Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






вопросСоциально- психологическая компетентность и ее структура. Основные компетентности педагога в профессиональном общении.






Современные требования к личностно-профессиональным качествам педагога.

В современных условиях развития и модернизации российской системы образования значительно повышаются требования к профессиональным и личностным качествам учителя. Согласно концепции модернизации российского образования, учителю предъявляются повышенные требования.

Требования к личности учителя: наличие педагогических способностей, организаторские данные, дидактические способности, перцептивные, коммуникативные, исследовательские, научно-познавательные способности, трудолюбие, дисциплинированность, человеческие качества.

Существует 4 вида компетентности: с пециальная, социальная, личностная, индивидуальная.

Существуют различные классификации видов профессиональной компетентности. Помимо приведенной выше классификации, согласно которой выделяются специально – педагогическая, методическая, социально- психологическая, аутопсихологическая и дифференциально-психологическая компетентность педагога, существует также разделение четырех видов профессиональной компетентности: а) специальная компетентность; б) социальная компетентность; в) личностная компетентность; г) индивидуальная компетентность.

Под специальной компетентностью педагога понимается владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Сформированность педагогической деятельности определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен владеть учитель.

Социальная компетентность представляет собой владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения. Социальные навыки позволяют человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность педагога предполагает принятие им социальной ответственности за результаты своего профессионального труда.

Личностная компетентность педагога – это владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности.

Индивидуальная компетентность педагога определяется как владение приемами самореализации развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту. Также индивидуальная компетентность специалиста предполагает способность к индивидуальному самосохранению, умение организовывать свой труд рационально, без перегрузок времени и сил и без излишней утомляемости.

В таблице представлены характеристики различных видов профессиональной компетентности и некомпетентности в профессиональной деятельности.

Обобщая приведенные классификации, можно говорить о том, что разными исследователями выделяются следующие блоки профессиональной компетентности:

- Компетентность, относящаяся к специальным знаниям (специальная, или специально – педагогическая и методическая);

- Компетентность, связанная с социальным взаимодействием (социальная, в состав которой входит социально-психологическая компетентность);

- Компетентность в области самопознания и понимания индивидуальных особенностей других людей, которая предполагает их учет при выборе методов работы и форм профессионального поведения (индивидуальная или дифференциально-психологическая компетентность);

- Способность к самосовершенствованию и личностному росту (личностная или аутопсихологическая компетентность).

Компетентность социально-психологическая — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

Основными компонентами являются: знаниевый, ценностный, операциональный.

Содержание компетентности педагога-психолога в профессиональном общении.

Аспект компетентности в профессиональном общении Содержание компетентности
1. Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Самоподача (межличностное восприятие) - Действие механизмов восприятия, адекватных ситуации профессионального общения; - Относительная независимость от факторов восприятия (схем формирования первого впечателения); - Адекватная самоподача как управление вниманием партнера (вмешательство объекта восприятия в процесс формирования своего образа у субъекта восприятия)
2.Установление контакта и развитие отношений (действенное общение) Владение приемами и техниками установления контакта и развития отношений: отражение чувств, парафразирование, резюмирование, постановка вопросов, ободрение, предоставление информации, интерпретация, конфронтация, самораскрытие
3.Коммуникация (обмен информацией) - Выразительность сообщений; - Выбор адекватных средств общения; - Конгруэнтность в общении (как соответствие информации, поступающей по вербальному и невербальному каналам). Соотношение вербальных и невербальных средств общения в акте коммуникации: слова – 7%, звуки и интонация – 38%, невербальные средства – 55 %.
4.Организация взаимодействия - Организация пространства межличностного взаимодействия (пристройка, зона дистанции); - Владение полемическими формами взаимодействия (спор, дискуссия, диспут); - Владение интерактивными методами обучения (организация работы в малых группах, организация КТД, брейнсторминга); - Диалог как метод и режим взаимодействия с аудиторией; - Организация совместной деятельности в коллегами (работа в команде, в коллективе); - Владение способами конструктивного разрешения межличностного конфликта (возможные способы – соперничество, сотрудничество, копромисс, избегание, приспособление), конструктивный – сотрудничество.

24 вопрос Понятие о профессионально-личностных деформациях, синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионального-личностной деформации.

Существуют различные способы восприятия и отношения к условиям и требованиям своей профессии, являющиеся результатом личностного преломления воздействия всего комплекса факторов на субъекта профессиональной деятельности. Если в результате этого избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению трудностей, не способствующие дальнейшему развитию человека как профессионала, то происходит накопление психоэмоционального и физического напряжения и развитие негативных изменений в состоянии здоровья и личности.

Одним из характерных следствиий хронического переутомления является «синдром эмоционального выгорания». Этот термин был введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в начале 70-х годов 20 века.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, но, в то же время отрицательно сказывающийся на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [Энциклопедический словарь: психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика. / Под ред. Б. А. Душкова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 462 с.].

Эмоциональное выгорание – механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из сферы профессиональной деятельности и общения (В.В. Бойко)

Сидром сгорания – сложный психофизиологический феномен, который проявляется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительных эмоциональных нагрузок (Р. Кочюнас). Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, в отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще (Кочюнас).

Выгорание является специфическим феноменом, возникающим на фоне интенсивного эмоционального взаимодействия педагога-психолога с другими субъектами образовательного процесса и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе контакты. В формировании эмоционального выгорания участвует комплекс факторов, складывающийся из социальных, профессиональных, организационных условий труда и личностных особенностей человека (Малярчук 2005). Вот некоторые из них:

- монотонность, бессмысленность работы;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценке своего труда;

- строгая регламентация времени работы (особенно при нереальных сроках ее выполнения);

- работа с немотивированным, «трудным» контингентом;

- напряженная обстановка и конфликты в профессиональной среде;

- нехватка условий для самовыражения личности на работе;

- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- нерешенные личностные проблемы;

- внешний локус контроля и профессиональный цинизм (Р. Кочюнас).

По поводу субъективных факторов формирования СЭВ в психологии нет единой точки зрения, зачастую разные авторы называют противоположные качества, которые, по их мнению, увеличивают вероятность СЭВ. В числе наиболее вероятных: чувствительность, эмпатийность, склонность к интроверсии, ориентация на гуманистические жизненные ценности, склонность к идентификации, высокий уровень персональной ответственности (интернальный локус контроля) и др.

Таким образом, в формировании СЭВ «принимают участие объективные и субъективные факторы.

1. Объективные факторы: связанные (неудовлетворительная организация условий труда, большие нагрузки, «трудный контингент» и пр.) и не связные с условиями профессиональной деятельности (плохие материальные, жилищные условия жизни).

2. Субъективно-объективные (недостаток опыта).

3. Субъективные (случайность выбора профессии, неразвитые личностные качества).

25 вопрос Направления, способы и средства коррекции и профилактики синдрома «эмоционального выгорания».

Так как в формировании эмоционального выгорания «участвуют» и объективные, и субъективные факторы, то профилактика и коррекция должны осуществляться, как минимум в двух направлениях:

1. Оптимизация организационных факторов (создание оптимальных условий труда) («зона ответственности» администрации ОУ).

Администрация ОУ должна заниматься оптимизацией организационных факторов: следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации труда, рационально распределять обязанности и ответственность, обеспечивать работников необходимым оборудованием и информацией, создавать условия для профессионального роста, поддерживать благоприятный психологический климат, своевременно поощрять работников и т.д. В случае невозможности снижения вредного воздействия организационных факторов, администрация должна обеспечить психологическую поддержку работникам по вопросам повышения стрессоустойчивости личности.

2. Повышение стрессоустойчивости личности («зона ответственности» педагога-психолога):

- общее укрепление организма и поддержание индивидуального здоровья – регулярное прохождение медосмотров, закаливание, поддержание иммунитета, своевременное лечение острых заболеваний, режим дня, нормальное питание, сон и отдых и т.д.;

- использование методов релаксации и аутогенной тренировки (приемы – дыхательные техники, мышечное расслабление, визуализация);

- переключение в состоянии актуального стресса на физическую активность (Н.Н. Малярчук 2005); а также

- наличие интересов, не связанных с работой (хобби, увлечения);

- сочетание практической деятельности с учебной и научной;

- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов;

- удовлетворяющая социальная жизнь (наличие семьи, друзей) (Р. Кочюнас).

«Сапожник без сапог»: Относительно профилактики и коррекции СЭВ педагогов принято говорить об актуальности организации непрерывного, систематического психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога (что и должен делать педагог-психолог при условии серьезной поддержки администрации ОУ). Сопровождение – это комплексный процесс, направленный на обеспечение условий для оптимальной самореализации в профессиональной деятельности, профилактику и коррекцию профессиональных деструкций, адаптацию в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Сопровождение должно быть направлено на создание индивидуального профессионального «маршрута» для каждого педагога, внутри которого разрешаются функции – полноценная адаптация, содействие в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, профилактика профессиональных деструкций, деформаций и синдрома «эмоционального сгорания», помощь в развитии профессиональной компетентности и в достижении профессионального мастерства (Белоногова 2005).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.