Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры целомудренной и благочестивой жизни христианских супругов






      Мученики Адриан и Наталия. Две благочестивые снохи. Повесть о благочестивом купце и его целомудренной жене. Наказанное клятвопреступление и супружеская неверность. Примеры русских святых: святые Петр и Феврония Муромские, Михаил Тверской и Анна Кашинская.
1. Образцом истинно-христианской любви в супружестве и верности до самой смерти служат святые мученики Адриан и Наталия (память 26 августа). Адриан был начальником судебной палаты г. Никомидии и пользовался среди язычников почетом. Однажды в судебную палату привели нескольких христиан, которые при допросе были подвергнуты различным пыткам и мучениям. Видя непоколебимое терпение святых мучеников, Адриан спросил их: «Какой награды ожидаете вы от своего Бога за эти мучения?» Они ответили: «Такой, какой уста наши не могут рассказать, а уши твои не могут слышать и ум постигнуть». Кроткое исповедание веры, твердость мучеников в страданиях так подействовали на Адриана, что он сам уверовал во Христа и сказал писцам, записывавшим имена христиан, преданных на мучения: «Запишите и меня, так как и я христианин, и я с радостью умру за Христа Бога». Язычники были поражены этим поступком Адриана. Донесли императору: тот велел отвести его в оковах в темницу, в которой уже томились двадцать три мученика.     
Один из слуг Адриана поспешил известить об этом его супругу Наталию, которая была тайной христианкой. Исполнившись радости, что ее муж решился принять мученический венец, она тотчас поспешила к нему со словами ободрения. Лобызая его оковы, Наталия со всей силой глубоко верующей души старалась воодушевить своего мужа на предлежащий ему подвиг. С полным самоотвержением проводила она время в темнице, омывая раны святых мучеников и своими словами укрепляя их веру и надежду на Христа. Раздраженный император Максимиан приказал перебить Адриану и всем остальным узникам голени, после чего все мученики в страшных страданиях отошли ко Господу. Среди самих мучений святая Наталия не переставала поддерживать мужество Адриана и остальных страдальцев. «Молю тебя, — говорила она своему мужу Адриану, — когда предстанешь Христу, то принеси за меня первую молитву, чтобы не принудили меня выйти за другого мужа, язычника. Тогда расторгнется союз наш».     
После смерти мучеников язычники хотели сжечь их тела, но вдруг поднялась страшная гроза, разогнавшая всех слуг. Тогда Наталия похоронила тела мучеников и удалилась в свой дом. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав об этом, скрылась в Византию. Туда же было перенесено и тело святого Адриана.     
Вскоре после этого во сне святой Адриан явился своей супруге и сказал, что скоро она будет упокоена Господом. И действительно, Наталия вскоре мирно скончалась на гробе своего мужа, оставив нам пример женщины-христианки, верной супруги и преданной помощницы мужа, особенно в сохранении веры Христовой и в мужественном исповедании этой веры пред гонителями. Хотя Наталия и не пострадала вместе со своим мужем, но Святая      Церковь причислила ее к лику мучеников, которым она сострадала своей душой не менее, чем они страдали телом.
2. О том, как угодны Богу семейные добродетели и чистота целомудрия, свидетельствует следующий рассказ из жития святого IV века, преподобного      Макария Египетского (память 19 января).
Однажды преподобный Макарий, углубясь в молитву, услышал небесный голос: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в близлежащем городе». Старец взял посох и пошел в город; отыскав дом, постучал в дверь. Женщины с радостью приняли его. Тогда Преподобный сказал: «Единственно, для чего я предпринял на себя толикий труд, пришел сюда из дальней пустыни, чтобы узнать богоугодные дела ваши; не таясь, откройте их предо мною». «Человек Божий, — ответили на это женщины, — мы живем со своими мужьями, беспрестанно заняты домашними попечениями и у нас нет никаких добродетелей». Но святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему следующее: «Мы две снохи, супруги родных братьев; пятнадцать лет живем вместе и за это время не слыхали друг от друга ни одного досадного слова; мы не имеем детей, но если Господь даст их, то первое попечение наше будет молить Его, чтобы помог нам воспитать их в вере и благочестии. Неоднократно мы советовались между собой вступить в лик святых дев, но не могли испросить на то позволения супругов. Чувствуя их любовь к себе, мы решили остаться с ними и служить им утешением. А чтобы наша жизнь хотя несколько похожа была на жизнь святых пустынниц, мы положили в сердце своем избегать шумных бесед, быть по возможности дома и заниматься домашними делами». Выслушав это, святой Макарий сказал: «Поистине,       Бог не смотрит, дева ли кто или супруга, инок или мирянин, но ищет только сердечного произволения на добрые дела: это произволение приемлет Господь, и на него взирая, ниспосылает Святого Духа, управляющего житием каждого желающего спастись».
3. В Прологе (14 июня)      443 помещен следующий рассказ о двух целомудренных супругах, которые сохранили супружескую верность в самых крайних бедствиях и при обольстительных искушениях.
Один купец, нагрузив корабль богатыми товарами, поплыл в Африку; но вскоре случилась буря, корабль разбился, все сокровища потонули, и спасшийся купец возвратился домой с пустыми руками. Но там ждало его другое несчастье: заимодавец расхитил оставшееся в доме имущество, и поскольку на нем все еще оставался долг, несчастного посадили в тюрьму. В этом горестном состоянии жена несчастливца стала рукоделиями добывать насущный хлеб и тем кормила себя и мужа. Она была молода и красива, и это послужило причиной следующего происшествия.     
Когда она однажды обедала вместе со своим мужем в тюрьме, пришел туда некий богатый человек, чтобы подать милостыню бедным узникам. Увидев молодую женщину, он был весьма тронут ее красотою и в сердце своем почувствовал непреоборимую к ней страсть. Богач немедленно подозвал ее к себе чрез слугу. Бедная супруга поспешила увидеться с ним, думая, что он, сжалившись над их состоянием, желает подать ей что-нибудь Христа ради.     
— Какое сделала ты преступление, что сидишь в темнице? — спросил у нее богач. И тогда несчастная рассказала ему все, что случилось с ее мужем. На это богач сказал:      
— Я согласен скупить весь долг твоего мужа, если ты согласишься быть моей женою. Ты невиновна, для чего тебе быть участницей злополучия?      
— Я клялась пред алтарем Господним быть верною своему мужу до смерти, — отвечала добродетельная жена, — и потому не могу располагать сама собою. Если угодно тебе, подожди здесь, а между тем я спрошу у мужа.     
Богач согласился, надеясь, что бедный человек ради свободы охотно пожертвует своей женой.     
Встревоженная женщина приходит к своему мужу и пересказывает предложение богача. Услышав это, несчастный вздохнул и прослезился, а потом отвечал:      
— Любезная супруга! Скажи преступному благодетелю, что мы, в какой бы крайности ни находились, не хотим купить свободы преступлением закона Божия; скажи ему, что Бог, испытующий сердца, видит тех, которые низвержены в темницы; что сей Бог знает, какими судьбами избавить их. Скажи ему, что мы не надеемся      на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Супруга опять пошла к богачу и пересказала ему все слова мужа.     
Добродетельная чета не обманулась в надежде, что Бог имеет множество средств избавлять человека от напасти. Рядом с ними, через перегородку, был заключен разбойник. Он слышал разговор мужа с женою и, сколь ни был ожесточен, до глубины души был тронут их добродетелью. Он подал им голос, чтобы подошли поближе, и сквозь железную решетку сказал тихо: «Я разбойник, я совершил много зла и убийств и совершенно уверен, что вскоре буду казнен. Итак, умоляю вас, после моей смерти пойдите в такое-то место; раскопав землю, вы найдете там большое количество золота. Оно награблено, но где и у кого, я уже не помню; если объявлю о нем судьям, то оно останется у них. Возьмите вы его себе, как люди добродетельные, и молите о мне Бога».     
Разбойник через несколько дней в самом деле был казнен. Добродетельная женщина, с позволения своего супруга, пошла поздно ночью в указанное разбойником место, стала рыть землю и как же была поражена, увидев вскоре неисчетное сокровище — это был ящик со златницами. С крайней осторожностью она перенесла драгоценности домой, постепенно выплатила долг и вскоре освободила своего мужа из темницы      444 .
4. В житии святых мучеников Гурия, Самона и Авива помещен рассказ о том, как страшно бывает наказуемо к      лятвопреступление и вероломство.
Некогда на Византийское государство произвели нападение варвары, обитавшие близ пределов Персидских, которых древние историки называют ефелитами. Для их отражения византийское правительство отправило войско, часть которого остановилась в городе Эдессе      445 для его защиты. В этом городе находились мощи святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди воинов был знатный чиновник, родом готф, поступивший на время войны на военную службу. Ему пришлось жить в доме добродетельной вдовы, именем Софии, имевшей у себя единственную дочь Евфимию, прекрасную, благонравную и богобоязненную. Варвар с первого взгляда возымел преступные мысли против юной девицы и начал употреблять разные средства, чтобы поколебать ее сердце. Но так как благовоспитанная Евфимия не хотела и слушать его льстивых речей, то варвар стал употреблять другие средства: к случаю восхвалял знатность своего рода; говорил, что родители его безмерно любят, и какая будет радость в его семействе, когда он вернется после окончания войны; мимоходом давал знать, что отец и мать непрестанно предлагали ему знатных невест, но сердце его до сих пор оставалось нечувственным к приятностям супружеской жизни; наконец, все эти ухищрения довершил тем, что начал просить руки Евфимии. Одна только мысль о разлуке и о том, что дочь будет тосковать в чужой стороне и, может быть, разлука эта безвременна, настолько устрашала Софию, что она решительно отказала варвару.
Но упрямый чужестранец не хотел оставить своего намерения: он то подсылал к Софии своих товарищей, которые восхваляли его род, заслуги и благонравие, то вызывался поддерживать ее состояние (поскольку София была небогата), то притеснял ее чрез тех, которым от правительства поручено взыскивать повинности, впрочем, не вызывая на себя никакого подозрения; то восхвалял Эдессу, говоря, что он, может быть, останется тут навсегда. Наконец варвару так удалось повлиять на Софию, что она согласилась выдать за него Евфимию, но с тем условием, чтобы он, прежде бракосочетания, дал ей клятву пред мощами святых мучеников Гурия, Самона и Авива, что он не женат и будет жить с Евфимией так, как повелевает закон Божий.     
Чужестранец согласился на все, немедленно пошел в церковь и, безбоязненно лобызая гробницы святых страстотерпцев, воскликнул с поддельным чувством:      
— От вас, рабы и друзья Господни, приемлю я эту девицу; вас осмеливаюсь избрать поручителями ее матери и свидетелями, что я прежде Евфимии ни с кем супружеских обязанностей не имел и буду соблюдать апостольскую заповедь о любви к своей жене. Не оскорблю ее никогда и буду почитать ее как; мою помощницу и подругу.     
Могла ли богобоязненная София не поверить таковым клятвам будущего своего зятя?      
— Господу Богу и вам, святые страстотерпцы, вручаю дочь свою и чрез ваши руки отдаю сему страннику, — сказала она и отдала Евфимию в супружество готфу.     
Новобрачные жили мирно, и Евфимия, по-видимому, была счастлива. Между тем неприятель, будучи всегда храбро отражаем, оставил осаду Эдессы и, потерпев несколько поражений, удалился в свои степи. Войска получили приказ возвратиться в Царьград, и зять Софии начал готовиться к отъезду. Какую горечь разлуки и одиночества почувствовала мать! Неутешно рыдая, она попыталась даже расторгнуть брачный союз, но      что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 6). Евфимия тоже скорбела о разлуке с матерью, но супружество налагало на нее обязанность везде спутешествовать мужу. Таким образом, София должна была разлучиться с Евфимией.
До Царьграда супруги путешествовали благополучно. Там готф получил от императора новые наряды, новые отличия и предложение остаться навсегда на службе в Византии. Но сколько ни просила его Евфимия не разлучать ее, по крайней мере, с отечеством, готф оставался непреклонен и отправился в свою страну.     
По дороге, без всякой причины, он уволил своего слугу, принудив его под страхом жестокого наказания никогда не появляться в его отечестве. Но непонятные поступки варвара вскоре объяснились. Чем более приближались они к родине готфа, тем все более угрюм и холоден он делался к Евфимии. И когда она с робостью начала спрашивать его о причине столь внезапной перемены, злодей пришел в ярость и с гневом ответил:      
— Мы скоро будем дома; так знай же — я женат. Итак, послушай, если хочешь быть жива, то страшись перед кем бы то ни было называться моею женою, а называйся моею пленницей и будь рабою моей жены.     
Как громом пораженная, Евфимия поверглась к ногам его, но злодей оттолкнул ее и, угрожая, приказал больше не напоминать ему, что она когда-то была его супругою...     
Обманутой, поруганной Евфимии оставалось только втайне оплакивать свою горькую участь и положиться на единого Бога, покровителя всех скорбящих.     
— Боже родителей моих, — возведя руки и очи свои к небу, с глубокими вздохами и горькими слезами восклицала она, — вонми гласу      молитвы моей; призри на оскорбление и поругание мое и матери моей, бесчеловечно обманутых клятвопреступником. Господи, избави меня от столь ужасного бедствия молитвами святых Твоих угодников, за Тебя пострадавших. Святые страстотерпцы, помогите мне, несчастной! На вас возлагая надежду, вверилась я незнакомцу, будьте же за меня ходатаями.
Наконец, Евфимия достигла дома вероломного супруга и была принята как пленница и раба. Жестокая готфянка, тайно ревнуя ее к мужу, поручала ей самые тяжелые и низкие работы, ругала, часто избивала ее. Еще большие беды посыпались на нее тогда, когда она родила младенца. Варварка бросилась с упреками на своего мужа, но тот, кто клятву почитал столь же мало, как свою честь, призывал в свидетели Бога, что не знает за собою никакого порока, и дал ей полную власть над жизнью и      смертью матери и младенца. Тогда готфянка, удовлетворяя свою ревность и злобу, в то время, когда Евфимия занималась работой, отравила ее сына.
Кто опишет ужас и скорбь матери, когда она, подойдя к колыбели, увидела свое дитя мертвым!.. Она не знала, что было причиною внезапной его смерти, но увидела, что из уст дитяти течет яд и догадалась, кто виновница смерти младенца. Ничего не говоря никому, она взяла немного шерсти, отерла ею яд на устах младенца и спрятала ее у себя.     
Младенец был погребен, а через несколько дней готф созвал своих друзей на ужин, и Евфимия служила при столе. Когда ей пришло время подавать чашу госпоже, она, желая узнать, действительно ли младенец умер, отравленный госпожою, взяла шерсть, которою отерла уста сына, тайно омочила ее в питье, выжала в чашу и подала своей госпоже. Та, ничего не зная, испила эту чашу, и, таким образом, несчастье обратилось на голову ее: в ту же ночь жена готфа внезапно умерла.     
Похоронили умершую в роскошном склепе, но спустя семь дней родственники ее вспомнили о девице, привезенной из Эдессы, и, возложив вину смерти готфянки на нее, решили похоронить Евфимию, как рабу, живою вместе с умершею госпожою. В глубокую полночь злодеи открыли склеп, где лежало тело готфянки, бросили туда бедную жертву и замуровали. Во тьме и тесноте гробовой, рядом с мертвецом, посреди зловония от разлагающегося трупа и червей, в несказанном страдании, в крайней тесноте, Евфимия, лишаясь последних сил, привела на память святых мучеников Гурия, Самона и Авива и возопила к Богу, прося Его помиловать и спасти ее за молитвы святых мучеников, поручителей за нее пред ее матерью.     
Когда она молилась так в горести своей души, явились три светоносных мужа, сияющих как солнце, — святые мученики Гурий, Самон и Авив, которые утешили ее и обещали скорое спасение. Исполнившись радости и утешения от пресветлого видения святых, Евфимия забылась сладким сном, во время которого чудесно была перенесена в Эдессу, в церковь святых мучеников Гурия, Самона и Авива, и положена при честной раке их. Пробудившись от сна, она снова увидела святых мучеников, которые сказали ей:      
— Радуйся, дочь, и узнай, где ты теперь; вот, мы исполнили то, что обещали, иди же с миром к своей матери.     
Сказав это, они стали невидимы. В церкви в это время совершалось обычное утреннее богослужение. Оглядевшись и увидев церковные стены, иконы, раку святых мучеников, услышав пение клириков, Евфимия убедилась, что находится в Эдессе, в храме у гробницы своих поручителей, святых мучеников Гурия, Самона и Авива.     
В неизреченной радости, со слезами благодаря Бога и святых Его, Евфимия припала к раке, говоря:       Бог наш на небеса и на земли, вся елика восхоте, сотвори; вечер водворится плач, и заутра радость.
Слова и плач ее услышал священник и, подойдя к ней, стал спрашивать, кто она и отчего слезы ее. Евфимия рассказала ему свою страшную и необыкновенную историю, так что священник ужасался и не хотел совершенно поверить тому, что она говорила. Он спросил, кто ее мать, и узнав, что мать ее — вдова София, тотчас послал за ней.     
Трогательна была их встреча. Изумленная София остановилась, видя дочь свою, одетую в рабские рубища. Обе, обнявшись и рыдая, не могли промолвить ни слова. Затем, не скоро уняв слезное рыдание, Евфимия рассказала матери все свои злоключения, все злодеяния варвара, и как она была чудесно спасена и перенесена сюда явившимися ей святыми мучениками Гурием, Самоном и Авивом. Мать и все слушавшие удивлялись и прославляли всемогущую силу и помощь Божию. София и Евфимия до самого вечера пребыл      и в молитве у гроба святых мучеников. Весь город узнал о славном чуде, и все восхваляли имя Господне.
Но Бог не оставил без наказания и вероломного и клятвопреступного готфа. Через некоторое время греческое войско снова проходило через Эдессу, и варвар пришел в город с этим войском. Не сомневаясь, что Евфимия погибла лютой смертью, он без всякого стыда пришел в дом Софии, как к своей теще. Она, увидев его, скрыла Евфимию во внутренних комнатах и приняла его, делая вид, что радуется о прибытии своего зятя. Затем, собрав своих родственников и соседей, начала при них расспрашивать готфа, жива ли ее дочь, здорова ли, как сложилось их путешествие, как приняли ее его родные.     
— Молитвами твоими жива, — отвечал варвар, — родила сына и чрез меня целует тебя... Если бы не неожиданность похода, я непременно взял бы ее с собою, чтобы доставить тебе и ей утешение...     
Услышав такие лживые слова, София вывела Евфимию и в праведном гневе воскликнула:      
— Злодей, лукавый человек и убийца! Знаешь ли ты эту отроковицу? Знаешь ли, какой смерти предал ты ее, клятвопреступник?!      
Преступный готф затрепетал и сделался безгласным, как мертвый. Раздраженные эдессяне схватили его, заключили накрепко в комнате и о всем возвестили блаженному епископу Эдессы Евлогию. Не нужно было новых доказательств для удостоверения злодеяний варвара; чудо святых страстотерпцев было свежо в памяти у всех, да и варвар признался во всем.     
Преосвященный Евлогий донес обо всем воеводе, начальствовавшему над греческим войском. Немедленно назначен был суд, и готф, как нарушитель супружеской верности, губитель невинности, клятвопреступник и убийца, был приговорен к смерти. Просьбы боголюбивого епископа и Софии с дочерью пощадить по христианскому милосердию его жизнь не убедили воеводу:      
— Боюсь прогневить святых мучеников, если помилую столь ужасного злодея, — сказал он, и по его велению преступник был обезглавлен.     
5. Теперь несколько примеров святой целомудренной жизни из русской истории.     
Святой Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, до принятия правления Муромом после своего старшего брата заболел тяжелой болезнью — все его тело покрылось струпьями. Его вылечила дочь одного бортника (пчеловода) по имени Феврония. Это была очень умная и красивая девушка. По словам и поступкам Февронии князь узнал ее светлую и чистую душу и дал слово жениться на ней. Но выздоровев и, может быть, по навету окружающих, нашел неприличным иметь жену из простого народа. Болезнь возобновилась, и Феврония снова вылечила его. На этот раз князь решил, что такова воля Божия, и женился на Февронии.     
Когда после смерти брата Петр вступил в правление Муромским княжеством, то вскоре подвергся оскорблениям со стороны знатных лиц. Всем хорош Муромский князь, да вот молодая княгиня не нравится: не знатного рода, муромские боярыни гораздо знатнее родом, а должны ее почитать.     
И вот порешили муромцы, что не должны их знатные жены унижаться пред простолюдинкой, и стали просить князя заключить ее в монастырь, а себе взять другую жену, знатного рода. Пришли бояре в княжеский терем и сказали князю:      
— Или отпусти, княже, княгиню Февронию в монастырь, или уходи из Мурома, а мы себе другого князя будем искать.     
Но благочестивый князь твердо помнил слова Господни:       что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 6), и решил лучше лишиться княжеского стола, чем венцы ломать.
— Вот вам ответ мой, — сказал князь, — Бог сочетал меня неразрывными узами с княгиней, а что Бог сочетал, негоже разлучать людям. Не хотят бояре княгини, а без нее я вам не князь. Мы едина плоть, едина и душа.     
Святой князь отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Когда князь поддавался унынию, слабел духом, святая Феврония поддерживала и утешала его:      
— Не печалься, князь, милостивый Бог не оставит нас в нищете и изгнании.     
Муром вскоре постиг гнев Божий; начались сильные раздоры между соперничающими князьями; искатели власти взялись за мечи и многие из бояр поплатились своей жизнью. Тогд      а Муромские бояре с раскаянием пришли просить князя и княгиню возвратиться и править княжеством.
Многие годы княжил святой Петр в Муроме; правление его было мудрым и справедливым, и во всем ему помогала советом мудрая и кроткая княгиня. Вскоре она снискала и любовь муромцев: всем она была матерью, со всеми обходилась ласково и кротко, заботилась о сиротах, навещала больных и убогих. Никто никогда не видел от нее обиды, не слышал неласкового слова.     
Между собою князь и княгиня жили по заповедям Божиим, вели жизнь чистую, постническую, высоко чтили монашество и священство.     
Достигши глубокой старости, князь и княгиня одновременно по согласию приняли монашество с именами Давида и Евфросинии. Скончались они в один день и час, 25 июня 1228 года. Тела святых были положены в одном гробе. Церковь почитает их память в день их праведной кончины. Святые Петр и Феврония являются образцами христианского супружества, своими молитвами они низводят благословение на вступающих в брак.     
6. Вот еще один рассказ из древнерусской истории. Это было в то время, когда Русь находилась под татарским игом. Земля русская была вся изранена, унижена, напоена кровью и страданиями русских людей. Много скорбей выпало и на долю двух праведников и печальников русской земли — святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и его супруги, святой благоверной княгини Анны Кашинской.     
Благоверная княгиня Анна Кашинская была дочерью ростовского князя Димитрия Борисовича. С юных лет воспитана она была в страхе Божием, любила уединение и молитву и делала много добра бедным. 8 ноября 1294 года она сочеталась браком с тверским князем Михаилом, которому Бог судил стать мучеником за веру и отечество. Жили князь и княгиня душа в душу, в согласии и любви, оба были ревнителями веры, горячо любили свою многострадальную отчизну, сочувствовали бедному люду, горестям простых людей.     
На другой год после свадьбы Тверь была истреблена страшным пожаром. В следующем году на Фомино воскресенье ночью внезапно загорелся дворец, так что князь и княгиня еле успели выбежать, а все имущество их погибло. Мор скота и засуха, от которой загорались леса и болота, постигали Тверское княжество. А сколько раз приходилось княгине прощаться с супругом, отправлявшимся в походы, не чая видеть его живым.     
Но самое тяжкое испытание было впереди. По смерти Великого князя Андрея Александровича (dagger; 1305 г.) князь Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но родной племянник его, Московский князь Юрий Данилович, не подчинился ему и, сам домогаясь великокняжеской власти, стал враждовать против него. Князь Юрий, часто бывая в Орде, сумел расположить к себе хана, женился на его сестре Кончаке и получил ярлык на Великое княжение. Вернувшись из Орды, князь Юрий вторгся в Тверские пределы, опустошая и сжигая города, селения и церкви. В его войско входили татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако, тверичи, возглавляемые князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия, захватив много пленников, в том числе Кавгадыя, которого князь Михаил отпустил, и Кончаку, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением Твери, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов, князь смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью.     
Что переживала княгиня, провожая супруга в дальний опасный путь! Вспомнились ей с детства поразившие ее воображение примеры русских князей, замученных татарами: святой князь Михаил Черниговский с верным боярином Феодором (память 20 сентября), ее прадед благоверный князь Василько (Ростовский), принявший мученическую кончину, когда ему не было еще тридцати лет, и другие. Знала она, что велика участь — бесстрашно исповедать пред неверными свою правду и свою веру и мученически умереть. Сила ревности о Боге побеждала в ней супружескую любовь. Не венца мученического боялась она для Михаила. Боялась, что пред лицом мучителей он заколеблется и изменит Христу. И стала она укреплять мужа примерами благоверных князей Бориса и Глеба, в венцах мученических сияющих, убеждая его не поколебаться, и если Богу будет угодно, разделить их славную участь.     
— Паче всего, господине мой, — говорила княгиня Анна, укрепляя святую решимость князя, — возлюби возлюбившего тебя и за тебя умершего Христа. Если постоишь крепко, до конца за Распятого, будешь во веки славен, и я тебя ради буду блаженна во всех российских женах.     
Князь слушал эти слова, и все светлей становился его облик. Ему предстояло бесстрашно исповедать Христа и, быть может, отдать за Него жизнь, еще полную сил. Встали пред умственным взором его в лучезарном сиянии правдивые, простые, близкие образы замученных за веру соотечественников, звавших его на подвиг. Воля укрепилась, решение стало неизменным, и в ответ на увещания супруги он сказал:      
—      Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Нет для меня ничего вожделеннее, как умереть за Господа Иисуса Христа.
Начались проводы. Множество духовенства, бояр и простого люда на плотах и лодках окружали большую барку, на которой должен был следовать по Волге в направлении Орды Великий князь Михаил. До нашего времени у древнего села Едимонова на Волге, в часовне на Святой горе хранилось изобр      ажение прощания благоверного князя Михаила с двумя сыновьями... Последнее прощание произошло у реки Нерли. Тут Великий князь исповедался и причастился и поплыл дальше уже без семьи.
Вот княгиня Анна, поддерживаемая под руки сыновьями, стоит на берегу, напряженно вглядываясь в тихо уплывающую барку. Все дальше, все менее различим дорогой образ, все шире гладь реки между нею и им.     
Шел месяц за месяцем тяжкой разлуки, безвестности. День княгини посвящен хозяйству, рукоделию, церковным службам, а ночи — одинокой молитве о супруге-князе...     
Уже душа святого Михаила ликовала на небе, а в Твери еще не знали, что 22 ноября 1318 года благоверный князь Михаил, несправедливо обвиненный в отравлении Кончаки, после тяжких мук принял страдальческую кончину.     
Лишь летом следующего года узнали тверичи о судьбе своего князя. Из Орды вернулся на Великое княжение князь Юрий. Княгиня послала к нему узнать о своем супруге, и в ответ пришла страшная весть: князь убит в Орде злодейски...     
Обливаясь слезами, святая Анна благодарила Бога, что Он сподобил его пострадать за Христа. Нетленное тело святого князя Михаила, привезенное из Орды вначале в Москву и затем перевезенное в Тверь, было похоронено в соборе Святого Спаса, где покоились и тела его благочестивых родителей.     
В житии благоверной княгини Анны Кашинской далее описано, как, возвышая боголюбивую душу к совершенству, Господь поражал ее новыми и новыми скорбями. Старший сын ее Димитрий, в пылу убивший князя Юрия, мстя за смерть отца, был казнен в Орде. Княгиня с семьей пережила и страшное восстание тверичей против посланника хана Щелкана, жестокое кровопролитие в самый день Успения 1327 года. В 1339 году были убиты в Орде по приказу хана другой ее сын князь Александр и его сын Феодор.     
Измученная горем, княгиня лишь в духовном подвиге теперь искала утешения.. В последние годы в миру святая Анна была старицей-молитвенницей и наставницей своих близких. Вскоре после смерти второго сына и внука Великая княгиня по примеру многих княжеских вдов Древней Руси удалилась в Тверской Софийский монастырь, где приняла постриг с именем Софии (по другим источникам — Евфросинии). Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, приняв схиму с именем Анна, святая княгиня 2 октября 1368 года мирно отошла ко Господу.     
Житие святой благоверной княгини Анны дает нам пример целомудрия в браке, материнской любви, безутешности вдовства, иноческих подвигов жены-христианки, приоткрывает красоту безмерно-терпеливой, покорной своей доле и преданной Господу своему христианской души.     

443       Пролог, или, точнее, Синаксарий — сборник житий святых в кратком изложении и поучительных слов святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и других, расположенных по месяцам и числам.

444 Орлов Г., свящ. Женские подвиги и добродетели в живых рассказах. С. 218—221.     

445 Эдесса — город в северной Месопотамии; ныне город Урфа (на юге Турции).     






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.