Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усыновление детей РФ иностранными гражданами.




Особую обеспокоенность вызывают те негативные тенденции, которые имеют место в области усыновления российских детей иностранными гражданами, и отсутствие надлежащего государственного контроля за процессом усыновления в России.

Сегодня отсутствие такого контроля (как на уровне законодательной, так и исполнительной власти) привело к тому, что гуманный по своей сути процесс усыновления превращается в рынок торговли детьми. Дети-сироты, которые нуждаются в особой заботе государства, становятся выгодным товаром, предметом различных бартерных сделок, принося чиновникам различных уровней реальные и немалые деньги. Развитию этих негативных тенденций в немалой степени способствует продолжающаяся, но незаконная в настоящее время, деятельность по подбору детей для усыновления непосредственно в различных детских интернатных учреждениях представителей более 50 иностранных агентств, которые фактически поделили всю Россию на сферы своего влияния.

В соответствии со статьей 21 Конвенции ООН "О правах ребенка", обязательство по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация, государства, которые признают и разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями на основании закона с учетом всей относящейся к делу достоверной информации. Государства-участники в случае усыновления ребенка в другой стране обеспечивают применение таких же гарантий и норм, которые применяются в отношении усыновления внутри страны и принимают все необходимые меры, чтобы в случае усыновления в другой стране не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этим лицом.

Указанные положения Конвенции нашли свое отражение в нормах Семейного кодекса РФ, вступившего в силу 1 марта 1996г. Так, в статье 124 СК РФ сказано, что усыновление или удочерение допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. Дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет в федеральный банк данных.

Согласно статье 125 СК РФ, предусматривающей порядок усыновления ребенка, в том числе иностранными гражданами, усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка по правилам статьи 263-4 ГПК РСФСР с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки, прокурора.

Порядок оформления документов на усыновляемого ребенка и кандидатов в усыновители предусмотрен Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.95 г. N 917 в части не противоречащей нормам Семейного кодекса РФ.



В ходе проверки Генеральной прокуратуры РФ выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства, связанные с незаконной коммерциализацией деятельности по усыновлению детей иностранными гражданами, незаконной деятельности частных (физических) лиц - представителей зарубежных агентств, занимающихся посредническими функциями в вопросах усыновления. Установлены многочисленные факты превышения этими представителями своих полномочий и незаконного присвоения ими функций органов опеки и попечительства. В нарушение требований статьи 139 СК РФ не созданы условия для сохранения тайны усыновления, не осуществляется должным образом контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, отсутствует компьютерный банк данных (централизованный учет) детей, усыновленных иностранными гражданами.

Установлено, что практика усыновления детей в Челябинской области иностранными гражданами (в основном гражданами США) развивается с 1992 года. До вступлений в действие Семейного кодекса РФ, т.е. до 1 марта 1996 года неоднократно менялся порядок усыновления.

Согласно данным главного управления образования на территории области осуществляют содействие иностранным усыновителям 4 агентства:

1) "ЮЭК" (США). По имеющимся в ГУО документам, срок действия лицензии данного агентства на момент проверки истек. Кроме того, представитель этого же агентства (гражданин Израиля), занимающийся вопросами усыновления в г. Магнитогорске, лицензии на право занятия такой деятельностью не имеет вообще.



2) "Содружество международных усыновителей ИНК". Из доверенности, выданной агентством, следует, что его представитель имеет право проводить специальную работу по выявлению детей-сирот, нуждающихся в усыновлении, что противоречит смыслу статьи 121 СК РФ, согласно которой эта деятельность относится к исключительной компетенции органов опеки.

3) "Ассоциация Американских некоммерческих усыновительных агентств".

4) "Рэйнбоу Хауз Интернэшнл". Данное агентство представляет документы о кандидатах в усыновители, подготовленные так же и другими агентствами. Однако в ГУО отсутствуют какие-либо документы, касающиеся взаимодействия "Рэйнбоу Хауз Интернэшнл" с иными агентствами и поэтому не ясно, на каком основании указанное агентство осуществляет данное полномочие (это влияет на выполнение обязательств по представлению отчетных сведений о детях в постусыновительный период).

Изучением документов установлены еще 15 агентств (в основном США), представляющих документы о кандидатах в усыновители, о деятельности которых нет никакой информации в Главном управлении образования. Посредничество между американскими агентствами, занимающимися усыновлением и местными органами опеки, здравоохранения и другими государственными службами администрация области поручила благотворительному фонду "Радиоэкология".

Агентство по усыновлению "Рэйнбоу Хауз Интернэшнл" штат Нью-Мексико, США, взаимодействует по вопросам усыновления челябинских детей американским семьями с отделением общественно-государственного благотворительного фонда "Радиоэкология" на основании постановления главы администрации Челябинской области N 599рп от 20.10.1993 г. "Об усыновлении детей-сирот из детских домов и домов "Малютки". Согласно данному постановлению и Протоколу о намерениях от 12.03.1993 г., подписанным администрацией Челябинской области и Агентством "Рэйнбоу Хауз Интернэшнл" организация работы по поиску кандидатов в усыновители для больных детей-сирот, подготовка необходимых документов для проведения работы по усыновлению, заключение договоров с зарубежными агентствами по усыновлению, направленных на проведение благотворительных акций по оказанию помощи детским домам возложено на отделение фонда "Радиоэкология", что незаконно и противоречит требованиям статьи 121 СК РФ.

Почти повсеместно, на всех этапах процесса усыновления нарушается закон. Информация о детях, оставшихся без попечения родителей, несвоевременно поступает с мест в региональные и федеральные банки данных о таких детях. Российские граждане, в отличие от представителей иностранных агентств, практически не имеют доступа к банку таких данных. В результате создается реальная возможность для сокрытия здоровых детей от российских усыновителей, которые впоследствии усыновляются иностранцами. К сожалению, получается так, что передать ребенка на усыновление за границу оказывается на местах гораздо более выгодным делом, чем найти ребенку семью в России.

Казалось, что значительное обновление российского законодательства, касающегося условий и процедуры усыновления, введение судебного порядка усыновления, установление административной и уголовной ответственности за незаконное усыновление, торговлю детьми защитит интересы наших детей, будет способствовать цивилизованному решению всех вопросов усыновления. Оказалось - нет. Недопустимая практика усыновления, которая в свое время, на первых этапах становления международного усыновления, была развращена случаями коррупции, сохраняется, имеет глубокие корни рецидива. Для её искоренения необходимы усилия всех ветвей государственной власти, на всех ее уровнях, постоянный надзор за соблюдением законодательства об усыновлении со стороны органов прокуратуры, общественный контроль. Государство обязано принять все возможные меры, чтобы право ребенка на Родину было ему обеспечено. Если действительно не удалось найти ребенку (больному или здоровому) семью в России, на всей ее территории, которая захотела бы его принять и воспитать, он может быть передан на усыновление иностранным гражданам. При этом права нашего ребенка - гражданина России должны быть максимально защищены как в процессе усыновления внутри страны, так и при осуществлении его воспитания за ее пределами. Такой подход признается всем мировым сообществом.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал