Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы воспитанияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Метод воспитания – это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой. Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности. Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни. Указанные методы воспитания носят факторный характер, обладают силой объективного влияния на подрастающую личность. Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном периоде жизни детей. 4. Роль обучения в развитии личности Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Под обучением следует понимать не процесс " передачи" готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание. Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга. В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.
5. Воспитание личности Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания. А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.). 6. Дидактика: предмет и задачи Дидактика – раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотношении целого и частного. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидаско», что в переводе означает «учить». Дидактика – это теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения. Исторически сложилось так, что термин «дидактика», введенный в научный оборот немецким педагогом В.Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В широкое употребление термин «дидактика» ввел великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика». Я.А.Коменский определял дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему». Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения. Дидактика рассматривает процесс обучения в его неразрывном единстве с воспитанием учащегося. Задачами дидактики являются: · Определение содержания образования и его объема на каждом уровне обучения. · Описание и объяснение процесса обучения. · Разработка теоретических моделей процесса обучения и проверка их на практике. · Разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем и новых технологий обучения. Дедактика отвечает на два основных вопроса:
В процессе обучения и образования учащиеся овладевают системой научных знаний, умений и навыков, обеспечивается развитие качеств воспитанности и способностей школьников. Дидактика тесно связана с отдельными методиками, которые рассматривают своеобразие обучения той или иной дисциплине. Частные методики отличаются от дидактики большей конкретностью. Так, дидактика рассматривает общие вопросы организации учебной работы на уроке, экскурсиях и т.п. Методика преподавания русского языка, к примеру, изучает специфику организации и проведения уроков по чтению, грамоте, чистописанию. Дидактика рассматривает наблюдение как метод наглядного обучения, применяемый на занятиях по всем дисциплинам. В методике преподавания природоведения этот метод конкретизируется раскрытием специфических особенностей наблюдений метеорологических, сезонных, дневных, ночных и.т.д. Кроме общей дидактики, существует большое число частных дидактик, т.е. методики преподавания различных учебных предметов (например, методика преподавания математики, физики и т.д.) – они изучают особенности преподавания конкретных предметов. Дидактика – основа частных методик. В свою очередь, она опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин и обогащается ее данными. 7. Возрастные особенности воспитания и развития ребенка Воспитание — это процесс, всегда ориентированный на определенную возрастную группу. Задачи, средства и методы воспитания должны соответствовать возможностям и особенностям развития ребенка в данном возрасте, только в этом случае воспитание может быть эффективным.
|