Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рашид Рашидов
*** Со снегов седых вершинных Туры тихо смотрят вниз, Где огни фиалок синих, Как глаза весны, зажглись.
Там, в предгорье, – все, что надо: Корм – трава, питье – родник... Но уже щекой к прикладу Кто-то, спрятавшись, приник.
Грянул выстрел на рассвете. Эхом вскрикнула скала... Как горам в минуты эти Седина их тяжела!
КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [†††††††]
Кумыкская литература – литература кумыков, развивающаяся на кумыкском языке. Письменной литературе предшествовало устное народное творчество (эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды). К концу XVIII – началу XIX в. появились зачатки кумыкской письменности на арабской графической основе. Письменный литературный язык сложился в 1928 – 1929 гг. на основе латинского, а затем русского алфавита. Становление кумыкской литературы связано с творчеством поэта И. Казака, который создал образцы философско-дидактической, лирической и сатирической поэзии. В демократическом русле развивалось творчество М. Алибекова, Н. Батырмурзаева и З. Батырмурзаева. Повести Н. Батырмурзаева («Несчастная Хабибат», «Давуд и Лайла») были первыми ростками художественной прозы на кумыкском языке. С именем З. Батырмурзаева связано зарождение драматургии, революционной лирики и публицистики. В 20-е гг. появились сборники стихов А.-П. Салаватова, Б. Астемирова, Т. Бейбулатова, М.-Э. Османова, М. Алибекова, Н. Батырмурзаева, К. Абакарова и др. В конце 20-х гг. увидели свет поэмы А.В. Сулейманова, повесть «Жертва невежества» К. Абакарова. 30-е гг. характеризуются расширением проблематики кумыкской литературы, появлением новых жанров, укреплением связей с русской литературой, с литературами народов Северного Кавказа (сборники стихов А.-П. Салаватова, Б. Астемирова, К. Али, А. Магомедова, А.-В. Сулейманова, А. Аткая, А. Аджиева, К. Султанова, Ю. Алимханова и др.). Сдвиги происходят в прозе (повести К. Абакарова, А.-В. Сулейманова, Ю. Гереева, А. Аткая) и драматургии (пьесы А.-П. Салаватова, А. Курбанова, Г. Рустамова, Ю. Гереева). В послевоенный период развитие кумыкской поэзии свидетельствовало о растущем мастерстве литераторов в воспроизведении внутреннего мира человека (сборник стихов А.В. Сулейманова, А. Аткая, А. Аджиева, К. Али, Б. Атаева). В кумыкскую литературу входит новое поколение поэтов (Ш. Альбериев, И. Асеков, Б. Бейболатов, А. Аджиев) и прозаиков (М.С. Яхьяев, И. Ибрагимов и др.). Появились первые кумыкские романы («Махач», «Глубокий источник» И. Керимова). Создаются драматургические произведения (А. Курбанов, А.-В. Сулейманов, М.-С. Яхьяев). Лит.: Мусаханова Г. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959; Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы: Учеб. пособие. Махачкала, 1979.
Произведения печатаются по: Антология литературы народов Северного Кавказа: В 5 т. Т. I «Поэзия». Ч. 1 / Сост. А.М. Казиева. Пятигорск: Изд-во ПЛГУ, 2003. С. 364 – 438.
|