Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младенческий возраст






Период младенчества имеет возрастные границы от 2, 5 месяцев до 1 года.

Общение со взрослым. Одним из необходимых условий нормального развития младенца является чувство эмоционального благополучия, которое может родиться прежде всего благодаря общению ребенка со взрослыми.

Взрослый – не только источник удовлетворения его органических потребностей (есть, спать, находиться в тепле). В начале XX века в США, Европе стали создаваться дома ребенка современного типа. И вскоре в детской психологии появилось понятие «болезнь госпитализма». Здоровый малыш начинал худеть, терял аппетит, часто плакал. Любимым занятиями ребенка становились манипуляции с гениталиями или сосание пальца; взгляд был постоянно устремлен в одну точку, движения делались все замедленнее, жизнь постепенно угасала. Многие погибали, не достигнув года, причиной являлся дефицит общения ребенка со взрослым.

Связь ребенка с матерью на первом году жизни является очень сильной. Физически ребенок отделяется от матери в период родов, а биологически он зависит от неё до конца младенческого возраста, пока не научится самостоятельно ходить. Поэтому основное новообразование младенческого возраста – это первоначальное сознание психической общности со взрослым. Полная зависимость от взрослого определяет социальную ситуацию его развития.

Начиная с трех месяцев, ребенок уже не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся, сам пытается обратить на себя внимание. Как только увидит входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. Непосредственно-эмоциональное общение постепенно перерастает в совместную деятельность, в общение по поводу предметов.

Развитие движений и предметных действий. В развитии двигательной активности ребенок проходит ряд этапов: научается держать голову, переворачиваться с живота на спину и со спины на живот, сидеть, ползать, делать первые шаги.

Развитие эмоциональной сферы осуществляется по пути постепенной дифференциации. Из огорчения к трем месяцам выделяется гнев, затем – отвращение, страх. Из удовольствия – радость и привязанность.

Положительные эмоции у детей младше года возникают прежде всего в процессе общения со взрослым. Уже трехмесячный ребенок встречает появление матери улыбкой. К середине года отмечается дифференциация эмоциональных реакций по отношению к близким ему взрослым.

Радость вызывают впечатления от новых интересных предметов, звуков. Особо следует отметить чувство радости ребенка, совершающего «самостоятельные поступки»: самостоятельно сел, встал, сделал первые шаги. Всякий новый шаг на пути к самостоятельности вызывает бурную радость ребенка.

Веселье и страх в младенчестве тесно взаимосвязаны. Легкий страх облегчает появление радости. Однако смех дает выход нарастающему напряжению и также легко может перейти в плач. В тот момент, когда взрослый поднимает ребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять еще выше, он тут же заливается плачем.

Развитие речи. Речь в жизни человека выступает как средство общения и как средство мышления. Младенческий период – подготовительный в развитии речи. Общение как передача информации осуществляется в этот период прежде всего через крик ребенка, выразительные движения, жесты, мимику, которые отражают его внутреннее состояние и побуждают взрослого к соответствующим действиям.

Речь в младенчестве проходит подготовительный этап своего развития.

Дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков. Уже новорожденный на звук реагирует сосредоточением, а на речь, обращенного к нему взрослого – синхронным взаимодействием. К концу первого месяца ребенок начинает произносить простые звуки типа: «а-а», «у-у», «э-э». Ж.Пиаже отнес их к категории первичных круговых реакций: ребенок случайно открывает эти действия. Многие исследователи отмечают, что до 3-х месяцев дети разных национальностей, а также глухие одинаково произносят звуки. К 4-6 месяцам появляется гуление – повторение простых слогов.

В период лепета ребенок воспроизводит не только звуки языка, на котором говорят окружающие, но и звукосочетания, не характерные для данного языка. К концу года они «отмирают». Лепет способствует развитию физического и фонематического слуха, голосовых реакций. В лепете выражается также готовность к общению.

В середине года появляется понимание речи, ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Это проявляется в том, что на вопрос взрослого «Где такой-то предмет?», ребенок начинает поисковую деятельность соответствующего предмета. В этот период ребенок осознает слово не как единицу языка, а улавливает лишь его ритмическую структуру и особенности интонации, с которой оно произносится. Он, как правило, одинаково реагирует на разные слова, если они близки по звуковому или интонационному оформлению.

Примерно с 9 месяцев (иногда позже) у ребенка появляются первые слова. Девочки обычно вступают в фазу членораздельной речи раньше мальчиков. К концу года дети произносят от 2-3 до 15-20 слов. В это время пассивный запас слов оказывается значительно больше. Речь становится активным средством общения. Это проявляется в частности в том, что ребенок требует названия новых предметов, посредством слова управляет поведением взрослых: «Дай!», «На» и т.п. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи взрослых, появляется автономная речь, имеющая троякое происхождение: во-первых, это язык взрослых, которые придумывают для детей более доступные слова («ам-ам», «ням-ням» и т.п.), во-вторых, это слова, искаженные ребенком вследствие недостаточного развития фонематического слуха и звуковой артикуляции («моко» – молоко, «хеб» – хлеб и т.п.) и, в-третьих, ребенок сам придумывает автономные слова («мазелин» – вазелин, «мокресс» – компресс и т.п.), что говорит о том, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова.

Речевое развитие осуществляется по схеме: гуление – лепет – пассивная речь – автономная речь.

Развитие познавательной сферы. В развитии познавательной сферы младенчество – решающий период. В это время складываются моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, закладываются основы мышления. Сенсорика развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны. Совершенствуется зрительное сосредоточение в сторону выделения формы, контура и др. Развивается восприятие глубины. Появляется потребность в новых впечатлениях. Первые формы подражания.

Зрительное восприятие в младенчестве значительно менее развито, чем у взрослого, но интенсивно развивается. В состоянии бодрствования 3-х месячный ребенок постоянно рассматривает объекты, отслеживает их взором в любом направлении, с различной скоростью и на любом расстоянии; возрастает длительность фиксации взора (до 25 секунд и дольше). Младенец хорошо различает цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. Можно отметить постепенную дифференциацию слуховых и зрительных психических процессов. Так, если новорожденный удерживал внимание на матери, когда она с ним разговаривала, то теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Зрительные образы ребенка до конца младенчества лишены константности. Знакомый предмет, по-новому ориентированный в пространстве, расположенный в новом месте, воспринимается как необычный. Дети обычно не узнают свою мать, если видят ее в новом платье.

В процесс познания постепенно вовлекается рука ребенка. Прежде чем взять погремушку в рот, трясет ее, вертит и внимательно изучает, появляются ощупывающие движения. Во втором полугодии постепенно интегрируется моторная сфера и зрительное восприятие. К 10-11 месяцам ребенок, протягивая руку к предмету, учитывает направление, расстояние до него, пальцы подстраиваются соответственно размеру и форме предмета.

К концу первого года ребенок уже умеет «планировать» свои действия, решать задачи в 2 действия: если на пути к игрушке находится какой-то предмет, он сначала отодвигает его, а затем достигает цели.

Ребенок исследует предметы, чтобы открыть их свойства. Прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, он ощупывает поверхность, переворачивает, медленно двигает его, и только затем применяет привычные формы манипулирования. Действия ребенка, по определению Ж.Пиаже, становятся инструментальными, т.е. одни объекты начинают использоваться для достижения других. Например, ребенок тянет скатерть со стола, чтобы достать объект, стоящий на ней.

Все это свидетельствует о том, что к концу младенчества у ребенка формируется мыслительная деятельность, которая носит главным образом наглядно-действенный характер.

Социальная ситуация развития

Ребенок зависим от ухаживающего за ним взрослого биологически, но является максимально социальным существом. Фрустрация базовых социальных потребностей ребенка приводит к тяжелой форме отставания в психическом развитии – госпитализму.

Ведущая деятельность

Непосредственно – эмоциональное общение.

Основные новообразования.

Автономная речь – центральное новообразование. Появляется ходьба. Сознание психической общности со взрослым

Кризис 1 года

Основные симптомы: всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций, «эффект «нельзя».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.