Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязанности христианских родителей






      Дети — дар Божий. Супруги до рождения ребенка. Воспитание главнейшее дело родителей. Вера и благочестие — основание нравственного воспитания детей.
Крайне тяжелы сейчас условия христианского воспитания детей родителями-христианами в окружающем нас мире, в мире      прелюбодейном и грешном (Мк. 8: 38). Крайне усложнилась жизнь людей, а вместе с нею и условия воспитания детей. Дети с самого раннего детства подвергаются худому влиянию окружающей среды чрез развращенных сверстников и взрослых, чрез телевидение, кинематограф и литературу, чрез худых наставников и многое другое.
В первые века после основания Христовой Церкви      христианство всем своим строем жизни, боговдохновенной проповедью, чудесами, обилием явных дарований благодати Божией, величием подвигов святых Божиих вселяло непреложное убеждение людей в истинности того, что преподается в нем, и в ложности того, что проповедуется вне христианства и не согласно с ним. Тогда всякому вступающему в Церковь достаточно было разъяснения первых основ христианства, включенных в Символ веры, и Евангельских заповедей. Все дальнейшее развитие незыблемого христианского убеждения и благочестия в каждом верующем восполнялось церковной проповедью, доверчивым чтением душеспасительных книг, церковным богослужением и всем строем и духом христианского общества. То ли теперь?
«Осматриваясь вокруг себя, — говорит один отечественный проповедник, — мы встречаем святотатственное кощунство над святынями веры, нечестивое отвержение Бога и глумление над последователями Христовыми, над Церковью и духовенством, гордую самоуверенную недоученность, выдающую себя за требования разума и человеческой природы, преступные влечения развращенного сердца и вместо истинной свободы — свободу, проповедующую скотской произвол и необузданное своеволие и жестокость; мы встречаем непочитание родителей, бесстыдное презорство, которое не стыдится ли      ца старца и всякого начальства, не ценит ни их трудов, ни трудов своих предков; скотоподобное погрязновение в чувственность, которое, презирая законы нравственности, посмеивается над скромностью, умеренностью, воздержанием и целомудрием, не сознает и не признает в себе богоподобной и бессмертной души; наконец, завистливое недовольство, злословящее и охуждающее все и всех; суетность и легкомыслие, рабствование духу времени» 446 . Льющееся рекою неверие и антихристианство захватывает и наших христианских детей.
Девятнадцать веков назад апостол Петр пророчески начертал картину наших дней:       и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами: суд им давно готов, и погибель их не дремлет... Конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших (т.е. родителей, начальников)... Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся... Они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими... Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию... Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат (неустойчивых христиан)... обещают им свободу, будучи сами рабы тления (2Пет. 2: 1—3, 9—10, 12—14, 18—19).
Живя среди такого окружения, чтобы устоять против «духа времени», христианские родители особенно должны бодрствовать над собственной душой и над душами чад своих, блюдя их      неоскверненными от мира (Иак. 1: 27), научая не любить мира, ни того, что в мире (1Ин. 2: 15). Ибо дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4: 4). В этом мире прелюбодейном и грешном (Мк. 8: 38) в наши дни господствуют дух антихриста (1Ин. 4: 3) и князь мира сего (Ин. 14: 30). Мир лежит во зле (1Ин. 5: 19), и в нем встречается множество соблазнов. Горе миру от соблазнов! (Мф. 18: 7). Но истинные христиане побеждают их, не увлекаются ими (1Ин. 5: 4), избегая скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (2Пет. 2: 20). Господь Иисус Христос пред Своими крестными страданиями молился в Гефсимании Отцу Небесному, чтобы верующие в Него были сохранены в мире от зла (Ин. 17: 15), от соблазнов и нечестия.
Христианские родители! Если Господь благословил вас детьми, не упускайте драгоценного времени в их воспитании. Великий подвиг вам предлежит — борьба за своих детей: борьба с грехом и диаволом, борьба с духом времени, с духом мирского развращения и неверия. Враг рода человеческого, со всем сонмищем темных духов ходящий по лицу земли      как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Пет. 5: 8) из людей, верных Господу, в наши дни особенно ополчился на наших детей, чтобы пленить их, отторгнуть от Христа, развратить.
Родители, стойте на страже душ ваших детей! Воспитывайте их с самого раннего детства в вере и благочестии, в страхе Божием и доброй нравственности. Бодрствуйте в молитвах о своих детях. Только всесильная благодать Божия, при вашем добром воспитании и руководстве, может сохранить их и утвердить в вере и благочестии. Сия вседействующая благодать Божия освятит и утвердит все, что в наших силах, и все, что выше наших сил, восполнит и усовершит      447 .
«Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством»      448 .
В этом изречении западного мыслителя есть большая доля правды. Чтобы восполнить, хотя бы в небольшой степени, пробел в наших знаниях о христианском воспитании детей, мы предоставляем христианским читателям в систематизированном виде по этому вопросу ряд полезных советов святых Отцов и учителей Церкви и наших церковных и светских писателей.     
Дети — одна из целей супружества, и вместе с тем обильный источник семейной радости. Поэтому христианские супруги должны желать и ждать детей, как великого дара Божия (      Пс. 126: 3), и молиться об этом благословении Божием. «Бездетные супруги действительно суть нечто обиженное, хотя иногда это бывает и по особенным намерениям Божиим» 449 .
Неиспорченное чувство русского народа, воспитанного на христианских началах, всегда воспринимало детей как благословение Божие, как дар Божий. К прискорбию, в наше время изменилось это воззрение, и получили распространение весьма превратные взгляды на рождение детей.     
Теперь редко встречаются многодетные семьи. Обычно — один-два ребенка. А если больше — то ропот и жалобы, ребенок оказывается «лишним». Бьют тревогу демографы: рост населения почти прекратился. Моралисты еще более озабочены: налицо грозные признаки нравственного упадка общества.     
«Если в народе браки оскудевают детьми, — пишет один западный мыслитель, — то это признак глубокой нравственной испорченности». Примером может служить Франция, где с конца XVIII века начались государственные гонения на христианскую религию и нравственность, с новой силой возобновившиеся в начале XX столетия. «Господствующая во французских браках скудость детьми есть одна из самых темных сторон в брачной и нравственной жизни Франции... Обильные детьми браки составляют также признак нравственного здоровья народа»      450 .
В чем же причина этих темных сторон в брачной жизни нашего народа? Что доводит людей до такого ожесточения и безумия, когда они становятся даже убийцами собственных детей еще в утробе, не дав им увидеть света Божия? Нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее нашего, но они твердо верили, что      Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. «Даст Бог детей, даст и на детей» — это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина. И не наказание ли это Божие, когда «одночадные» родители оба работают в поте лица и с трудом могут прокормить единственное свое чадо?
Конечно, на снижении рождаемости несомненно сказываются социальные, производственно-экономические и бытовые условия жизни людей, а также до крайности доведенная так называемая эмансипация женщины. Но все же главная причина не в этом. Ибо такое явление наблюдается и в материально обеспеченных семьях. Главная причина — неверие в Бога, крайнее себялюбие, упадок нравственности, чрезмерная привязанность к мирской суете и удовольствиям, стремление к спокойствию и удобствам. Забывает большинство людей, а многие и не ведают вовсе о том, что земная жизнь вследствие греховности людей не может быть чем-либо иным, как трудом, постоянным подвигом самоотвержения и смирения, терпения скорбей и лишений ради достижения чистоты и святости, ради Царствия Божия, ради будущей блаженной жизни. Потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь; и вот счастья и радости стали люди искать только на земле. «Оземлились» люди, стали      плотью (Быт. 6: 3), уклонились от цели и назначения своего, возлюбили всем сердцем землю, забыв о небе, — и тяжело стало жить; самое дорогое из земных благ — дети — сделалось тяжелым бременем, от которого желали бы избавиться, чтобы беспрепятственно жить как хочется.
Но не так определено Господом; не того требует от нас Закон Божий, и не человеку с его слабыми силами изменять законы, установленные Премудрым и Всемогущим Творцом. Законы Божии неизменны, и тяжелые последствия навлекают на себя те, кто нарушает и пытается изменить их, чему встречаем множество примеров в жизни.     
Слово Божие учит нас, что рождение детей есть благословение Божие:       вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева (Пс. 126: 3). Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как маслинные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь... и увидишь сыновей у сыновей твоих (Пс. 127: 3—6).
Множество благ соединено с рождением и воспитанием детей. Во все времена и у всех народов иметь детей считалось особенным счастьем; рождение ребенка было радостным событием. Правда, рождение детей соединено со многими болезнями, трудами и лишениями, оно налагает на родителей важные обязанности, но все это вознаграждается тем радостным чувством, которое наполняет сердца родителей, той любовью, которую не может возбудить ни один земной предмет и которая заставляет родителей забывать о себе ради детей.      Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16: 21). Ничто не может быть так дорого для женщины, как дитя, и ничья любовь на земле не может сравниться с любовью матери. С какою радостью встречает она улыбку дитяти; как счастлива она, когда ребенок ласково отвечает на ее ласки; как радует ее его несвязный лепет, его нетвердый шаг; забывает она и болезни, и бессонные ночи, и все труды и лишения.
Эта любовь к детям указывает семьянину определенную цель жизни и побуждает заботиться о них. Сознавая, что все его труды, лишения и беспокойства доставляют спокойствие и удобства лицам самым любимым для него, он дорожит своим временем и употребляет его с пользою; он не тяготится этими трудами, утешаясь мыслию, что и дети, в свою очередь, будут заботиться и покоить его в старости, когда ослабеют его силы, — и как сладок бывает для него отдых в кругу любимой семьи после труда!      
Дети ж      е служат лучшим утешением и при разных скорбях. Кому не приходится переносить в течение жизни горя, лишений, неудач и обид? Как дорога бывает в это время близость человека, с которым можно поделиться, высказать, выплакать свое горе; и кто же может утешить лучше, чем дети, для которых и горе, и радость родителей есть их собственные горе и радость? А при болезни кто лучше, чем дети, кто так нежно и усердно может ухаживать за ними и своей любовью, своим искренним участием по возможности облегчать их тяжелое состояние?
Дети крепче связывают и самый союз супругов, взаимная любовь которых друг ко другу, сосредоточиваясь на ребенке, дорогом для обоих, еще более крепнет. Как часто дети своим присутствием удерживают супругов от ссор, от разных дурных поступков, от разрыва; любовь к детям побуждает мужа и жену снисходительнее относиться друг ко другу, извинять разные недостатки, прощать оскорбления, чтобы сохранить семейный мир, чтобы не видеть слезы детей, на которых тяжело действуют ссоры родителей.     
«Ребенок, — говорит Златоуст, — служит чем-то вроде мостика, так что тут уже трое составляют одну плоть, потому что дитя соединяет одну сторону с другою. Все равно как два города, разделенные рекою, составляют один город, если есть мост, который поддерживает между ними взаимное сообщение, — и здесь то же или еще больше, так как этот мостик устроен из существа их обоих»      451 .
«Скрепляя брачный союз супругов и удерживая их от многого дурного, дети способствуют развитию в семьянине самоотвержения, любви к другим и взаимопомощи. Необходимость переносить труды и лишения для своей семьи препятствует развитию самолюбия и холодности; желание окружить свою семью возможными удобствами и безопасностью побуждают семейного человека сближаться с другими, с соседями и сослуживцами, пользоваться их услугами и помогать им, не ограничиваясь заботами только о своей семье. Сознавая, что благоденствие его семьи тесно связано с благоденствием окружающих его людей, хорошо знакомый с нуждою, он становится мягче, отзывчивее на нужды других и в нем является постоянная готовность по силам помогать им. Это расположение служить другим постоянно крепнет в нем; он уже любит своих соседей, односельчан, соотечественников; он считает своим долгом заботиться о благе общества, принести ему посильное добро и пользу — и при дальнейшем развитии этого доброго направления в человеке образуется тот высокий христианский нравственный характер, при котором сделать добро другому — лучшее удовольствие, и человек не останавливается ни перед чем, когда нужна помощь и услуга ближнему.     
Дети и потому еще самое дорогое благо на земле, что все другие блага будут отняты со      смертью, а дети перейдут с нами и в будущую вечную жизнь. В них мы как бы продолжаем жить на земле и после смерти, так как они могут продолжать наше дело, на которое мы положили много труда и сил при своей жизни. Хорошо воспитанные, они будут лучшим памятником нашим после смерти. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им... Умер отец его — и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе (Сир. 30: 2, 4). Вот блага, соединенные с чадородием. Неужели не благословение от Господа — быть среди любимых и любящих лиц, иметь возможность не падать духом при разных несчастьях, сдерживаться от многого дурного и полюбить добро? Неужели не благословение от Господа быть окруженными теми, кому Сам Господь присвояет Царство Божие? (Мф. 19: 13—14) И ради кого Он щадил и, без сомнения, щадит теперь целые города?» 452
Еще до рождения детей супруги должны готовить себя к тому, чтобы быть добрыми родителями добрых чад. Для этого они должны «хранить супружеское целомудрие, т.е. трезвенную отчужденность от сладострастия... хранить благочестие, ибо, как бы ни происходили души, а они в живой зависимости от сердца родительского (от нравственного состояния их душ), и характер родителей иногда очень резко отпечатлевается на детях»      453 .
«Благодать, освящающая супружество в Таинстве брака, есть основание благословенного деторождения, если супруги хранят      эту благодать в чистоте совести, внимают закону Божию, благоговейно исполняют его, если блюдут себя от невоздержания и исполняют супружеские обязанности свято и нерушимо, то можем сказать не обинуясь, что дети их освящаются еще до рождения, потому что благословение Божие, почивающее на родителях, переходит и на детей родительскими молитвами. И чем более родители преуспевают в добродетелях, чем более возрастают и совершенствуются в духовной жизни, тем более сообщают своим детям святых предрасположений к добру. Так раннее, неожиданное по летам раскрытие в детях благочестия и любви к священным предметам нельзя приписать ничему другому, как особенному попечению и заботливости родителей (и их предков) которые своими непрерывными упражнениями в святой любви и вере, в самоотвержении и смиренной молитве насаждают благие семена в детях еще до их рождения. Каковы родители, таковы и дети. От хорошего корня дерева и плод бывает хороший: если корень свят, то и ветви, — говорит Апостол (Рим. 11: 16)» 454 .
Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь с детства, от колыбели за грехи своих родителей, своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных склонностей. Но этот же закон вместе с тем и весьма благодетельный для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, в потомках, и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, даже один народ хорошим, честным, даже святым, а другой — плохим, худшим, по крайней мере      455 .
«Очень многие родители уже при рождении передают своим детям склонность к чувственности, предрасположение к плотским грехам, к гневливости и др. как печальное и роковое наследство на всю жизнь. Если родители с юности предавались чувственным удовольствиям, добрачное время провели в невоздержании и нецеломудрии, если они и в брачном состоянии преступают законную меру, не умея умерять и обуздывать своего плотского сладострастия, то подобная похотливость наследственно переходит и на детей (и все более и более накопляется в роду). Чувственные родители рождают и детей чувственных. Пусть крепко помнят как родители, так и в особенности юноши и девушки, имеющие вступить в супружество: грехи юности родителей часто самым горьким образом отражаются на детях»      456 .
Пусть помнят супруги, как они должны заботиться о сохранении чистоты и целомудрия брачного союза, если хотят видеть благословение Божие на своих детях, как они должны стараться об очищении себя от дурных страстей и пороков и наполнении своего сердца благими чувствами и святыми помыслами, если хотят иметь детей с хорошими наклонностями и свойствами.     
Передавая ребенку свою плоть и кровь, соучаствуя в образовании его бессмертной души, родители передают ему и часть своей души, своего сердца. Хорошо, если сердце родителей, душа их очищена благодатью; но что, если она исполнена нечистоты греховной? Не перейдет ли она к детям? Несомненно, перейдет и принесет в себе семена зла и болезней. Сколько есть родителей, которые скорбят, плачут, жалуются, видя в своих детях упорство, своенравие, непослушание, раздражительность, злобу, мщение, разные виды развращения, но пусть они вспомнят, не было ли этих пороков в собственном их сердце еще до рождения детей? Если неумеренность матери в пище и питии имеет более или менее вредное влияние на плод, носимый под ее сердцем, то тем более могут действовать ко вреду нечистые пожелания и сильные страсти.     
Таким образом, совсем не безразлично, будет ли мать в период детоношения, когда жизнь ее тесно связана с жизнью ребенка, жить благочестиво и богобоязненно или же легкомысленно и нечестиво, так как ее доброе или дурное душевное состояние легко может сообщиться плоду ее тела      457 .
Вот почему так много говорят теперь о недостатках и пороках, которые дети унаследовали от своих родителей или «всосали в себя вместе с молоком матери». И какое счастье от самого рождения получить природу добрую, душу, приятную Богу и людям! Как легок в этом случае путь к Богу и добру! Напротив, какое несчастье от самого рождения получить природу извращенную. Как трудно будет ее обуздывать!      
Второй важной заботой супругов до рождения ребенка является хранение своего физического здоровья, ибо «оно неминуемо есть наследство детей». От нездоровых родителей обычно рождаются и дети хилые, болезненные. А «больное дитя — что за радость?»      458
Когда Бог дарует дитя, христианские родители должны первым делом освятить его в Церкви Таинствами, «посвящая дитя Богу истинному, Которому и сами родители и их дети должны принадлежать» и служить. Все это важно совершить над ребенком в раннем детстве, ибо «в дитяти наблюдается смешение духовно-телесных сил, готовых принять всякое направление. Надо положить на нем печать Божественного Духа, как основу и семя вечной жизни. Надо ограждать дитя отовсюду Божественной благодатью, ограждением, непроницаемым для темной силы, ибо отовсюду теснится сатана со своим злом»      459 .
Через миропомазание в душу ребенка вносятся начала святой благодатной жизни. Отселе рожденный становится сыном Божиим по благодати, членом Царствия Божия, и земного, и небесного. Зерно христианской жизни, положенное в почву его души, должно развиваться согласно с законом духовной жизни при постоянном и живом содействии благодати Христовой и неусыпном попечении родителей      460 .
Духовная жизнь, зарожденная благодатью крещения в младенце, явится в полном своем виде с того времени, когда он, придя в сознание, свободным произволением посвятит себя Богу и жизнью по заповедям Божиим усвоит обретенную в себе благодать Божию. В младенчестве истинно-христианская жизнь действует в нем еще как бы без его ведома. Но постепенно начало нравственно-христианской жизни, чрез благодать крещения, чрез частое Причащение Святых Таин, чрез воспитательное воздействие и молитву родителей постепенно зреет в дитяти и образует его в сознательного христианина, члена Церкви Христовой.     
Это должны всегда твердо помнить родители. Они должны знать, как необходимо воспитывать крещенного младенца, который вверяется им от Святой Церкви и Господа.     
«После крещения младенца, — пишет епископ Феофан, — очень важное дело предлежит родителям и восприемникам: так вести крещенного, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряженные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни. Это лицом к лицу поставляет с вопросом о христианском воспитании или о воспитании по требованию благодати крещения, с целью сохранения сей благодати»      461 .
В христианстве дети — «благодатное племя», — говорит один благочестивый русский проповедник      462 .
С первых дней жизни детей, введя их в Церковь Христову посредством Таинства крещения, христианские родители должны смотреть на них как на новых членов Церкви, как на сынов Отца Небесного и наследников Небесного Царствия (      Мф. 19: 14; Мк. 10: 14), как на вверенный им залог, за который они ответственны пред Богом. В связи с этим христианство налагает на родителей высокую задачу воспитывать детей как чад Божиих для Его Царства. Все воспитание должно привести к тому, чтобы дитя получило вечную жизнь, а для этого оно должно быть воспитано, подготовлено к жизни во Христе еще в этом, земном существовании.
Родителям, — говорит Златоуст, — вверен важный залог — дети. Будем поэтому заботиться о них (об их религиозно-нравственном воспитании) и употребим все меры, чтобы лукавый (враг-диавол) не похитил их у нас.     
«Дело воспитания — главнейшее дело родителей, многотрудное и многоплодное, от которого зависит благо семейства, Церкви и Отечества»      463 и вечная участь детей.
Доброе воспитание есть лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Эту истину хорошо сознавал еще древний мудрец Плутарх и в своей книге о воспитании высказывал ее следующими словами: «Ничего нет выше доброго воспитания детей; оно должно быть началом, срединою и концом всех родительских забот. Все блага этой земной жизни обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное, божественное благо»      464 .
Родителям дана власть от Господа над детьми. В руках родителей счастье и несчастье их детей, спасение и погибель.      Счастье детей достигается чрез доброе воспитание. Нерадение об этом делает детей несчастными здесь, на земле, и ведет к вечной погибели за гробом. Доброе воспитание состоит в научении их вере и благочестию, в приучении их к соблюдению заповедей Божиих, в охранении от пороков, в научении повиновению родителям и почитанию старших 465 .
«Все родители, — говорит Златоуст, — должны воспитывать детей своих для Бога»      466 . У христианских родителей «все должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях, с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4)» 467 — в благочестии и доброй нравственности. Великая награда ждет тех родителей, которые воспитали своих детей в благочестии и целомудрии. Ибо «немаловажное дело посвятить Богу детей, данных от Бога», вырастить их истинными христианами. «Если родители положат под здание твердые опоры и основания, то будут иметь великую награду; тогда как, наоборот, за нерадение подвергнутся наказанию» 468 . Только тот может быть назван истинным родителем, кто воспитал своего ребенка христианином, благонравным и богобоязненным 469 .
К прискорбию, в наш век отцов и матерей по плоти много, а истинных родителей по духу очень мало. Сколько встречается таких родителей, которые, по выражению Златоуста, «не щадят ничего, чтобы доставить своим детям учителей в удовольствиях и потворствовать их прихотям... а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, в благонравии — до этого им мало нужды, Преступное ослепление!» Если мы бываем виновны, когда нерадим о пользе ближних, то не больше ли на нас вины, когда это нерадение относится к нашим детям? Не Я ли, — скажет нам Господь, — дал место детям в вашем семействе? Не Я ли вверил их вашему попечению, поставил вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними, Я возложил на вас все заботы об их воспитании.     
«Вы скажете мне, — обращаясь к родителям, говорит далее Златоуст, — что они (ваши дети) не хотели подклониться под иго, что они его свергли. Но это-то и надлежало предотвратить в самом начале. Вы должны были овладеть первыми их впечатлениями, наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее; подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему, образовать ее сообразно с ним, обвязать рану, когда, она только что зарождалась; исторгнуть терние, когда оно только начинало появляться около этого нежного растения, а не ожидать, пока оно пустит глубокие корни, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми»      470 .
По словам Златоуста, родители, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть «детоубийцы»      471 . «Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, — говорит он, — бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души» 472 .
Беспечность и нерадение родителей в этом отношении приводит к тому, что дети, впав в безверие и развращение, оставленные небесной помощью, еще здесь, на земле, нередко терпят наказания за преступления и уготовляют себе за нечестивую жизнь здесь вечное осуждение в вечной жизни.     
Если бы у нас было надлежащее воспитание, то не было бы такой преступности среди подростков и юношества. «Если бы родители, — говорит Златоуст, — тщательно воспитывали своих собственных детей (в благочестии и благонравии), то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней... Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их большему злу, и предаем в руки палачей, и постоянно толкаем в пропасть»      473 .
Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит «Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели»      474 . «По отношению к воспитанию влияние веры Христовой существенно важно и благотворно не только тем, что она возбуждает в родителях и наставниках сознание долга воспитания и ответственности, но еще более тем, что дает надлежащее правильное направление делу воспитания и указывает те цели, какие должны, главным образом, иметь воспитатели и к достижению которых они прежде всего должны стремиться» 475 . Нам надо твердо помнить, что без веры (религии) и благочестия не может быть устойчивой и доброй нравственности 476 .
Без христианской      религии нравственность не имеет основания и висит в воздухе, и в ней вы ничего не найдете, кроме кодекса условных приличий и предписаний естественной морали. Безрелигиозное воспитание в семье и школе — источник развращения юного поколения. Где нет страха Божия и благочестия, там трудно человеку устоять против развращения среди окружающих его соблазнов и пороков. Уклонение от благочестия, по словам Златоуста, губит и расстраивает все: низвращает общественный порядок, губит общее благо и служит причиной бесчисленных бедствий, посылаемых с неба людям 477 . Без веры и благочестия все нравственные уроки родителей бессильны и непрочны. Где нет веры и благочестия и любви ко Христу Спасителю, не может быть продолжения и развития нравственной жизни, как в ветви, отсеченной от дерева; а где нет такой жизни, там не может быть и плодов ее (Ин. 15: 1—5).
«Кто оставляет Господа, — говорит святой      Иоанн Златоуст, — тот не станет уже уважать ни своего отца (ни мать), ни самого себя» 478 . «Кто неразумен и бесчувствен по отношению к Богу (кто оскорбляет своего Создателя), тот гораздо более может оскорбить своего родителя и собственную свою душу». И наоборот, дети, которые усердно поклоняются и служат Богу, «оказывают и родителям многую честь» и любовь 479 .
Среди людей истинно верующих и благочестивых вы не встретите пренебрежения к отцу или матери и попрания их авторитета. «Случается часто, — пишет проф. В.Ф. Певницкий, — что сын бедного и низкого по общественному положению отца приобретает почетное и высокое положение, или сын малосведущего и необразованного жителя деревни выдается талантами и с отличием кончает какую-нибудь высшую школу. В подобных положениях часто умолкает естественное чувство, напоминающее о почтении к родившим нас, или фальшивое самолюбие заставляет стыдиться той среды, в которой живут бедные отцы, и не обращать никакого внимания на выражения их любви к нам. Но если есть в душе живое чувство веры, оно не допустит того, чтобы сын гордился пред родившими его, презирал их необразованность и стыдился их бедной обстановки. Во имя Бога верующий сын окружит уважением и почтительностью тех, которые после Бога были первыми виновниками его жизни и хранителями его детства, и нимало не стеснится в выражениях этого почтения, как бы ни было велико различие между ним и его родителями по видимому положению и образованию.     
Но мы опасаемся, удержится ли в человеке при всех случаях и обстоятельствах чувство почтения к родителям, если заглохнет в нем религиозное чувство. Человек без веры не хочет признавать самого высшего авторитета, пред которым благоговейно преклоняется весь мир видимый и невидимый — авторитет Бога, Творца и Промыслителя вселенной. Для него не существует самой святейшей и высочайшей власти, от которой берут свое начало все другие земные власти и которой они служат слабым отражением. Когда изгнана из сердца всякая тень благоговения пред достопоклоняемым именем Божиим, найдется ли, удержится ли в нем почтение к существам перстным, хотя высшим его в известных отношениях, но разделяющим с ним одни и те же слабости? Не умеющий ценить великого светила небесного сумеет ли ценить всегда бледное отражение этого светила? Ничего не чувствующий при произнесении имени Отца Небесного и готовый попрать Его святыню сохранит ли добрые чувства пред именем отца земного и стеснится ли оказать неуважение к родившим его?»      480
Воспитание в вере и благочестии — основа целомудрия детей и послушания их родителям. Где нет этого основания, там родители «сами же первые и пожинают плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развращенными»      481 .
Оскудение веры, дух неверия растлевает умственную и нравственную жизнь людей, разрушает жизнь личную, семейную и церковную, извращает общественную, подрывает государственную.     
Иисус Христос сказал:       Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6: 63). Учение Христа Спасителя, Его слово не есть только выражение мысли, направленное к уму человека, но движение Духа Божия к духу человека; это слово творческое, дающее жизнь духу человека, как оно дало жизнь всему миру. Слова Христа имеют неотразимую силу влияния на чистые души, а такие и есть души детские.
Воспитание детей с младенчества в вере, благочестии и христианской нравственности — вот единственное поприще, на котором христианские родители могут бороться с захватывающим их детей духом неверия и всеми проистекающими из него печальными последствиями.     

446 Димитрий (Муретов), архиеп. Христианское воспитание детей как средство исцеления общества от его недугов // Слова, беседы, речи. Т. 5. С. 76—77      (неточ.).

447 Димитрий (Мур      етов), архиеп. Христианское воспитание детей как средство исцеления общества от его недугов // Слова, беседы, речи. Т. 5. С. 76—77.

448 Афоризмы. C. 309.     

449 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 493.     

450 Лютардт Х.Э. Апология христианства. С. 454.     

451 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 12-я на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 465—466.     

452 Розанов И., диакон. День христианина // Кормчий. 1902. № 2. С. 20—21.     

453 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 493.     

454 В день Рождества Богородицы // Воскресный благовест. 1909. № 36. С. 25.     

455 Христианские праздники / Под. ред. М.Н. Скабаллановича. Кн. 4. C. 28. Личные качества формируются в детях с помощью предков — вследствие наследственности. В детях отражаются не только отцы и матери, но и в какой-то степени дедушки и бабушки и даже те, кто ушел в глубину прошедших веков и кого они уже не помнят и о ком не знают. Так, например, положительными родовыми качествами, накопляющимися и передающимися из рода в род, могут быть благочестие, доброта, дружелюбие и заботливость в семье, скромность, простота, трудолюбие и др.     

456 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 64—65.     

457 В день Рождества Богородицы // Воскресный благовест. 1909. № 36. C. 25—26.     

458 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 493.     

459 Феофан (Говоров), еп. Там же      (неточ.).

460 Афанасий, иером. Человек-христианин в разных возрастах своей жизни // Странник. 1962. Май, отд. 2. C. 213.     

461 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. C. 23.     

462 Амфитеатров Я.К. Беседы об отношении Церкви к христианам. С. 35.     

463 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 493—494.     

464 Цит. по: С.С. Беседы о воспитании детей. С. 13.     

465 Макарий (Невский), еп. Беседа 4—7 // Беседы о христианской жизни и воспитании.     

466 Иоанн Златоуст, свт. Слово 3-е об Анне // Творения. Т. 4. С. 802.     

467 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 21-я на Послание к Ефесянам // Творения. Т. 11. C. 186.     

468 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею // Творения. Т. 11. С. 680. См. также: Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Там же. Т. 3. С. 338—339; Слово 6-е на книгу Бытия // Там же. Т. 4. С. 760; К верующему отцу // Там же. Т. 1. С. 111.     

469 Иоанн Златоуст, свт. О воспитании детей // Творения. Т. 12. С. 721.     

470 Цит. по: Хитров М.И. Голос пастырского сердца. Ч. 1. С. 153.     

471 Иоанн Златоуст, свт. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Творения. Т. 3. С. 336.     

472 Иоанн Златоуст, свт. О воспитании детей // Творения. Т. 12. С. 721.     

473 Иоанн Златоуст, свт. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Творения. Т. 3. С. 340.     

474 Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. С. 244.     

475 Певницкий В.Ф. Религия и воспитание // Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. C. 212.     

476 Благочестие, или набожность есть истинное и благоговейное почитание Бога (см.:       Лк. 2: 25; Деян. 10: 2, 7) со строгим соблюдением заповедей Его. Жить благочестиво значит все творить (проводить всю свою жизнь) со страхом Божиим, с благоговением пред вездесущим и всевидящим Богом Вседержителем, все Тому посвящая и всячески ревнуя о славе пресвятого имени Его.

477 Иоанн Златоуст, свт. К верующему отцу // Творения. Т. 1. С. 111.     

478 Цит. по: Феофан (Говоров), еп, Путь ко спасению. С. 317.     

479 Иоанн Златоуст, свт. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Творения. Т. 3. С. 337—338.     

480 Певницкий В.Ф. Религия и воспитание // Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. С. 189—190.     

481 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 21-я на послание к Ефесянам // Творения. Т. 11. C. 185.   






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.