Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как пользоваться альбомом






Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Представленная система апробировалась, формировалась и уточнялась автором в тече­ние примерно 20 лет. Особенности ее в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не вла­деют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня пред­метов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АЛЬБОМОМ

Логопедический альбом — приложение к комплекту пособий Т.А.Ткаченко «Учим гово­рить правильно», в котором изложен годовой тематический план всех подгрупповых лого­педических занятий (116 тем). В плане предусмотрено 15 занятий по развитию связной речи. Однако для того, чтобы логопед могучесть особенности восприятия и индивидуаль­ной динамики детей, а в случае необходимости — продлить занятия какого-то этапа, в аль­боме дано 21 занятие.

Родителям нет необходимости постоянно носить альбом в детский сад, так как дополни­тельные записи логопеда не понадобятся. Логопед лишь сообщает родителям или воспи­тателям название рассказа, проработанного в группе, а также номера упражнений, кото­рые им необходимо выполнить с детьми.



Не все упражнения имеют основной целью развитие связной речи как таковой. Часть упражнений направлена на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, дру­гая — на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта рабо­та непосредственно и не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развернутого, грамотно­го в языковом отношении высказывания.

Большая часть упражнений, естественно, посвящена непосредственно формированию связного, логичного, последовательного смыслового высказывания, то есть связной речи.

После выполнения упражнений на каждом занятии проводится воспроизведение рас­сказа целиком либо его составление.

Очень важно то, как взрослый читает рассказ-образец и слушает рассказы ребенка. Мно­голетний опыт убеждает: каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался рассказ взрослому, читать его нужно выразительно, как можно более артистично. А слу­шать рассказ ребенка всегда необходимо с большим вниманием, заинтересованностью и, не побоимся этого слова, восторженно. Только такому слушателю хочется рассказывать, только ему ребенок продемонстрирует все лучшее, на что способен; появляются скрытые резервы, удивительные возможности детской компенсаторики.

Уважаемые педагоги! Дорогие родители! Обучение ребенка, в том числе и связной речи, -— это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Успехов вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. ТКАЧЕН КО


ЗАНЯТИЕ № 1

Тема ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА,

СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ

Цели, Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 3—4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.

Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который ра­зыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девоч­ки, сидя на стульях.

РАССКАЗ «ИГРА»

Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы.

Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Ответ дается полным предложением.

Кто вошёл в группу? — Куда вошли дети? — Что взял Миша? — Кого взяла Катя? — Что катал Миша? — Кого причёсывала Катя?

В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к это­му рассказу или нет.

Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.

Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.

У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.

Миша любит машинки.

И т.п.

2. Установление порядка предложений в рассказе

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое пред­ложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

Катя взяла куклу. — Катя вошла в группу. Катя причёсывала куклу. — Катя взяла куклу. Миша взял машинку. — Миша катал машинку. Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.

3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности

Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже:

причёсывала — вошли взял — катал играли — вошли причёсывала — взяла

4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки

Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.

--------------------------------------------------------------------------------------------------- 5


ЗАНЯТИЕ № 2

Тема ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.