Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЯ. Игра в слушание. Играть можно и одному, но интерес­нее с кем-нибудь






Игра в слушание. Играть можно и одному, но интерес­нее с кем-нибудь. Закройте глаза и перечислите все зву­ки, которые Вы услышите примерно в течение одной ми­нуты.

Теперь откройте глаза и сравните Ваши перечни. Вы услышали одинаковые звуки? Есть ли такие звуки, ко-' торые один из Вас услышал, а другой нет? Было ли это


результатом внимания, более острого слуха, большей сосредоточенности или избирательности?

Это упражнение демонстрирует, что самым необхо­димым условием эффективного слушания является вни­мание. Оно также показывает, что мы можем не заме­чать звуков, пока сознательно не обратим на них вни­мание.

Слушать «всем телом»'. При первой удобной возмож­ности понаблюдайте за двумя собеседниками, задавая себе следующие вопросы:

Как собеседники используют язык поз и жестов?

Помогают или мешают их позы слушать друг друга?

Действительно ли они внимательны друг к другу? Как это можно установить? Отвлекаются ли они от раз­говора?

Поддерживают ли собеседники визуальный контакт? Меняются ли они ролями в моменты, когда они начи­нают смотреть в глаза друг другу и когда отводят взгляд в сторону? Когда каждый из них смотрит доль­ше в глаза другому: когда он сам слушает или когда говорит?

Пользуются ли собеседники позитивным языком поз и жестов? Стоят ли они друг перед другом в свободных позах? Или со скрещенными руками, или упирают руки в боки?

Ваша манера слушать. Это упражнение основано на исследовании пяти видов речевых реакций при общении. Самыми распространенными реакциями являются субъ­ективные, менее распространенными — рассудительные, одобрительные и аналитические реакции и реже всего встречаются реакции взаимопонимания. Как реагируе­те Вы?

Относите ли Вы себя к категории субъективных слу­шателей, для которых характерны такие заявления: «Это — хорошо» или «Это — плохо»?

Часто ли Вы рассуждаете так: «Я знаю, почему Вы сказали это»?

Склонны ли Вы к одобрительным реакциям, как, на­пример: «Я Вам сочувствую»?

Проявляете ли Вы аналитические реакции, задавая вопросы «когда» или «почему»?

Бывают ли у Вас, хотя бы иногда, реакции взаимо­понимания, исключающие помехи слушания, рассмот­ренные в первой главе?


Характерно ли Вам предпочтение какого-либо вида реакции? Если да, то какой это вид реакции? Спросите мнение своих друзей по этому вопросу.

Наблюдение за беседой мужчин и женщин. Усвоили

ли Вы разницу в привычках слушать мужчин и женщин?

Чтобы убедиться в этом, проделайте следующее упраж-

нение. Будем считать, что «вмешательство» означает

начало разговора слушающим' до того, как собеседник

закончил говорить, а «возврат» — попытку собеседника

восстановить ход мыслей на момент, когда его пере-

били.

Сначала понаблюдайте разговор двух собеседников одного пола. Затем понаблюдайте беседу двух лиц раз­ного пола. Подсчитайте все случаи «вмешательства» и «возврата» каждого собеседника.

Подтверждают ли результаты Ваших наблюдений
склонность мужчин перебивать собеседника чаще, чем
это делают женщины? Чаще ли к восстановлению хода
мыслей прибегают женщины? /

В какой степени различия стереотипов, слушателей по половому признаку Вы может отнести и к себе?

Считаете ли Вы, что часто перебиваете других или склонны возвращаться к началу разговора, когда Вас перебивают? Попытайтесь побольше узнать о своем сти­ле слушания. Чтобы лучше узнать о своих привычках слушать, полезно также поинтересоваться у других ре­зультатами их наблюдения за Вами.

Следует помнить, что индивиды любого пола очень отличаются друг от друга манерами слушать, что зави­сит от многих факторов, включая и 'степень влияния ролевых стереотипов. Кроме того, различия являются результатом разного профессионального опыта, при этом независимо от пола более опытные слушатели обычно те, кто работает с людьми.


ГЛАВА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.