Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннее детство






Возрастные границы раннего детства – от 1 года до 3 лет.

Личностное развитие. Начало раннего возраста связано с «кризисом одного года». Психологическое содержание кризиса состоит в том, что поведение ребенка уже не управляется со стороны внешних воздействий, дети начинают действовать под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. У ребенка появляются «мотивирующие представления» (Л.И.Божович), которые изменяют поведение ребенка, часто вызывают упрямство, капризы. Таким образом, ребенок становится субъектом. Далее ребенок становится существом, осознающим себя как субъекта, возникает системное новообразование, которое связывают с появлением слова «я».

В конце первого – начале второго года жизни ребенок переходит к прямохождению. Оно имеет важное значение для дальнейшего психического развития, поскольку теперь ребенок видит дальше, более самостоятелен в общении с миром, в достижении желаемого объекта, его руки освободились для манипулятивной деятельности.

Изменяется социальная ситуация развития, ребенок приобретает значительную автономию от взрослых, удовлетворяет самостоятельно многие свои потребности. Его познавательная активность направлена теперь не только на внешний предметный мир, но и на самого себя. Ребенок многократно производит одно и то же движение (например: открывает и закрывает дверь), следит за теми изменениями, которые он производит, выделяет себя из окружающего мира предметов и осознает себя как субъекта. Осознание себя происходит вместе с появлением местоимения «я». Система «я» – центральное новообразование, которое возникает к концу раннего возраста. Она выражается в настойчивом требовании ребенка «я сам».

Эмоции в этом возрасте ситуативны, носят кратковременный, неустойчивый характер, бурно выражаются. Ребенок импульсивен, действует под влиянием сиюминутно возникших переживаний. К концу возраста происходит постепенная социализация эмоций; развиваются симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда.

В раннем детстве слово приобретает для ребенка предметное значение, с этим связаны первые обобщения. Быстро растет пассивный словарь, возникает понимание речи – рассказа. Растет активный словарь. Развиваются другие формы коммуникации: жесты, мимика. Он учится чувствам.

Развитие предметной деятельности. Начало раннего детства знаменует переход от действий-манипуляций с предметами, в которых ребенок ориентировался прежде всего на их физические характеристики (цвет, форму, способность издавать звук и т.д.), к предметно-орудийным действиям. Предметно-орудийное действие предполагает, что один предмет используется для воздействия на другой (набирать кашу ложкой, копать совочком песок), причем способ использования предмета-орудия зафиксирован в его устройстве и закреплен в обществе. Это происходит не без участия взрослого, носителя орудийных действий и характеризует социальную ситуацию развития (Р-П-В) – познание смысла и предназначения предмета с помощью взрослого.

Общение ребенка и взрослого в это время приобретает существенные изменения, приобретает качественно иное содержание, из непосредственно-эмоционального превращается в практическое сотрудничество. Ребенок часто, будучи занят действием с предметом, как бы не замечает взрослого, который «закрыт» предметом и его свойствами. Это и дает основание говорить о том, что предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, внутри нее развиваются другие психические функции.

Общение эволюционирует к внеситуативно – познавательному. Поведение определяется конкретной ситуацией.

Развитие игры. В начале раннего возраста игра носит отобразительный характер. Ребенок многократно воспроизводит действия, показанные ему взрослым. Однако в игре действия направляются не на получение результата, а на достижение понятной по прошлому опыту условной цели. Действие становится условным, а результат - не реальным, а воображаемым.

В игре появляются предметы-заместители, в качестве которых чаще всего используются предметы, не имеющие специфического употребления (палочки, щепочки, кубики). Они вносятся в игру как дополнительный материал к сюжетным игрушкам. Появляются зачатки игровой ситуации, затем возникает и развивается роль. Изначально в игре ребенок воспроизводит виденные им ранее действия взрослого, но называние себя именем взрослого происходит не сразу.

Постепенно происходит усложнение структуры игровых действий. В самом начале они являются одноактными. Ребенок или моет куклу, или кормит ее, или причесывает ее. На следующем этапе игра уже состоит из двух или более элементарных действий, никак между собой не связанных (сначала баюкает куклу, затем ходит, потом кормит, потом качает на качалке). К концу раннего возраста игровые действия начинают отражать логику жизни человека.

Развитие изобразительной деятельности. Интерес к изобразительной деятельности у ребенка возникает в начале второго года жизни. В это время ребенок, действуя беспорядочно с карандашом и бумагой, стремится подражать взрослому, не пытаясь что-то изобразить. Удовольствие ему доставляет сама манипуляция с карандашом. Эта стадия сменяется стадией непреднамеренного рисунка. Теперь в случайном сочетании линий ребенок начинает узнавать знакомые ему предметы («Это - палка», «Это - дорога»).

Собственно изобразительная деятельность возникает позднее, когда ребенок переходит от называния уже нарисованного к словесному формулированию того, что он собирается изобразить («Нарисую дом... козу...»). Первые графические образы еще мало понятны постороннему зрителю и по-прежнему напоминают случайные сочетания линий. Графический образ большинства изображаемых предметов в этом возрасте – замкнутая закругленная линия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.