Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спряжение глагола.






Спряжение – это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям и в прошедшем времени и сослагательном наклонении по родам.

Но само понятие «спряжение» не имеет единого толкования. Оно может пониматься, как изменение глагола: - по лицам, числам, временам.

- по лицам, числам, наклонениям

- по всем категориям.

Для обозначения совокупности всех форм чаще используется понятие парадигма, которая может быть суженой и комплексной.

В зависимости от системы окончаний в личных формах единственного и множественного числа, настоящего и будущего простого времени все глаголы разделяются на два спряжения: I и II.

К I спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания единственного числа:

1 лицо – у//ю

2 лицо – ешь

3 лицо – ет

Множественного числа:

1лицо – ем

2 лицо – ете

3 лицо – ут//ют

Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания единственного числа:

1 лицо – у//ю

2 лицо – ишь

3лицо – ит

Множественного числа:

1 лицо – им

2 лицо – ите

3 лицо – ат//ят

Выделяется группа глаголов с особенностями в спряжении. Это разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить. Эти глаголы образуют личные формы по I и II спряжению:

ПР: бежать, чтить – образуют личные формы по II спряжению, кроме формы 3 лица мн. числа.

Хотеть – в ед.ч. – по I спряжению,

Во мн.ч. – по II спряжению.

Глаголы: есть, надоесть, дать, создать – сохраняют пережиточные формы древнерусского атематического спряжения. Они иногда выделяются в особое архаическое спряжение.

ПР: Ем дам

Ешь дашь

Ест даст

Едим дадим

Едите дадите

Едят дадут

Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов:

1. Поставить глагол в Inf.

2. Это глагол на –ить?

/ \

Да Нет

Глагол 3. Входит ли в число 11 глаголов-исключений?

II спряжения (гнать, дышать, держать, слышать; видеть,

Кроме: брить, стелить, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть,

Зыбиться, зиждиться. Зависеть, терпеть)

/ \

Да Нет

Глагол II спряжения Глагол I спряжения

Однако некоторые глаголы не имеют полной парадигмы личных форм. Образованию и употреблению тех или иных форм могут препятствовать:

1. Лексическое значение, несовместимое со значением форм 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа;

2. Неблагозвучие форм;

3. Омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.

Это «недостаточные» глаголы.

1) ПР: глаголы: телиться, нестись, кипеть, сквозить, гаснуть, мерцать. ржаветь… несовместимо со значением 1-го и 2-го лица (кроме употребления в переносном значении)

ПР: глаголы: толпиться, сползтись, сбежаться, разбежаться… о действиях нескольких лиц, но не одного.

2) ПР: неблагозвучные формы образуют глаголы II спряжения с основой на –т, д, з, с: победить, шелестеть, колесить, грезить, гвоздить, убедить, чудить, ощутить…

3) ПР: глаголы: дерзить, бузить, лишить имеют омонимичные формы (держу – держать, бужу – будить, лишу – лишить).

Помимо этого существуют глаголы, которые могут образовывать два варианта одной формы. Это «изобилующие» глаголы:

ПР: мяукать, брызгать, капать (мяукает – мяучет, брызгает – брызжет, капает – каплет).

Более предпочтительными являются формы с чередованием согласных. Однако в некоторых случаях необходимо учитывать семантику и особенности употребления:

ПР: Двигает (мебель), движет (порыв, чувство), брызгает (белье, когда гладят), брызжет (вода из шланга), метает (целенаправленное действие), мечет (разнонаправленное, хаотическое), капает (повсеместно), каплет (падает по капле).

 

Задания

1. Определите спряжение глаголов: затеять, гнать, стоять, клеить, слышать, брить, сидеть, хотеть, зиждиться, бежать, вертеть, бороться, выглядеть, строить.

 

2. Укажите синтаксическую роль инфинитива в следующих предложениях.

Родить – трудно, научить человека добру еще труднее. Долохов поднял пистолет и стал целиться. Я долго упрашивал его выступить в новогоднем концерте. Больше всего на свете он хочет работать. Охота странствовать напала на него. Соседи ездили к нему поесть, попить и поиграть в бостон. Они договорились встретиться назавтра. Но полно рассуждать – боюсь тебе наскучить.

3. Распределите глаголы в 3 группы: 1) имеющие видовые пары, 2) не имеющие видовых пар, 3) двувидовые. Для первой группы подберите пары.

Вывозить, убить, обследовать, лежать, очутиться, ранить, велеть, запить, молвить, ринуться, лететь, подпевать, вскрикивать, будить, миновать, грохнуть.

4. Определите, к какому залогу принадлежат глаголы (по трехзалоговой системе): забыть, отмерить, белеть, синить, клясться, обратиться, мазаться, читаться, стучать, дремать, воротиться, краситься, гнаться, делаться, согреться, мириться, сказать.

 

5. Определите наклонение глагола в следующих предложениях.

Горит алмазами пшеница, ковер душистый стелет гречь. Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, нравится тебе эта лошадь». А ты не обижайся, Емельян, – сказал он, проходя мимо него. Ему хочется пыль в глаза пустить, а я сиди и работай. Щепотки волосков лиса не пожалей, – остался б хвост у ней. Пускай они оставят Годунова, своих князей у них довольно, пусть себе в цари другого изберут. Боюсь, брусничная вода мне не наделала б вреда. Добряга, чего ни попроси – даст.

6. Определите временные значения глаголов в следующих примерах.

Дед с матерью шли впереди всех. В мирное время летчики живали здесь с женами, порой и целыми семьями. Пусть сильнее грянет буря! Ура, мы ломим, гнутся шведы. Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять. Гора с горой не сойдется, а человек с человеком встретится. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Эй, лови его, лови, да дави его, дави! Вертит очками так и сяк: то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет – очки не действуют никак. Ночь все томлюсь, не могу я уснуть. Ел бы сам, да деньги нужны! Вот сыростью холодною с востока понесло.

 

7. Сделайте морфологический разбор глаголов в следующих примерах.

С печали только сохнут. Он всегда затевает опасные игры. Осенний день потух. Ты взойди, моя заря! Дети невежливого слова не услышат.

 

Литература

1. Клобуков Е.В. Морфология // Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

2. Милославский И.Г. Морфология // Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник. (Любое издание)

3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М. (Любое издание).

4. Морфология // Русский язык. Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Дрофа, 2014.

5. Морфология // Русский язык. Под ред. Л.Ю. Максимова. – М. (Любое издание).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.