Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. век. Половина III века открывает собою новый третий и последний период гонений на христианство в собственном и строгом смысле этого слова






Половина III века открывает собою новый третий и последний период гонений на христианство в собственном и строгом смысле этого слова. Римское правительство теперь берет само на себя инициативу в преследованиях христиан. Оно издает специальные законы против христиан, определяет способ их применения и следит за точностью исполнения. Согласно эдикту Декия, правители обязаны искать христиан. Органами преследования при Декии явились комиссии из 5 человек. Они собирали сведения о христианах и назначали дни для обнаружения их религиозных верований. Если кто из привлеченных исполнял церемонии пред языческими богами, то таким выдавались удостоверения о лояльности. Император Валериан – в 257 указ о запрете богослужебных собраний и епископов. Галлиен был настроен благодушно и возвратил христианам месте для богослужений. Последняя битва язычества с христианством падает на самый конец правления Диоклетиана. Разрушение Никомидийской церкви, указы о сжигании книг, лишении христиан гражданских прав и пытках. Лозунг: «да погибнет имя христианское!». Его дело продолжил зять Галерий.

Ответ христианства на гонения 2 века. Время апологетов. Апологеты – заступники за христианство перед обществом и государством. Так называли первых христианских богословов, которые попытались примирить эллинизм с христианством. Таким образом, возникает богословская литература, формулирующая основы христианской веры понятно для общественности. Апологетика как жанр является социальной публицистикой..

На востоке первые апологии появляются во II веке (первый – Кодрат, затем Аристит, Юстин Философ = Мученик, Татиан = Тациан, Афиногор Афинский, Феофил Антиохийский, Милетон Сардийский, Ориген). На западе крупнейший богослов – Тертулиан («верую, ибо абсурдно»), Киприан Карфагенский, Минуций Феликс, Арнобий, Лактанций. IV-V вв. – финал, так как христианство уже принято государством и обществом, и перед богословами ставятся новые вопросы. Труды Феодорита Кирского. В целях распространения христианского учения появляются огласительные училища, где даются первичные знания, касательно основ веры, до принятия таинства крещения, при церквах создавались группы для людей, не знающих истиной веры. Из училищ довольно быстро выделяется училище в Александрии, впоследствии разгромленное властями. Твердое училище также в Антиохии, Иерусалиме. Первоначально строятся на базе философских школ. Так как культура общества в корне эллинистическая, то многие христианские учителя пытаются говорить о христианских истинах, переводя их на «язык» философии.

Типы апологий:

  • Антиидуейские апологии. Задача: показать различия иудаизма и христианства, объяснить, что Христос – тот Мессия, которого ждали иудеи. Антииудейские апологии продолжают дело библейской экзегетики (науки, которая объясняет содержание того библейского текста). Самая ранняя апология – открытое в XX веке «послание к Диогнету» (220-210 гг. до н.э.). Неизвестен его автор. Адресовано язычнику Диогнету, который был влиятельном лицом в обществе. Собственно апология в начале послания. Автор полемизирует с язычеством, иудаизмом, говорит о суетности идолов. Затем – манифестация учения Нового Завета. Основы христовой проповеди.Увещевания к язычникам.

Юстин Философ. Его полемический разговор с Трифаном Иудеем. Юстин раскрывает учение о Христе как о Мессии. Возражения Трифана явно не очень достоверны, не соответствуют тексту Ветхого Завета, есть передергивания.

  • Научные (богословские). Были адресованы образованному контингенту античного мира. Пытались доказать, что чувствования единого бога, управляющего всей Вселенной, было и в античный период, это особенно Платон, Аристотель.
  • Судебные (политические) апологии. Адресованы властям, преследовали цель доказать правомерность христианства, используя для этого положения римского права. Авторы обращались непосредственно к римским властям. Кадрат – первый. От него дошел единственный фрагмент сохранился в церковной истории Юсения Кесарийского, занимает всего около 5 строчек.

В конце XIX века найдена апология Маркиана Арестида, афинского философа. На Синае найден полный текст этой апологии.

Тертуллиан(Карфаген): Решал вопрос о положении тех членов Церкви, которые предали ее во время гонений, считал, что их принятие в христианское общение в случае покаяния. В конце концов Тертуллиан перешел в монтанизм и отверг возможность покаяния после отступления от веры.

Ириней Лионский: «Опровержение ложного гнозиса» - против гностиков. Гностики – смесь греческой философии с восточным мистицизмом, на котором во многом будет строиться масонство. Смысл в посвящении избранных в тайное знание путем мистических церемоний. Ириней противопоставляет тайному знанию апостольское предание, веру, которая объединяет всю Церковь.

Ориген (см. билет об оригентистских спорах)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.