих; содействия в формулировании личного смысла жизни, целей, задач; обучения правильным поведенческим моделям.

В рамках психологии используются 3 группы методов:

1. Методы сбора информации (опрос, беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов (контент-анализ), биографический, социометрия);

2. Методы обработки информации (мат. статистика);

3. Методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, убеждение, внушение, релаксация).

Направления:

Психоанализ (Фрейд) – ведущая роль бессознательного, необходимо добиться осознания проблем из детства и изменения отношения к ним;

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс, Франкл) базируется на уважении к личности челове­ка. Необходимо не навязывать готового решения, а стимулировать собственную работу клиента по личностному изменению и рос­ту, которые не имеют пределов. Гуманистическая терапия, центрированная на клиен­те (Роджерс), (ее подход наиболее применим в педагогических целях, в социальной рабо­те) исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда специалист дает возможность ему выра­зить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди. Необходимые условия гуманистической терапии:

• социальный работ­ник сохраняет безусловно положительное отношение к па­циенту • видеть мир глазами клиента и пе­реживать события так же, как их переживает сам кли­ент (проявляя эмпатию);

• воздерживаться от интерпретации сообщения клиента или от подсказки решения его проблем. Нужно только выслушивать и выполнять роль зерка­ла, отражающего мысли и чувства клиента и формулиро­вать их по-новому, в результате у клиента появляется реа­листическое представление о самом себе, и человек приоб­ретает способность разрешать свои проблемы. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения.

Гештальт-терапия (Перле), исходит из обусловленности психических рас­стройств тем, что личность человека не составляет еди­ного целого, т. е. гештальта (неосознаваемые конфликты ме­шают человеку входить в контакт с некоторыми из своих собственных чувств и мыслей). Цель заключается в уста­новлении связи между всеми аспектами своей личности: физическими ощущениями, собственными мыслями, пер­сонажами сновидений, своих фантазий, а в результате до­стичь полного осознания собственного «Я», формирования целостной гармоничной личности, обладающей самостоя­тельностью. Гештальттерапия направлена на разрешение внутренних конфликтов человека и выработку способнос­ти сознательно противостоять жизненным трудностям, по­могает человеку достичь полного самосознания. Можно эту терапию применять в социальной работе с сексуальными меньшинствами.

Эмотивно-рациональная терапия (Эллис) исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за ирра­циональных «катастрофических» мыслей человека, кото­рые появляются в сложных ситуациях. Цель: вместе с па­циентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка бо­лее объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок. Данный вид терапии эффективен для лечения взрослых больных с депрессией и тревогой, но требует от человека способности к размышлению.

Терапия реальностью направ­лена на то, чтобы развить у человека способность оцени­вать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки, побудить человека взять на себя ответственность за собственные проблемы с помощью свое­го рода «договора». Этот вид терапии может быть применим в социальной работе с такой «группой риска», как люди, занимающие проституцией.

Социальный работник в рамках гуманистической психологии должен побудить человека к более полному объективному воспри­ятию ситуации и принятию взвешенных решений, к нрав­ственному выбору.

Бихевиоральное направление – использование влияния окружающей среды, окружения на поведение человека.

Когнитивное направление – главным считается то, как человек воспринимает, перерабатывает информацию о себе, мире, и как использует ее при принятии решения.

Соц. педагогика – особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. Соц. педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют соц. работнику создать условия для саморазвития клиента, его соц. адаптации и защиты. Выбор того или иного метода педагогического воздей­ствия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффек­тивность достигается через определенные сочетания мето­дов, так как для развития личности, ее совершенствова­ния необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность:

Беседа

Внушение основано на апелляции к бессознатель­ному, к эмоциям человека, вербальными, словес­ными средствами, причем оратор должен быть в рассудочном уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информа­ции, если внушающий не авторитетен, то внушение обре­чено на провал. Приемы внушения направлены на снижение критично­сти человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предпола­гает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к кото­рым человек эмоционально положительно относится. Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информа­ции.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, пред­полагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеж­дения должны соответствовать уровню развития личнос­ти, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:

1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слуша­телей; 2) должна быть последовательной, логичной, мак­симально доказательной, содержать как обобщающие по­ложения, так и конкретные примеры; 3) необходимо ана­лизировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказыва­ет.

В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения, такие как информация, дис­куссия и взаимное просвещение (группы самопомощи). Назначение активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной служ­бы мог осмыслить свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через выработку собственных взглядов.

Подражание — воспроизведение деятельности, поступ­ков, качеств другого человека, на которого хочется похо­дить. Условия подражания: 1) наличие положительного эмо­ционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания; 2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении; 3) ясность, выразительность, привлекательность образца; 4) доступность образца, хотя бы в некоторых ка­чествах; 5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же). Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще в определенной степени и взрослым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.