Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте






Основная закономерность развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение) – это превращение их из «натуральных» (Л.С.Выготский) в «культурные», т.е. в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью, что проявляется часто в том, что дети путают предметы, имеющие определенные сходства (цифры 6 и 9, буквы Е и 3 и др.). При восприятии незнакомых форм наблюдается их опредмечивание (круглое – «как яблоко», удлиненный – «как огурчик»). К возрастным особенностям восприятия относят также его нецеленаправленность. Например, при чтении текста ученики перескакивают с одной строчки на другую, пропускают слова, детали.

Определенные трудности возникают при восприятии пространства (путают плоскостные и объемные фигуры) и времени. Исторические даты часто являются для них абстракцией, они иногда совсем не понимают отдаленности событий во времени. К возрастным особенностям восприятия времени относятся также недооценивание маленьких интервалов и переоцениваяие больших. Потому трудно ожидать от младшего школьника, что он вовремя придет с прогулки.

Внимание. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие произвольного внимания. Однако конкурирующим с ним по-прежнему остается непроизвольное внимание. Дети легко отвлекаются при появлении новых раздражителей (новый костюм, новая прическа учителя, громкое замечание и т.п.). Узким остается объем внимания, что проявляется, например, в том, что дети не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ о ее авторе. Внимание мало устойчиво, поэтому учителю приходится прилагать значительные усилия для его поддержания. Этому способствует эмоциональная насыщенность урока, большой объем образного материала, разнообразие содержания и видов деятельности.

Память. В этот период получают развитие все виды памяти. Большую роль в учебной деятельности младших школьников продолжает играть непроизвольное запоминание. Легко запоминается то, что интересно, что вызывает сильные чувства (песни, стихи, сказки).

Получает развитие произвольное запоминание. В первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники часто проверяют себя только с внешней стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель, не отдавая себе отчета в том, сможет ли воспроизвести материал на уроке). Однако со второго класса получает интенсивное развитие логическая память. Однако рациональные способы запоминания лишь начинают складываться и требуют целенаправленной поддержки педагога.

Мышление младшего школьника интенсивно развивается и преодолевает путь от наглядно-действенной и конкретно-образной форм, к словесно-логическому мышлению на уровне понятий.

Учащимся длительное время легче проанализировать конкретные факты и сделать соответствующие выводы, чем привести примеры к общему положению, т. е. они раньше овладевают индукцией, а дедукция появляется позже.

В этом возрасте формируется понятийное мышление. Понятия в своем становлении проходят ряд стадий. На первой учащиеся выделяют функциональные признаки предметов («корова – она дает молоко, лошадь – на ней ездят»). На второй стадии формирования понятий ученики просто перечисляют известные им признаки и свойства, не отличая существенные от несущественных, общие от частных, («огурец – плод, он растет в огороде, зеленый, в нем много воды, вкусный, внутри него семечки»). На высшей ступени выделяют общие, существенные признаки и свойства у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их.

Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребенка в окружающей действительности, создает возможности усвоения научной картины мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.