Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Методы контроля и самоконтроля в обучении.






1. Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный, фронтальный, взаимный опрос, устный зачет, устный экзамен.

2. Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные работы, письменные зачеты и экзамены, тестирование, машинный (компьютерный) контроль.

3. Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: контрольно-лабораторные работы, лабораторно-практический самоконтроль.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Различают:

1. Мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности.

2. Социальные мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Уровни: широкие социальные мотивы (развитое чувство долга, ответственности, понимание значимости учения); узкие социальные мотивы (связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить награды, признания, одобрение).

3. Познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной).

Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу.

Второй уровен ь характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению.

Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний.

Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

 

20. Особенности развития и воспитания старших школьников

Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

И. С. Кон говорит о том, что «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

 

У старшеклассника отмечается также возникновение качественно нового содержания учебной деятельности.

 

1. Появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения.

2. Основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат.

У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д. И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

По данным социологического исследования B. C. Собкина старшие школьники (жители Москвы конца XX в.) влиты в общественную жизнь страны, они «моделируют все пространство корневых вопросов политической дискуссии и, по сути, все пространство представленных позиций». Политические и ценностные ориентации определяются их социальным положением в обществе, экономическим и образовательным статусом их семей.

 

21. Методы проверки знаний

22. Индивидуальные особенности развития учащихся

23. Педагогические основы воспитания детей в семье

24. Правила общения с ребенком

25. Сущность самовоспитания

26. Факторы развития личности

27. Особенности развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте

28. Социализация личности

29. Критерии оценки знаний

30. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

– приобретение знаний;

– формирование умений и навыков;

– применение знаний;

– творческая деятельность;

– закрепление;

– проверка знаний, умений, навыков.

3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:

– методов преподавания;

– методов учения.

В полинарной классификации методов обучения в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания.

Польский ученый К. Сосницкий считает, что существует два метода учения, а именно искусственное (школьное) и естественное (окказиальное), которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

31. Цели и задачи педагогики

Основная цель педагогики заключается во всемерном развитии цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы. К ним относятся:

– изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе;

– разработка методик педагогического познания;

– создание общей научной картины педагогической действительности, которая будет удовлетворять потребности данного общества, жизни и деятельности членов этого общества;

– проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики;

– развитие педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической сферы в состоянии, которое обеспечит гармоничную жизнь каждого члена общества;

– разработка развернутой многоуровневой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта новому поколению;

– педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан;

– разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени;

– разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения;

– разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп;

– разработка актуальных тем разных видов воспитания, например гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

– предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений;

– разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью;

– разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ;

– подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

 

При решении вышеперечисленных задач достигается главная цель педагогики, при этом реализуются ее основные функции: социальная, научно-развивающая, познавательная, диагностическая, прогностическая, проектно-конструктивная, организационно-методическая, практически-преобразовательная, интегрирующая, профессионально-педагогическая, воспитательно-просветительская, педагогически-организующая.

 

Педагогика – социальная наука, которая имеет социальное предназначение, предназначена для определения потребностей жизни, определяет ее интересы, усилия, организацию. Главная миссия педагогики – преобразующая, прогрессивно-производительная, совершенствование жизни и будущего, а передача опыта от поколения к поколению – всего лишь база для этого.

 

32. Роль активности личности в собственном развитии

Современная гуманистическая педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой самоорганизующейся личности, ее творческо-преобразующей деятельности, направленной на саморазвитие.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям, ее готовности к анализу своих и средовых возможностей, потенциалов, она может формироваться в самых различных направлениях, имеющих для нее личностный смысл. Если педагог в ходе воспитательной деятельности актуализирует внутренний личностный потенциал учащегося, стимулирует его деятельность к самоопределению, самореализации и самоутверждению на основе помощи в раскрытии его потенциальных возможностей и возможностей социума по их реализации, он будет саморазвиваться в направлении своего личностно-смыслового развития, проявляя при этом творческо-преобразующую активность в своем личностном развитии. Это позволяет утверждать, что воспитание играет доминирующую роль в развитии (саморазвитии) личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на мотивацию ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его саморазвитие.

Хотя саморазвитие и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат. persona - личность, facere - делать). Персонификация выполняет следующие функции: обеспечивает конкретизацию воспитания, развития, саморазвития личности исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке; повышает действенность, результативность педагогических воздействий по отношению к отдельной личности; повышает возможности школьника в саморазвитии, позволяет преодолеть формализм в педагогическом процессе. В соответствии с этим все внешние, социализирующие личность, факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию лишь тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой (потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д.) и оказывают на них положительное влияние. В этом заключается глубинная сущность процесса воспитания и его связи с процессами развития и саморазвития личности.

Выступая в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию. В педагогическом процессе первостепенное значение имеет не только знание воспитателем возраста и личных особенностей детей, но и личных черт и возможностей воспитанников. Персонификация понимается как опора на личностные свойства (направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся жизненные установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении и т.д.).

Принцип персонификации в воспитании требует, чтобы воспитатель:

− систематически выявлял и учитывал в своей профессиональной деятельности особенности характера, вкусы, привычки, способности, образ мышления, мотивы, жизненные планы, установки, направленность каждой личности, специфику ее поведенческих проявлений, систему ее отношений к окружающей действительности, самому себе, труду, учебе;

− умел пользоваться диагностическими методиками для выявления личностных свойств и качеств воспитуемых;

− привлекал детей к разнообразным видам посильной и по мере усложняющейся деятельности, обеспечивающей прогрессивное формирование запроектированного образа личности;

− своевременно выявлял и минимизировал предпосылки, которые могут помешать достижению цели, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новейших сложившихся условий и событий;

− во всех видах организуемой деятельности стимулировал активность личности в саморазвитии, развивал их самостоятельность, самодеятельность и инициативу воспитанников; не столько управлял, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность;

− сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, способов, форм самовоспитания.

Комплексная реализация этих требований позволяет обеспечить оптимальность педагогического процесса на основе возрастного и личностно-ориентированного подходов, так как опирается на закономерности педагогического процесса.

 

33. Понятие «саморазвитие личности»

34. Особенности развития и воспитания ребенка в раннем детстве

Исследователи, изучавшие ребенка раннего возраста (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигурина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Ребенок быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы. Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже. Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития.
Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов.
Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь.
Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.
В раннем возрасте развиваются другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.
Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры.
В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру.

Задачи и содержание образовательной работы с детьми раннего возраста

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Основные задачи:

1. Охрана и укрепление психофизического здоровья, формирование компетенций, необходимых для жизни;

2. Создание благоприятных условий для протекания сензитивного периода сенсомоторного и речевого развития ребенка;

3. Воспитание положительного отношения и базового чувства доверия к людям (первичные основы морали), культивирование положительных нравственных чувств детей;

4. Эмоциональное развитие;

5. Активизация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.

Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо­таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

- соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз­ных видов деятельности; - правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

- проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

- создание условий для активной и разнообразной самостоя­тельной деятельности детей.

Классификация игр:

Игра – свободная, самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным, творческим характером и высокой эмоциональной насыщенностью. В игре прослеживается два вида отношений между детьми: – игровые отношения, которые определяются содержанием, правилами игры; – реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). Они являются основой организации детского общества, что в свою очередь делает игру формой организации их жизни.

В педагогической науке игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольников (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин). Ведущий вид деятельности определяет главные изменения в психике ребенка и готовит переход его на новую ступень развития. В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания дошкольников. Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра служит важнейшим средством воспитания и развития. Но это происходит лишь при включении игры в организуемый и управляемый педагогический процесс.

В игре педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует игру в целях умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем. Чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия. Однако игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством взрослых овладевают новыми знаниями.

Однако не всякая игра имеет положительное значение. Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, полезного обществу.

При правильном, тактичном взаимодействии с детьми игра способствует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению интересов, развитию речи.

Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме.

Классификации детских игр (Новоселова):

1. Творч. игры.

а) Сюжетно-ролевые игры;

б) Театрализованные игры;

в) строительно-конструктивные игры.

2. Игры с правилами а) дидактические; б) подвижные

По типу организации:

Групповые, подгрупповые, индивидуальные.

С учетом места организации:

Игры на воздухе, игры в помещении.

С учетом времени проведения:

Игры в 1-ю половину дня, игры во 2-ю половину дня.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

 

35. Внешние и внутренние факторы развития личности

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.