Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос Межличностный контакт и развитие отношений. Приемы и техники эмпатийного восприятия.






Межличностный контакт – условие общения, обеспечивает нахождение людей в пределах доступности для восприятия друг друга и подтверждение факта существования друг друга (А.У. Хараш), (функциональное назначение контакта по Е.Л. Доценко). Инструментальное значение контакта заключается в создании условий для передачи информации по каналам связи (Е.Л. Доценко), (для коммуни-кации).

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И.С. Кон).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично.

Пространство межличностного взаимодействия. Позиции в общении.

Психологическое пространство межличностного взаимодействия: 1) личное пространство (эмпирическое «Я» по У. Джемсу), 2) зона межлич-ностной дистанции – производна от количества психологических преград (публичная, формальная, социальная, личная, интимная), 3) пристройка («сверху», «снизу», «на равных») и позиция.

Профессиональная позиция – сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и роли в образовательном процессе, к своим ученикам и коллегам. В позиции отражается совокупность ценностей, взглядов и установок личности педагога, позиция определяет выбор линии поведения и способов организации взаимодействия с учениками и другими субъектами образовательного процесса (Лобанов 2002).

Позиция в общении – относительный статус человека «здесь и сей-час», в данной ситуации взаимодействия. Согласно трансактному анализу Э. Берна действия человека направлены на изменение и регулирование своей или чужой позиции в общении (межличностного статуса). Э. Берн: «родитель», «взрослый», «ребенок» (виды трансакций: дополнительные (равное и неравное общение), пересекающиеся, скрытые); Ф. Перлз: «хозяин положения – подчиненный»; в современной психологии – манипулятор, актуализатор.

Профессиональная позиция тесно связана с понятием «дистанция об-щения». Н.Е. Щуркова различает «дистанционную позицию», «уровневую позицию» и «кинетическую позицию». Дистанционная отражает расстояние по горизонтали: далекая, близкая, позиция «рядом». Уровневая позиция отражает положение педагога и воспитанника по вертикали: «сверху», «снизу», «на равных». Кинетическая позиция характеризует местоположение педагога в различные моменты совместного движения с воспитанниками: «впереди», «сзади», «вместе» (Лобанов 2002).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.