Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов обучения






1. традиционнаяпо источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд

Источник знаний Названия групп методов
Слово (устное и печатное) Словесные: рассказ, лекция, беседа, диспут, работа с книгой и т.д.
Образ Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Практическая деятельность Практические: упражнения, задачи, лабораторные, семинарские работы, практикумы, труд в мастерских и т.д.

“+” простота.

“–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения.

2. Бинарная классификация на основании разделения деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов).

· Информационно-обобщающие и исполнительские.

· Объяснительные и репродуктивные.

· Инструктивно- и продуктивно-практические.

· Объяснительно-побуждающие.

· Побуждающие и поисковые.

“+” внимание к учебной и обучающей деятельности.

“–” нарушение принципа целостности процесса обучения.

3. По дидактической задаче(Б.П. Есипов, М.А. Данилов).

Методы формирования знаний. Методы творческой деятельности.
Методы формирования умений. Методы закрепления знаний.
Методы применения знаний. Методы проверки и оценки ЗУНов.

“+” четкое выделение дидактических задач.

“–” сложность отнесения методов к конкретной группе (выполнение заданий может быть и закреплением и применением).

ЗУН - аббревиатура, образованная из первых букв педагогических понятий «знание», «умение», «навыки». Знание в педагогике – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т. д.). Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения на практике усваиваемых знаний. Навык – автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства (составной элемент умения).

4. По характеру познавательной деятельности учащегося( И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

· Объяснительно-иллюстративные.

· Репродуктивные.

· Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод).

· Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов).

· Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска).

“+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников.

“–” не учитываются многие группы методов.

5. Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов.

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

1. По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические.

2. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному).

3. По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые.

4. По степени управления учебной работой:

· методы работы под руководством учителя;

· методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.