Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения Церкви и государства.






  • Император и Церковь

- Для римлян император был воплощением и светской и духовной власти, поэтому, когда они крестились, они автоматически переносили это отношение на христианского императора, таким образом, нарушалось разделение «кесарева» и «Божьего». Церковные преставители 4-5 веков почувствовали это и боролись за то, чтобы и государство и независимая Церковь сохранили свое существование, но пришли в равновесие. («Иные пределы власти императорской, иные — иерейства, одна ведает гражданские, другая — религиозные дела; императору вверены тела, а иерею — души» —Иоанн Златоуст).

- Сами христиане не сопротивлялись власти государя, которого считали помазанником Божьим и избавителем их от гонений.

- Сначала император Константин не вмешивался в дела Церкви и передал, например, дело донатистов Собору. Но после Никейского собора, который был созван Константином, отношение его к Церкви изменилось. Константин чувствовал свое призвание создать вселенскую Церковь и вселенское государство, а для этого необходимо было любым способами сохранить единство Церкви. Император воссоединил Церковь, избавил ее учение о ереси, поэтому именно император является с этих пор тем, кто рассматривает важнейшие дела внутрицерковной жизни. Например, он пишет Афанасию Великому, что если тот не поступит по его воле, то он пошлет чиновника низложить Афанасия. А Констанций уже заявляет на Миланском соборе 335 года по поводу осуждения Афанасия Великого: «что я хочу — вот что нужно считать каноном». Однако его преемники Иовиан и Валентиниан, наоборот, уважали церковную свободу больше, чем сами епископы, а соправитель последнего на Востоке Валент санкционировал государственное преследование омиусиев (сам он был омием – сторонником подобосущности, а не единосущности Христа Богу Отцу). При этом начался постепенное расхождение запада и востока, так как запад признал результаты Никейского собора. При следующем императоре Грациане западная и восточная церкви достигли согласия. Он и его преемник Феодосий 1, собственно, и создали православное государство и государственную церковь, при этом начали преследование еретиков (указами Грациана им запрещено собираться, потом они были лишены прав, 380-эдикт Феодосия о единой религии в империи) – то, чего изначально Церковь не поддерживала как насилие. Император Феодосий – первый император, который крестился не на смертном одре, а при жизни вполне, он стал как бы христианским pontifex maximus, воплощающим и светскую и религиозную власть. Его преемники продолжали его политику.

- Уже для Константина в основе отношений государства и Церкви лежала идея симфонии, выраженная Юстинианом 1: «…нет важнейшей задачи для государства, как благоустроение священства, которое со своей стороны служит им молитвою о них Богу». Константин, например, называл себя «сослужителем» епископов.

  • Возвышение Папы на Западе

Причины разных путей Запада и Востока: Запад и Восток пошли разными путями уже в 5 веке, несмотря на единого императора. На западе сложилась теократия, а на востоке прочный союз Церкви и государства при доминировании государства. Причины расхождения: 1)Восток, в большей степени греческий, в принципе был больше расположен заниматься богословием и догматикой, а не практическим применением знания, поэтому их Церковь не стремится к какой-либо светской деятельности. Римляне же наоборот больше были склонны к юриспруденции, политике и создали идею великой империи, поэтому их западные епископы чаще стремились к власти. 2) Восток часто уклонялся в ереси, а Запад почти всегда отвергал их с самого начала, поэтому начинается противостояние римского епископа и императора, который периодически становился еретиком 3) Запад оказался рано без императора и в окружении варваров, соответственно, всю власть должны были получить епископы римские для поддержания хоть кого-то порядка, а Византия тоже оказалась в окружении язычников, но там была сильна светская власть, и трудное положение страны только укрепляло ее.

История: С конца 5 века западная Римская Империя прекращает свое существование, и начинается развитие средневекового папства. С приходом варваров в Италии воцарилась смесь культур и прав, поэтому для христианского мира епископ Рима стал тем, кто может определять нормы и вообще объединять вокруг себя разбросанные в море варваров островки римского общества. Так,. Варвары уважали их как служителей культа и не хотели ссориться, поэтому Папы могли хоть как-то влиять на них. Григорий 1 добивается обращения лангобардов в католицизм и принимает титул servus servorum Dei, авторитет кафедры Петра и Павла возрастает. Византийские императоры могли возмущаться такой властью епископов, но, когда император- иконоборец Лев Исавр послал флот против Папы Григория 2, флот был разбит. Папа окончательно отделился от империи и начал искать себе могущественных варварских союзников. Епископ мог обеспечить варварскому королю признание христианского мира и легитимность, а тот в ответ жертвовал Папе Лаций (как Пипин отдал земли лангобардов Григорию 3 в благодарность за миропомазание на царство). Папы сделали ставку на франков. Карл Великий, коронованный Львом 3, стал как бы новым императором для римлян. Король пока не претендовал на власть над Церковью, так как 1) Карл Великий в принципе был сторонником симфонии 2) франкские правители еще недавно стали христианами и совсем уж недавно – королями, у них за спиной еще не было традиции, опыта достаточного для спора с папством. Но уже дети Карла вышли из подчинения, особенно напряженным был вопрос о престолонаследии, так как Карл сам короновал Людовика, но Папа был против. Тогда появляется документ о Константиновом даре, а позже лже-исидоровы декреталии, говорящие о не отчуждаемости папских земель и о превосходстве церковной власти над светской, при поддержке римского народа. Так намечается основной конфликт средневековой Европы – борьба папства и королей за власть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.