Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЯ. Минимизация ответов (невмешательство)






Минимизация ответов (невмешательство). Многие из нас пользуются нейтральными ответами, не отдавая себе в этом отчета. Цель этих упражнений— получить более полное представление о разнице между нейтральными и способствующими общению ответами и помехами в об­щении.

Узнали ли Вы, читая эту главу, кто из знакомых да­ет минимальные ответы в беседе? А как поступаете Вы сами? К каким видам ответов Вы чаще всего прибегае­те? Что это за ответы? В беседе попытайтесь использо­вать, если это уместно, приемы нерефлексивного слуша­ния. Попробуйте побольше узнать о своих ответах со­беседнику. Какие из них кажутся для Вас естественными?

Были ли среди Ваших ответов такие, которые отри­цательно подействовали на собеседника, т. е. останови-


ли ход разговора или заставили собеседника защищать­ся? Что это были за ответы?

При случае, когда покажется удобным, воспользуй­
тесь намеком,, вытекающим из невербального общения,
пользуясь ответом типа: «Вы светитесь радостью» или
«У Вас усталый вид» и т. п. Какой эффект произведет
Ваше замечание?,

Как помочь собеседнику выразить эмоции? Предпо­ложим, что Ваш собеседник находится под воздействием сильных (может быть, даже отрицательных), эмоций, попробуйте вывести его из этого состояния, используя приемы нерефлексивного слушания. Обычно облегчить переживания других легче, чем справиться со своими соб­ственными. Нетрудно также воспринимать положитель­ные эмоции — радость и восхищение. И все же нереф­лексивное слушание особенно необходимо говорящему, когда его переполняют отрицательные эмоции — беспо­койство, страх, разочарование, гнев, ревность.

Попытайтесь не вникать в ход мысли собеседника, охваченного сильными чувствами. Не перебивайте его субъективными замечаниями, например, выражающими согласие или сочувствие. Не мешайте! Понаблюдайте, помогают ли самовыражению собеседника Ваши приемы. Снизилась ли хоть в какой-то мере интенсивность его чувств в ходе беседы? Узнали ля Вы что-нибудь о его внутренних установках и чувствах, пользуясь приемами, нерефлексивного слушания?

Поощрение самовыражения людей, имеющих мень­шие полномочия. Цель этого упражнения — познако­миться с тем, как авторитет и статус влияют на общение, в частности, узнать, почему и как возникает «односто­роннее» общение с теми, кто занимает более низкое по­ложение в служебной иерархии. Читая две последние главы, Вы, возможно, уже отметили, что люди, обла­дающие большей властью, склонны доминировать в раз­говоре, больше говорить и чаще перебивать собеседни­ка. А как поступаете Вы? Были ли в Вашей практике аналогичные ситуации? А не случалось ли Вам испыты­вать острую обиду на человека с более высокими пол­номочиями?

При удобном случае в разговоре с тем, кто ниже Вас по положению, попробуйте применить прием нереф­лексивного слушания для воодушевления этого человека на более свободное самовыражение. Попробуйте эти




ГЛАВА

 

приемы на детях или подростках. Если Вы возглавляете комиссию или группу, попробуйте этот метод на заседа­нии группы. Если Вы руководитель, попробуйте этот метод, когда пассивно слушаете кого-либо в своем ка­бинете.

Помогло ли нерефлексивное слушание Вашему собе­седнику говорить более свободно? Достигли ли Вы луч­шего понимания мнений и чувств окружающих, пользу­ясь приемом нерефлексивного слушания? В каких си­туациях полезно регулярно применять этот прием?

Слушание жалоб — пробный камень нашего умения слушать. Это — именно тот самый случай, когда мы должны слушать особенно внимательно. Ведь люди при­ходят к Вам со своими жалобами и огорчениями, они говорят о том, что касается их лично, и о том, что вызы­вает сильные чувства. Чаще всего они уже встречали со. стороны других слушателей категоричный отказ.

В то же самое время люди часто выражаются избы­точно экспрессивно и неточно, когда они эмоционально возбуждены. В результате создается впечатление, что они нападают на нас, чего нет в действительности. В от­вет мы начинаем защищаться, реагируем тоже эмоцио­нально и упускаем смысл того, что нам говорят, если вообще только слушаем.

Когда кто-либо высказывает Вам жалобу или недо­вольство, попытайтесь выяснить их существо и истин­ные причины, пользуясь приемом нерефлексивного слу­шания. Это может получиться лучше всего, если жало­ба направлена не на Вас, а на кого-либо другого. Оче- видно, что нерефлексивное слушание полезно именно тогда, когда жалоба или недовольство адресованы Вам, но это к тому же и более трудная ситуация. В любом случае старайтесь быть беспристрастным и не пытай­тесь принимать замечания на свой счет. Следует избе-: гать защитной реакции, которая подавляет говорящего и искажает его сообщение. Помните, люди часто не име­ют в" виду нападать на Вас, это только так кажется.

Снизилась ли интенсивность чувств говорящего в хо­де разговора? Почувствовал ли собеседник облегчение, получив возможность высказаться? Пользуясь нереф­лексивным слушанием, узнали ли Вы что-нибудь об ус­тановках и точке зрения собеседника? Какие минималь­ные ответы, если таковые использовались, были для Вас. наиболее эффективными в этой ситуации?..







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.