Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос Общение как вид деятельности






Исторически межличностное общение возникло и складывалось в процессе совместной трудовой деятельности («сообща»). Так, А.Н. Леонтьев утверждал единство и взаимосвязь труда, сознания и общения в процессе развития человека и человеческого общества. Но является ли само общение деятельностью? Некоторое время этот вопрос был дискуссионным в отечественной психологии.

Таблица 1

«Соотношение» общения и деятельности

Позиции Авторы Трактовка

1. Общение не является дея-тельностью Б.Ф. Ломов Деятельность – освоение субъектом объектов, а общение – межсубъектное взаимодействие. В хо-де взаимодействия осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении человек овладевает «фондом духовного богатства», со-зданным другими людьми, благодаря чему пре-одолевается ограниченность его индивидуально-го опыта. «Понятие общение охватывает другую, нежели деятельность, категорию реально суще-ствующих отношений: субъект-субъектных. И хотя несомненно, что и деятельность и общение имеют общие черты, этого еще недостаточно для их отождествления».

2. Общение как условие деятель-ности В.Н. Парфенов,

А.А. Бодалев,

А.А. Леонтьев «Общение – система целенаправленных мотиви-рованных процессов, обеспечивающих взаимо-действие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, пси-хологические отношения и использующих спе-цифические средства, прежде всего, язык» (А.А. Леонтьев)

3. Общение один из видов дея-тельности (наря-ду с трудом и по-знанием) Б.Г. Ананьев

Обосновал, что отношения к людям превращают-ся в устойчивые образования характера (комму-никативные черты). Затем из отношений к дру-гим у человека формируются рефлексивные чер-ты характера – Я как система сознательных от-ношений к самому себе. Общение определяет проявление и развитие психики.

А.А. Леонтьев Общение не всегда является самостоятельной де-ятельностью, то оно может быть таковой. При-знаки общения как деятельности: интенциональ-ность (наличие цели и мотива); результатив-ность; нормативность (подверженность социаль-ному контролю). Общение как самостоятельная деятельность возникает на относительно позднем этапе развития общества, когда становится воз-можным осуществление речевого действия. «О деятельности общения (применительно к речево-му общению) целесообразно говорить, когда мы имеем дело с речевыми действиями, имеющими самостоятельную цель (подчиненную общей це-ли деятельности) и самостоятельную мотивацию, не совпадающую с доминирующей мотивацией той неречевой деятельности, которую обслужи-вают данные речевые действия».

Наряду с этим, общение может протекать как самостоятельный вид деятельности, не обслу-живающий никакую другую деятельность (так называемое «чистое общение», по выражению А.А. Леонтьева). Через такое общение происхо-дит удовлетворение потребности человека в эмо-циональных контактах с другими людьми, само-раскрытие.

Таким образом, общение можно рассматривать и как деятельность особого рода, коммуникативный вид деятельности, выражающий «практическую активность субъекта» (М.С. Каган). Общение как коммуникативная деятельность – процесс активности человека, направленный на другого человека (на его чувства, мотивы, поступки). Поскольку активность в общении направлена на другого человека, можно говорить, что предметом коммуникативной деятельности является партнер по общению, та или иная особенность его личности (предметом может быть компетентность партнера, его нравственные качества и др.).

3 вопрос Аспекты межличностного общения: коммуникация, перцепция, интеракция, контакт, отношения.

Общение – это «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (Краткий психологический словарь под ред. А.В. Петровского)

Процессы (аспекты) общения

Социальная перцепция (Дж. Брунер, 1947 г.) – процесс восприятия, понимания и оценки человека человеком (и формирования целостного образа партнера по общению и ситуации общения).

Восприятие базовый процесс познания, значит межличностное восприятие – основа познания и понимания людьми друг друга. Понятия «субъект восприятия», «объект восприятия».

Стадиальность процесса восприятия: наблюдение внешних признаков и поведения; оценка и умозаключения о психологических свойствах партнера; интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков; формирование отношения; выбор стратегии и тактики межличностного взаимодействия. – То есть в ходе и на основе межличностного восприятия осуществляется оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане.

Психологические и социальные особенности субъекта и объекта вос-приятия: роль индивидуальных, поло-ролевых, возрастных и профессиональных различий в восприятии и формировании впечатления о человеке. Существенные свойства объекта, являющиеся определяющими при его восприятии. Внешний вид: одежда, аксессуары, внешние физические характеристики, манера поведения. Другие факторы: использование в общении собственного имени партнера, использование комплиментов, улыбка и пр.

Межличностный контакт – условие общения, обеспечивает нахождение людей в пределах доступности для восприятия друг друга и подтверждение факта существования друг друга (А.У. Хараш), (функциональное назначение контакта по Е.Л. Доценко). Инструментальное значение контакта заключается в создании условий для передачи информации по каналам связи (Е.Л. Доценко), (для коммуни-кации).

Коммуникация – обмен сообщениями, их прием и переработка. «Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т.п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать» (Каган 1988, 145). Структура коммуникативного акта включает в себя:

- источник информации, создающий сообщения (человек);

- передатчик, преобразующий, кодирующий сообщение в сигналы (речь, жесты, мимика и пр.), пригодные для передачи;

- канал связи (физическая среда, проводящая сигналы и связывающая передатчик и приемник), способный проводить данные сигналы;

- приемник, воспринимающий сигналы и декодирующий принятое сообщение (органы восприятия, мозг);

- адресат или получатель информации (человек).

Обратная связь – реакция на полученное сообщение. Возможны искажения информации в процессах кодирования, передачи и декоди-рования.

В сведении коммуникации к обмену информацией заметно влияние кибернетики. В коммуникативном процессе между людьми происходит не просто движение информации, но и активный обмен ею, в этом случае осо-бое значение приобретает значимость того или иного сообщения, то, насколько коммуникация позволяет достичь поставленные цели или удовлетворить определенные потребности (Лобанов 2002).

Интеракция – взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом. Одним из главных компонентов интеракции является действие («Что делает мой партнер? Что я должен сделать для него?). В связи с этим интеракцию можно рассматривать как систему направленных друг на друга действий партнеров по общению, приводящих к взаимным изменениям – взаимное вложение усилий, выраженных в направленных друг на друга действиях (воздействиях) (Е.Л. Доценко). Межличностное взаимодействие – двусто-ронняя активность общающихся, приводящая к взаимным изменениям. Интеракция – организация совместных действий, позволяющих выполнять совместную деятельность (социальная психология). Инструментальное значение взаимодействия – обеспечить стабильность системы общения. Функциональное назначение – соблюдение интересов другой стороны, «возвышение друг друга», наполнение общения конкретным содержанием.

Форма интеракции – практическое поведение людей в совместной деятельности в рамках определенного контекста. Контекст как фон, в рамках которого организуется общение; контекст как условия, задающие определенные роли; контекст как актуализация внешних и внутренних факторов в определенной ситуации.

Межличностные отношения – эмоционально-чувственный ас-пект взаимодействия, связь. Отношения человека представляют собой це-лостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными аспектами действительности (В.Н. Мясищев). Отношение – своеобразная связь субъекта с объектом окружающего мира или с другим субъектом, которая возникает в результате их взаимодействия или в результате одностороннего познания и сохраняется и проявляется в рациональной, эмоциональной и поведенческой формах.

Возникновение отношения связано, прежде всего, с системой ценно-стей человека. Положительное отношение возникает, если облик, слова и действия партнера соответствуют личным ценностям человека.

Функциональное назначение отношения состоит в обеспечении посто-янной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значи-мой информацией (Е.Л. Доценко), (обмене неким идеальным продуктом, например чувствами). Такой обмен делает людей взаимно ответственными за сохранение образовавшегося единства. Инструментальное значение отношений – наполнить информационные каналы таким содержанием, которое будет отражать представления сторон друг о друге (Е.Л. Доценко).

Взаимосвязь компонентов общения (функции межличностного общения по Б.Ф. Ломову): информационно-коммуникативная (обмен информацией, ее восприятие); регуляторно-коммуникативная (организация совместной деятельности, коррекция способов взаимодействия); аффективно-коммуникативная (эмоциональный контакт, сопереживание).

Определить предметную область межличностного общения помогает семантический анализ слова «общение» (БЕССОНОВА, ДОЦЕНКО 1999). Возможно выделение трех групп значений понятия «общение»:

1. Объединение, создание общности, целостности.

2. Передача сообщений, обмен информацией.

3. Встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.