Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианская семья — училище благочестия






      Свойство детской души — подражание. Святые Отцы и подвижники благочестия о воспитании детей в раннем детстве. Поучительные примеры из ветхозаветной и христианской истории.
Дитя растет. Вот оно уже выбралось из пеленок, начало ходить. Вот и возраст его начинают уже определять не месяцами, а годами. Постепенно в ребенке пробуждаются душевные силы, развиваются чувства и познавательные способности.     
В возрасте трех-четырех лет дети научаются всему хорошему и плохому, преимущественно подражанием примеру родителей и старших. Дети — зеркало родителей. Поэтому в раннем детстве и во все последующее время главный путь их религиозно-нравственного воспитания — живой пример христианской жизни родителей и воспитателей. Религиозная атмосфера семьи должна быть, по выражению святителя      Тихона Задонского, атмосферою «истинного христианства», а не «христианства по имени», христианства внешнего, показного, «христианства теплохладного», искаженного мирской обыденщиной и языческими суевериями или состоящего из соблюдения одних лишь традиционных семейных обрядов (куличи, крашеные яйца, праздничные угощенья и др.) без духа, смысла и силы их внутреннего содержания.
По словам Златоуста, учение чрез поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. И обратно, если дитя видит худой пример со стороны родителей, не ждите плода от добрых наставлений — пример все погубит. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. В нем больше, чем во взрослом человеке, замечается способность и желание подмечать все, что делают родители и старшие, и обращать это себе в правило. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность.     
Вот почему родители должны «свято ходить пред очами чад своих», блюсти себя, чтобы чем-либо во взаимных отношениях и отношениях с ближними — словом или делом — не подать худого примера своим детям. И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гневливость, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями.     
«Ваш пример, отцы и матери, — говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), — ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца... Не говорите ребенку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьете воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянетесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадет без плода. Вы говорите сыну, что надобно любить и благодарить Господа, а сами вместо храма идете туда, где вовсе не думают о Боге, где бесчестят Его дела. Что вы делаете? Вы убиваете веру в сыне. Добрая мать! Ты учишь дочь свою скромности, стыдливости, чистоте, и при ней осуждаешь знакомых тебе, говоришь о том, о чем наедине надобно только плакать: понимаешь ли, что ты делаешь? Нет, если хотите, чтобы ваши дети любили добро, показывайте делами, что добро достойно любви, а порок то же, что язва. Пусть ваша жизнь будет хвалой Господу и любовью к человечеству: тогда и ваши дети будут жить для славы Божией и пользы людей. Как необходимо для вас, родители, быть благочестивыми! Гнев и благословение Божие переходят от вас к детям и внукам. Отчего это? Как это? Очень просто. Худой ваш пример научает худому ваших детей, и худые привычки, худые расположения достаются по наследству вашим детям. Дикое дерево дает ли плоды вкусные?»      505
Каждым шагом своей жизни родители воспитывают детей, оставляют в них крупицу своего собственного разума, нравственности, души.     
«Вы воспитываете ребенка, — пишет известный педагог А.С. Макаренко, — в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами — все это имеет для ребенка большое значение»      506 .
Не только открытая греховность родителей, но и их житейская многозаботливость вредит делу воспитания детей. Развращение ребенка происходит не от чего другого, как от безумных привязанностей родителей к житейскому. «В самом деле, — говорит святой Иоанн Златоуст, — когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: такой-то человек низкий, и из низкого звания, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит... А о небесном никто ни разу не вспоминает... Вы, когда напеваете это детям с самого начала, учите их не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть корыстолюбие и еще более порочную страсть — суетное тщеславие...     
Как тело не может прожить даже самое малое время, если питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не может никогда помыслить о чем-либо доблестном и великом... Вы, как будто нарочито стараясь погубить детей, позволяете им делать все, что отнимает возможность спастись...      Горе, сказано в Писании, смеющимся (Лк. 6: 25); а вы подаете детям множество поводов к смеху. Горе богатым (Лк. 6: 24); а вы предпринимаете все меры, чтобы они разбогатели. Горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк. 6: 26); а вы часто тратите целые имущества для людской славы. Еще поносящий брата своего повинен есть геенне (Мф. 5: 22); а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо переносит обиды от других. Христос повелевает воздерживаться от ссоры и тяжбы, а вы постоянно занимаете детей этими злыми делами... Клятву Он запретил совершенно (Мф. 5: 34), а вы даже смеетесь, когда видите, что это соблюдается... Аще ли не отпущаете, — говорит Он, — человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам (Мф. 6: 15); а вы даже укоряете детей, когда они не хотят мстить обидевшим и стараетесь скорее доставить им возможность сделать это. Христос сказал, что любящие славу, постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы (Мф. 6: 1); а вы всячески стараетесь, чтобы ваши дети достигли ее... И не только то ужасно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что прикрываете порочность благозвучными наименованиями, называя... обладание богатством — свободою, славолюбие — великодушием, дерзость — откровенностью, расточительность — человеколюбием, несправедливость — мужеством. Потом, как будто мало этого обмана, вы и добродетели называете противоположными наименованиями: скромность — неучтивостью, кротость — трусостью, справедливость — слабостию, смирение — раболепством, незлобие — бессилием» 507 .
Святитель Тихон Задонский в «Наставлении о христианской обязанности родителей к детям» пишет «      Горе человеку тому, имже соблазн приходит (Мф. 18: 7), — говорит Христос Господь. Родители же, не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, окаяннейшие (хуже) убийц. Потому что убийцы убивают тело тленное, а они душу бессмертную (своих собственных детей) убивают, когда их соблазняют и ко греху путь показуют» 508 .
Итак, на первом месте в воспитании детей стоит проведение самими родителями Евангельских начал в свои чувствования, в свою жизнь, в речи и поступки. «Если родители сами живут как истинные христиане, если они непритворно выражают при детях свое христианское направление делом и словом, то их пример будет иметь самое благотворное влияние на детей. Дитя, например, не понимает значения      молитвы родителей, но благоговейное поклонение Богу, обращение к Нему во всех обстоятельствах жизни, усердное исполнение христианских обязанностей глубоко действует на детскую душу, и сила примера развивает в ней религиозное чувство. Так Сам Господь руководил Своих учеников. Сначала Он давал им видеть в Своем примере действие смирения, кротости, терпения, любви, молитвы, а потом уже давал и заповеди; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга; когда молитесь говорите: Отче наш, Иже еси на небесех... (Мф. 11: 29; Ин. 13: 34; Лк. 11: 2; Мф. 6: 9). Так должны поступать и родители: сперва учить детей своим примером, а потом и наставлением, и приказанием, что и как они должны делать. Сами родители должны служить живым образцом добра, которое желают видеть в детях» 509 .
Благочестие родителей укрепляет благочестие в ребенке. Совершают это, по благодати Божией, домашние дела благочестия.     
«Пусть дитя участвует в молитве утренней и вечерней; пусть будет, сколько можно чаще, в церкви; сколько можно чаще причащается по вашей вере; всегда пусть слышит ваши благочестивые беседы. При этом нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать. Родителям надо со своей стороны все употребить, чтоб дитя, когда придет в сознание, сильнее всего сознавало, что оно — христианин. Но опять, главное, собственно, — дух благочестия, проникающий и прикасающийся к душе дитяти. Вера,       молитва, страх Божий выше всякого приобретения. Их прежде всего внедрите в его душу» 510 .
Отечественный подвижник, архиепископ Нижегородский Иаков, говорит: «Когда дети видят, что их родители посещают храмы Божии, в домах совершают благоговейные молитвы, все свои занятия и все слова срастворяют богобоязненностью, тогда мало-помалу их юные сердца наполняются любовью к благочестию и чистоте нравов (необходимо при этом, чтобы в семьях к внутреннему благочестию присоединялись и явно совершаемые дела). Посмотрите в домы, где родители богобоязненны, благочестивы, богомольны, сострадательны, правдивы. Там и дети послушны, почтительны и подают отрадную надежду Святой Церкви и обществу. Напротив, взгляните на те семейства, где родители не исполняют правил      религии и Церкви. Там дети большей частью самолюбивы, своевольны и беспечны» 511 . Подкрепляемые примером таких родителей и немногословные наставления глубоко запечатлеваются в сердце детей и остаются в памяти в продолжение всей жизни, так что последующие дурные влияния не легко могут изменить хорошее направление, полученное в детстве.
Другой отечественный святитель, Амвросий, архиепископ Харьковский, говорит «Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы; когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись пред святыми иконами, а мать ничего не начинает без крестного знамения; когда и малому ребенку не позволяют дотронуться до пищи, пока ее не перекрестят, — не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, призывать на все благословение Божие и веровать, что без Его помощи нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?» Вне всякого сомнения, что если отец и мать, старшие братья и сестры молятся Богу, ходят в храм Божий, соблюдают уставы Церкви, то и начинающее развиваться дитя также будет без всяких к тому принуждений ходить в церковь и соблюдать все заповеди церковные. Когда старшие члены семейства дорожат святынею веры, чтут отеческие предания и берегут себя от бушующих в житейском море волн религиозного сомнения и неверия, то мы можем быть убеждены, что чувства, их одушевляющие, перейдут во всей целости и к младшим членам, возрастающим между ними. Блюдут родители и воспитатели чистоту нравов, избегают греха и соблазна, не позволяют в своем присутствии циничных и нескромных разговоров, не терпят срамных и грубых слов — и их дети будут избегать всего, чего не терпят их родители и воспитатели. «Не может оставаться бесплодною для детей вера родителей, когда они при нужде и в бедности со слезами на глазах говорят: что делать, буди воля Божия; при опасности:       Бог милостив; при трудных обстоятельствах: Бог поможет; при успехе и радости: слава Богу, Бог послал. Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Не есть ли это живое учение о Боге и Его свойствах?» 512 «Мать — предмет всей любви и нежности ребенка, стоит с благоговейным выражением лица и молится пред иконою Спасителя: дитя посмотрит то на нее, то на образ — и нет нужды в долгих объяснениях того, что это значит. Вот первые безмолвные уроки богопознания» 513 .
Говорите о Божественных Таинствах и о делах благочестия, — учит святой Иоанн Златоуст, — и как можно чаще: муж с женою, отец и мать с детьми, чтобы сия святая привычка обратилась в природу; не думайте, что такие беседы будут в тягость юной душе; первые христиане так беседовали не только иногда, но и во всякое время. Ныне ваши дети любят песни сатанинские и пляски, подражая поварам, пекарям и танцовщикам; псалма же никто ни одного не знает; ныне такое занятие кажется неприличным, унизительным и смешным. В этом-то и все      зло, ибо на какой земле стоит растение, такой приносит и плод... Имеешь ты, мать, маленькую дочь, смотри, чтобы не заимствовала она от тебя чего вредного; ибо дети любят как-то подделываться под нравы воспитателей и подражать нравам матерей. Будь для своей дочери примером целомудрия 514 .
Все усвояемое детьми от примера старших в первые годы их развития потом более и более укореняется в их привычках и наконец входит в плоть и кровь, если не встретятся в годы их воспитания новые противоборствующие влияния и соблазнительные примеры. Обратимся к истории и посмотрим, откуда выходили великие светильники Церкви, крепкие верою, святые нравами, доныне прославляемые потомством? Они вышли, главным образом, из тех семейств, в которых укоренено было благочестие и соблюдалась святая вера. Обращает на себя внимание в четвертом христианском веке досточтимое и достоподражаемое семейство, из которого вышли святые Василий Великий и      Григорий Нисский. Всех детей у родителей было десять сыновей и пять дочерей, и весь этот сонм отличается святостью жизни и чистотою веры; все они, по словам святого Григория Богослова, «представляют блаженнейшее число иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем, так, что супружеская жизнь и не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспевать в добродетели; напротив того, они обратили это в избрание только рода, а не образа жизни» 515 .
Пятеро из них были причислены к лику святых: Василий Великий — вселенский учитель (память 1 января); Григорий Нисский — знаменитый отец Церкви (10 января); Петр Севастийский — епископ, чтимый за святость жизни (9 января); старшая сестра Макрина Каппадокийская — удивительная по высоте духа начальница христианских девственниц, образец аскетической жизни (19 июля) и праведная Феозва-диаконисса (10 января).     
А отчего это? Оттого, что в их доме издавна сохранялись святые обычаи, предписываемые верою. Их бабка Макрина, сама исповедница имени Христова пред гонителями-язычниками, воспитала в строгом благочестии своего сына Василия и взяла под непосредственное попечение всех внуков, насаждая в них первые семена веры и благочестия. Их родители — Василий и Эмилия — оба равно стремились к добродетели, соблюдали все, что повелевает      Церковь, и совершали много добрых дел, «как-то: питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания, посвящение Богу своего имущества». Это было причиной нравственной высоты их детей.
«Ежели из детей, — говорит святой Григорий Богослов о них, — один или даже двое бывают достойны похвалы, то это можно приписать и природе. Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших»      516 .
К влиянию примера их бабки и родителей присоединялось для младших членов семьи влияние старших брата и сестры. Святая Макрина, старшая из детей Василия и Эмилии, и святой Василий Великий, старший из братьев, своими строгими нравами, высокими подвигами и религиозным настроением были внушительным образцом, располагавшим к подражанию, для младших братьев и сестер.     
Другой светильник Церкви, близкий друг святого      Василия Великого, святой Григорий Богослов (память 25 января). Чему он обязан великою славою в Церкви? Не тому ли, между прочим, что в юные годы он имел перед глазами образ своей матери, святой Нонны (память 5 августа), всецело преданной Богу и думавшей больше о делах благочестия и богоугождения, чем о светской суете и развлечениях.
На примере этих двух семейств мы видим силу влияния доброго примера благочестивой жизни родителей на детей. Во все времена существования христианства и в наше время находим подобные примеры. К прискорбию, современная жизнь все более и более оскудевает такими добрыми семействами.     
Вокруг во множестве встречаем семьи, где старшие члены вовсе не поклоняются Богу: никогда не перекрестятся — ни утром, вставая от сна, ни вечером, отходя ко сну, ни перед обедом, ни после обеда; в храм не ходят и дома не молятся, икон в доме не держат, праздников не чтут, постов и других церковных установлений не соблюдают. «Могут ли дети научиться по их примеру вере и благочестию? Представьте еще, что на глазах детей в их семействах и в окружающей их среде совершаются дела лжи и обмана и то и дело повторяются сцены пьянства и развратного поведения, ссоры, драки; пред их слухом постоянно раздаются неприличные, грубые слова и ведутся разговоры самого циничного и безнравственного свойства... Где детям научиться доброй нравственности?.. Напротив, не перейдет ли тогда в наследство к детям все то нравственное безобразие, невольными свидетелями которого они бывают в ранние годы своего развития? Как на примере родителей и старших членов семейства дети могут научиться добродетели, так точно нравственная грязь, существующая в доме, сама собою прилипает к нежным и восприимчивым душам детей, в нем живущих, и нравственная распущенность, заметная в старшем поколении, путем непосредственной передачи переходит к поколению младшему.     
Закон этот сознавался людьми уже в глубокой древности. На первых страницах Бытописания Моисеева нам представляются два разных поколения — Каиново и Сифово. В одном, Каиновом, от отца к детям переходят дурные нравственные свойства и привычки и дела ненависти, зависти, жестокости, мщения. В другом, Сифовом, примером старших поддерживались добрые предания, из рода в род, из поколения в поколение передавалось стремление благоугождать Богу и ходить по путям правды Его. То же самое повторилось после потопа, когда потомство Хама, раз вступив на путь развращения, сделало его, так сказать, наследственной принадлежностью, и в нем дети учились от отцов грубости, неповиновению, чувственному разврату, делам крови и хищения. Своей грубой безнравственностью, передаваемой из поколения в поколение, это потомство резко отделялось от благоговейного потомства Сима и Иафета»      517 .
Премудрый Соломон писал некогда о подобных людях, ничего хорошего не оставляющих в наследство своим детям:       нечестивые... понесут наказание за то, что... отступили от Господа... Жены их несмысленны, и дети их злы... Дети прелюбодеев будут несовершенны... Если и будут они долгожизненны, то будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. А если скоро умрут, то не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода (Прем. 3: 10, 12, 16—19).
«Счастливы дети, имеющие богобоязненных и добродетельных родителей! Чему не научатся они у матери, которая разумна, домовита, скромна, целомудренна и благочестива? Чего не займут у отца, который обладает здравым рассудком, честен, воздержан, трудолюбив и исполнен страха Божия? Не видеть (в доме) ничего, кроме добрых примеров, и не слышать ничего, кроме назидательных слов, — это много значит для детей. Глубокие и постоянные впечатления редко остаются бесплодными.     
Благоговейное христианское семейство есть училище благочестия. Отец и мать суть учителя, дети — ученики, наука — вера и благочестие, цель учения — сделать детей чадами Божиими. Благословенное христианское семейство есть сад Господа Бога на земле. Отец и мать — плодовитые виноградные лозы, дети — ветви и отрасли их. Дети так дружно связаны между собою, как ветви и листья одного ствола на одном корне виноградном. Все они один для другого и один в другом.     
Благословенное христианское семейство есть домашняя Церковь. Отец и мать — служители благодати, члены Церкви — дети, ежедневные молитвы поутру, пред трапезою и вечером, благочестивые наставления составляют дело служения Богу. Кто вырос в таком семействе, тот запасается на всю жизнь уроками благочестия и утешительными воспоминаниями семейного счастья»      518 .

505 Филарет (Гумилевский), архиеп. Слово в день Введения Богоматери во храм // Слова, беседы и речи. С. 232—233.     

506 Макаренко A.C. О воспитании в семье. С. 56—57.     

507 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. С. 86, 89—90. См. также: Феофан (Говоров), еп. Уроки св.      Иоанна Златоуста о воспитании // Путь ко спасению. С. 315—346.

508 Тихон Задонский, свт. О должности детей к своим родителям // Творения. Т. 1. С. 116.     

509 Менстров М., свящ. Уроки по христианскому православному нравоучению. С. 265—266.     

510 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 494—495.     

511 Иаков (Вечерков), архиеп. Слова и речи. Ч. 2. С. 10. См.: Певницкий В.Ф. Религия и воспитание // Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. С. 235—240.     

512 Амвросий (Ключарев), архиеп. Полное собрание сочинений Т. 1. С. 27—28.     

513 Амвросий (Ключарев), архиеп. Там же. С. 169.     

514 Иоанн Златоуст, свт. Из Бесед на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова и Послание к Колоссянам.     

515 Григории Богослов, свт. Надгробное слово Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской // Творения. Ч. 4. C. 61—62.     

516 Григории Богослов, свт. Надгробное слово Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской // Там же. С. 61.     

517 Певницкий В.Ф. Религия и воспитание // Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. С. 235—240.     

518 В день Рождества Пресвятыя Богородицы // Воскресный благовест. 1909. № 36. С. 26—27; срав. Платонов А. В часы раздумья // Воскресный благовест. 1909. № 32. С. 18—20.   






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.