Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходные – непереходные глаголы.






По словам В.В.Виноградова, «вопрос о переходных и непереходных значениях глаголов, или вопрос о переходных и непереходных глаголах, исторически связан с категорией залога.

Однако в современном языке классификация глаголов по их синтаксическим свойствам, по особенностям их переходных и непереходных значений выходит далеко за пределы залога…»

Итак, переходность-непереходность – это грамматический признак глаголов, заключающийся в возможности подчинения глаголам сильноуправляемой субстантивной беспредложной формы винительного падежа (а в некоторых случаях – родительного падежа) с объектным значением.

Можно дать и более широкое понимание переходности-непереходности. Это языковая категория, отражающая в широком понимании характер синтаксических свойств глагола в предложении с точки зрения наличия/отсутствия у него прямого дополнения.

ПР: Мать читает книгу. (перех.)

Мать стоит у окна. (неперех.)

Послы подписали договор. (перех.)

Послы договорились о встрече. (неперех.)

Действие, обозначаемое глаголом «читать/ подписать» предполагает наличие того или иного объекта и не мыслится без него.

Действие, обозначаемое глаголом «стоять/ договориться» не предполагает наличие объекта, не направлено на объект.

Значение переходных глаголов может быть связано с обозначением:

- созидания;

- разрушения;

- уничтожения;

- изменения;

- воздействия.

Непереходные глаголы могут обозначать:

- становление признака;

- перемещение;

- положение в пространстве;

- звучание;

- состояние.

Переходность/непереходность внешне выражается в наличии или отсутствии прямого дополнения (то есть выражается синтаксически).

Прямой объект при переходных глаголах может выражаться:

1. Винительным падежом без предлога:

ПР: поднять доску, взять книгу, написать поэму, сшить платье, купить куклу.

2. Реже: родительным падежом с количественным значением (часть/целое):

ПР: принести воды, съесть хлеба, выпить чаю.

3. Родительным падежом при отрицании:

ПР: не нашёл книги, не читал романов, не ел блинов, не пел песен.

4. Если в предложении отсутствует зависимое слово в винительном падеже без предлога, но оно легко восстановимо из контекста:

ПР: Ты сейчас читала книгу? – Принеси! (легко восстановить – кого?, что?)

5. Независимым Inf., который легко трансформировать в форму винительного или родительного падежа прямого объекта:

ПР: Требовали работать (работы).

6. Придаточным предложением, которое относится к глаголу в главном предложении:

ПР: Она писала, что живёт легко и привольно.

7. Устойчивым сочетанием или устойчивыми формами, которые легко заменить на винительный/родительный падеж прямого объекта:

ПР: Выпьем по рюмашке – и вперёд!

Таким образом, грамматический разряд переходных глаголов состоит из глаголов с признаками переходности. Этим глаголам противопоставлен лексико-грамматический разряд непереходных глаголов – они не имеют свойств переходности. К ним же примыкает группа так называемых косвенно-переходных глаголов. Косвенно-переходные глаголы могут управлять дательным, творительным, предложным падежами с предлогом или без предлога. Они обозначают отношение действия к объекту, но не выражают переход действия на объект.

ПР: гордится другом

Думать о матери

Помогать брату

Нуждаться в помощи

Относиться к делу

Также следует учитывать, что винительный падеж может выступать в обстоятельственном значении. Поэтому от конструкций с винительным падежом прямого объекта следует отличать конструкции с винительным падежом обстоятельственным.

ПР: лежать целый час, проспать сутки, стоить пять рублей.

При определении переходности/непереходности следует учитывать, в каком значении употреблён глагол в предложении. Одни и те же глаголы в разных значениях могут характеризоваться то переходностью, то непереходностью, то есть признак переходности/непереходности хоть и проявляется синтаксически, но напрямую связан с лексическим значением глагола.

ПР: Играть роль, играть пьесу – переходн.

Играть с ребёнком, играть в лото – непереходн.

Замолчать на уроке – непереходн.

Замолчать факты – переходн. (развивается в последние годы).

Следует также отметить, что у глаголов, которые теряют свою самостоятельность в глагольно-именных выражениях может наблюдаться псевдопереходность: осуществлять уборку, принять решение (по сути дела, это глаголы-компенсаторы, их легко можно заменить обычными непереходными глаголами: убирать, решить).

4.Возвратные – невозвратные глаголы. Лексико-грамматический разряд непереходных глаголов напрямую связан с признаком возвратности.

Возвратные глаголы можно определить как непереходные глаголы, содержащие незалоговый постфикс –ся. Все возвратные глаголы непереходные. Непереходные глаголы с возвратным постфиксом –ся, т.е. возвратные глаголы, весьма разнородны в плане структуры и значения. Отметим важнейшие их типы:

1. Возвратные глаголы, образованные от переходных:

ПР: остановиться, беспокоиться, сердиться, умываться;

2. Возвратные глаголы, образованные от непереходных:

ПР: стучаться, грозиться, белеться, чернеться;

3. Возвратные глаголы, образованные одновременным присоединением приставки и постфикса –ся:

ПР: разъехаться, выспаться, нагуляться, вдуматься;

4. Возвратные глаголы, не употребляющиеся без –ся:

ПР: надеяться, бояться, гордиться, очнуться.

Анализируя возвратные глаголы, необходимо определить, является ли –ся словообразующим. Сложности возникают в тех случаях, когда –ся выражает залоговые значения (значения страдательного залога):

ПР: Дом строится рабочими.

В этом случае постфикс –ся – это формообразующий постфикс.

Или –ся может выражать значение безличности:

ПР: хотелось, хочется…

Тогда постфикс –ся тоже формообразующий, выражает значение безличности.

И только если с помощью прибавления –ся меняется лексическое значение глагола, то есть образуется новое слово (со значением возвратности), только в этом случае постфикс –ся имеет словообразовательное значение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.