Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определите, какие из следующих поговорок и пословиц основаны на аналогии и в чем она состоит?






1. В лесу медведь, а в дому мачеха.

2. Деньга деньгу родит, а беда беду.

3. Связаны, как рыба с водой.

4. Дела, как сажа бела.

5. Перейти – все равно, что не дойти.

6. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

7. Козел по горам, и баран по горам.

8. Спать долго – жить с долгом.

Найдите по аналогии отношений искомые понятия:

1. врач – хирург. юрист –?

2. блюдо – макароны. мебель –?

3. мундир – шерсть. Джинсы –?

4. цветок – вода. самолет –?

5. язык – кислое. нос –?

6. кровь – вена. вода –?

Как вы считаете, будет ли достоверным вывод по аналогии, приведенный в следующем рассуждении:

«Полководец Гедеон после изнурительного перехода привел войска к источнику. Перед решительной битвой, желая отобрать наиболее стойких бойцов, он велел утомленным воинам напиться из источника. Одни из них, став на четвереньки и припав губами к воде, стали жадно пить ее. Другие пили постепенно, черпая воду пригоршнями. Эти триста воинов и были взяты Гедеоном в бой. Гедеон при этом рассуждал так: «Те, кто проявили выдержку и способность противостоять искушению, немедленно и бездумно удовлетворять жажду, в бою окажутся надежнее, чем те, кто не смог этого сделать».

Проанализируйте следующие рассуждения. Можно ли получить достоверный вывод в данных рассуждениях? Если – нет, то почему? Обоснуйте свой ответ:

1. История сохранила рассказ Плутарха по поводу неожиданного развода консула Павла Эмилия: «Римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Не хороша ли собой или она бесплодна?», – выставил вперед ногу, обутую в башмак, и сказал: «Разве он не хорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?».

2. При ограблении касс предприятий преступники действовали одним и тем же способом. Они нападали на сторожа, связывали его и взламывали дверь кассы. С помощью ломика и кувалды отжимали дверь сейфа и похищали деньги. Все они были задержаны. Спустя несколько лет, в городе вновь стали повторяться ограбления касс, совершенные описанным выше способом. Было выдвинуто предположение, что в ограблениях участвует один из ранее осужденных преступников, бежавший из мест заключения.

3. Сотрудница М. обнаружила пропажу кошелька из своей сумочки, оставленной ею на своем рабочем столе, когда она выходила к начальнику. В комнате в это время оставался только сотрудник Н. Спустя месяц, когда вновь в помещении оставался лишь Н., у другой сотрудницы Ш. также пропали деньги, находящиеся в тумбочке ее стола, в то время, когда Ш. выходила в коридор покурить. Был сделан вывод о том, что кражу в обоих случаях совершил Н.

 

Тема 6. Законы логики и принципы правильного мышления

План

1. Закон тождества.

2. Закон противоречия.

3. Закон исключенного третьего.

4. Закон достаточного основания.

 

Основные понятия: законы мышления, принципы мышления, софизм паралогизм, парадокс.

 

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 110-118, 205-213.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 194-209.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 105-130.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 144-160.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 234-266.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 33-43.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 9-29.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.