Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В рамках группы вторичной А общается с Б и лишь через него с В, Г и так далее, хотя непосредственного взаимодействия со всеми, кроме Б, может и не иметь. 5 страница






 

Воспринимая действия и поступки друг друга, люди стремятся познать внутреннее мотивы, которые руководят поведением человека. Однако, при этом они неизбежно сталкиваются с психологическими трудностями, которые, с одной стороны, являются следствием сложности познаваемой личности, а, с другой, - вызваны ограниченностью познавательных возможностей тех, кто оказывается в роли субъекта познания других. В результате человек, оценивая других, допускает различные ошибки, которые в социальной психологии принято называть «эффектами» межличностного восприятия. Речь идет об «эффектах», возникающих при восприятии людьми друг друга: эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект «ореола» («гало-эффект»), эффект новизны и первичности. К ошибкам восприятия также относят явление стереотипизации, которое уже было описано нами.

 

Эффект проекции - свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей демократического типа. Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

 

Эффект логической ошибки состоит в ложном представлении о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, агрессии и энергии, доброты и эмпатии).

 

Эффект " ореола" - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете - положительном или отрицательном. Сущность " эффекта ореола" заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль " ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

 

В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

 

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты " первичности" и " новизны" - тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый). Таким образом, оба эффекта касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

 

Эффект снисходительности заключается в тенденции оценивать других (а также себя) высоко по шкале положительных характеристик и низко по отрицательным.

 

Для более объективного восприятия партнера по общению надо стараться преодолевать тенденции, описанные данными феноменами.

5. Основные компоненты межличностного восприятия

 

Межличностное восприятие это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предметов – в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия (эффект недавности; эффект ореола).

 

Важная особенность восприятия межличностного – не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Исследование роли деятельности совместной в восприятии межличностном – одна из центральных теоретических проблем в этой области психологии социальной. Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие:

 

1) идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия – понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального отожествления с его переживаниями;

4) стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр.

 

Предпринимаются попытки вычленить более универсальные механизмы восприятия межличностного, кои обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор и ограничение информации, что является необходимым условием любого процесса перцептивного. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория диссонанса когнитивного, теория личности имплицитная; но ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (атрибуция каузальная).

 

В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

 

Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:

 

·познание себя

 

·познание партнера по общению

 

·организация совместной деятельности

 

·установление эмоциональных отношений

 

Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя:

 

·субъект межличностного восприятия,

 

·объект межличностного восприятия,

 

·сам процесс межличностного восприятия.

 

В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

 

Содержание межличностного восприятия.

 

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

 

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общин характеристики.

 

· Особенности социальной перцепции в ученической группе.

 

1.1Понятие о социальной перцепции

 

 

В психологии принято различать социальное восприятие (восприятие людьми самих себя, других людей, групп, социальных общностей и т.д.) и объектное восприятие. Восприятие людьми друг друга получило название социальной перцепции (или социальной когниции, или социального информационного процесса) [2; 5].

 

В начале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d'autrui», что означает не столько «восприятие другого», сколько «познание другого»». В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [2; 3; 5; 10].

 

Более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия [5; 10].

 

Таким образом, под социальной перцепцией понимается восприятие субъектом другого человека (или социальной группы), его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

 

 

1.2 Механизмы и эффекты социальной перцепции

 

 

В истории социальной психологии выдвигалось немало психологических концептов, призванных объяснить специфику социального восприятия, раскрыть его содержательные, структурные и динамические характеристики. Среди тех, которые стали более или менее общепризнанными, можно назвать концепты, характеризующие такие механизмы, как идентификация, децентрация, эмпатия, социальная рефлексия, каузальная атрибуция, аттаракция, внутригрупповой фаворитизм, стереотипизация и др. Хотя в содержательной интерпретации функций и значения каждого из этих механизмов нет полного единства, большинство исследователей согласны в самом их определении [2; 3; 5].

 

Под идентификацией понимается процесс уподобления себя другому, процесс отождествления себя с другим.

 

С механизмом децентрации - близким, но не тождественным механизму идентификации - связывается способность человека принять точку зрения другого, отойти от собственной эгоцентрической позиции.

 

Под эмпатией - процесс эмоционального проникновения во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания, стремления.

 

Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией

 

Под каузальной атрибуцией - механизмом, привлекающем особое внимание исследователей в последнее время, - понимается процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека, причинная интарпритация социальных событий и т.п.

 

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной референтной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой.

 

Физиогномическая редукция - выведение внутренних характеристик человека исходя из его внешнего облика. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода «ключи» для восприятия внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретации его как личности. Но эти «ключи» эффективны только в том случае, если они «прилагаются» к представителям той же самой культуры [3; 5; 10; 16].

 

Стереотипизация - упрощение представлений о каком-либо объекте, связанное с обобщением.

 

Несмотря на то, что восприятие - это активный процесс, зависящий от психологических и физиологических характеристик воспринимающего субъекта, в свете выше сказанного нельзя говорить о полной непредсказуемости результата этого процесса. В социальной психологии известен ряд феноменов, которые могут оказывать существенное влияние на процесс социальной перцепции и которые получили название перцептивных ошибок или эффектов. К подобного рода ошибкам относится " гало-эффект", или " эффект ореола", это распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нём на восприятие его поступков и личностных качеств. " Гало-эффект" может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности. [3; 15; 16].

 

Таким образом, социальная перцепция имеет определенные механизмы реализации, а также может порождать различные эффекты.

 

 

1.3 Общее понятие о старости: старость как социальная проблема

 

 

Старость - это закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития (онтогенеза).

 

Старение - разрушительный закономерный (необратимый) процесс возрастных изменений организма, ведущий к снижению его адаптационных возможностей, увеличению вероятности смерти [1; 6].

 

Применительно к старению добавим, что, как отмечают физиологи, оно развивается гетерохронно (с различной скоростью в разных клетках, тканях и органах) и гетеротопно (неодинаковы качественные изменения в разных структурах). Так, на организменном уровне наблюдается ослабление функции основных физиологических систем организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др.), снижение нервного контроля над их деятельностью и т.д. [1; 6; 7; 8].

 

В процессе старения можно выделить две большие стороны: физиологическую и социально-психологическую. Последняя выражает изменение личности стареющего человека, его социально-психологических качеств. Именно она нас будет интересовать. Поскольку в этом случае старение рассматривается как процесс социально-психологического плана, то и старость нужно понимать как особое социально-психологическое явление. Прежде чем подробнее затрагивать вопрос личности стареющего человека, необходимо, в общем, коснуться возрастных социально-психологических изменений в старости.

 

Точнее речь пойдет о проблеме соотношения возрастных социально-психологических изменений старого человека и действия фактора психических заболеваний [7; 8]. В геронтологии принято выделять три вида старения: естественное (нормальное), замедленное, преждевременное (патологическое) [18]. Нам видится, что по аналогии с этими видами физиологического старения, гипотетически можно различать (конечно, с некоторыми оговорками) и социально-психологическое старение. К первому виду социально-психологического старения относятся естественные возрастные социально-психологические изменения стареющего человека соответствующие средним адаптивным ресурсам популяции и того общества, членом которого он является. При этом виде старения в действие приходят компенсаторные, приспособительные механизмы, которые способствуют сохранению структуры личности [18]. Ко второму - замедленные возрастные социально-психологические изменения (имеются в виду инволюционные, негативные) в отличие от данного общества. К третьему виду относится преждевременное социально-психологическое старение, характеризующееся ранней социально-психологической дезадаптацией человека. При данном виде социально-психологического старения не происходит активации компенсаторных механизмов личности, что ведет к патологическим нарушениям ее структуры (дезинтеграции) и как следствие резкому усилению действия фактора психических заболеваний [7; 18]. Это не означает, что психические болезни не могут появиться при других видах старения, но, как правило, психическим заболеваниям предшествуют различные стрессовые ситуации, длительная социально-психологическая дезадаптация, что имеет место в последнем случае [18]. Приведенное разграничение видов психологического старения личности позволяет нам выделить ту область явлений, которая нас интересует, а именно - область возрастных социально-психологических изменений стареющего человека, возможности предупреждения ранней длительной социально-психологической дезадаптации как фактора способствующего появлению различных психических расстройств и болезней.

 

При анализе вопроса социально-психологической адаптации человека к старости нами будут рассмотрены следующие его компоненты: отношение человека к факту собственного старения; отношение окружающих к старым людям, обусловленное социокультурной обстановкой в обществе; типы психологического старения человека; механизмы личности в позднем возрасте [11; 18].

 

Что касается отношения человека к собственному старению, нужно отметить: уже простое явление старения (его морфофизиологический аспект) становится для пожилого человека источником психической травмы. Также подчеркнем, что старение - процесс чрезвычайно сложный; различные составляющие человека - физическая индивидуальность, организм, психика в целом, личность - стареют неодинаково и по-разному; а отражение этого процесса (осознание) сложно и интегративно [18].

 

В связи с этим исследователями выделяются шесть типов отношения человека к факту собственного старения:

нормальное, т.е. соответствующее состоянию субъекта или тому, что ему сообщают о старости (но, как правило, переживания у человека все-таки существуют, только имеют внутренний характер);

пренебрежительное отношение, «необоснованный оптимизм» (но есть обусловленная общей слабостью потребность в безопасности, скрытый страх за свое здоровье и жизнь);

отрицающее, человек не обращает внимания на старение (существует «гиперкомпенсированное» подчеркивание своих возможностей и чрезмерной активности, которое имеет цель сохранить прежний статус в жизни);

геронтофобное (объявление себя беспомощным человеком (один из способов частично удовлетворить потребности в признании, эмоциональном контакте и т.п.), жизненные цели и социальные интересы переводятся на второй план);

трагическое (старость - не жизнь (механизм защиты, отрицания));

геронтофильное (приятные чувства от старения, возможность пожить для себя) [7; 18].

 

Следует отметить, что отношение человека к своему старению во многом определяется социокультурной обстановкой в обществе и отношением окружающих людей к старости. Дело в том, что данный культурный фактор так значителен, что даже, выделенное нами, личное отношение человека к старению через изменение своего внешнего вида во многом определяется социальной средой. Схема следующая: в обществе, в котором живет стареющий человек, существуют определенные негативные стереотипы старости, определенное отношение общества к ней, восхваление молодости, ее эталонов красоты и т.д. Старый человек постепенно начинает интериоризировать негативные стереотипы старости, и формировать уже на основе этого «свое» отношение к собственному старению. Отсюда появляется отрицательное отношение к своей внешности, а как следствие снижение самооценки, чувство неуверенности в себе, чувство потери контроля над своей жизнью, страх своим поведением подтвердить отрицательные шаблоны. Все это, конечно, относится не только к внешности стареющего человека, но и ко всем другим его характеристикам (интеллектуальным, личностным и др.) [7; 18]. Естественно, что все общества разные, и, следовательно, «не существует единого старческого самосознания» [18, с. 221]. Некоторые исследователи утверждают, что «человек сам, без посторонней помощи, обычно не замечает своего постарения, для себя он тот же самый» [18, с. 221]. Также подчеркнем, - различные возрастные группы по-разному оценивают старость [18]. Отсюда и зависимость старения конкретного человека от демографической ситуации данного общества в целом. В общем, отношение человека к собственному старению зависит как от социального влияния, так и от самой личности, от ее устойчивости к давлению социума [7]. Есть старые люди, которые не принимают стереотипы и живут по своим меркам, являясь «субъектами своей жизни» [7]; а есть, которые, как уже отмечалось выше, интериоризуют их со всеми вытекающими из этого последствиями [7; 18]. Таким образом, можно утверждать, что существует проблема взаимозависимости и противостояния социального и индивидуального в человеке, связанная с отношением к старости и старению. От того, в какой мере будут определять эти два фактора процесс личностного старения, зависит и его тип, и процесс активации механизмов личности в позднем возрасте [18].

 

О социальных аспектах старости и старения можно говорить с того момента, когда мы начинаем анализировать старость с точки зрения места пожилого человека в обществе, его социальной значимости, особенностей взаимоотношений пожилого человека с представителями других возрастных групп. В данном плане полезно заметить, что существует объективная картина старости, которую мы привели выше, а также ее субъективная репрезентация у людей. При этом данная субъективная репрезентация имеет место быть у каждого человека и не обязательно пожилого человека. Здесь мы подходим к таким явлениям как отношение к старости в обществе, стереотипы старости, эджизм и т.д. В нашем исследовании нас, прежде всего, интересует проблема возрастных особенностей представлений о старости, а точнее - проблема представлений о старости различных возрастных групп. В этом плане полезно непосредственно обратиться к анализу особенностей образа старости в обществе.

 

 

Этноцентризм как защита студенческой группы от инкультурного влияния

Фоминова Галина Валерьевна,

аспирантка кафедры психологии Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, г. Луганск, Украина.

Данная статья посвящена рассмотрению этноцентризма как проявления механизма социально-психологической защиты студенческой группы (с учётом этнического фактора) от инкультурного влияния в условиях полиэтнической среды высшего учебного заведения. Данное положение основывается на теории социальной идентичности, предложенной Г.Тэджфелом и научном подходе Н.М. Лебедевой к пониманию межэтнической неприязни. Выявлено, что феномен ингрупповой этнической идентификации неизбежно приводит к проявлению этноцентризма в отношениях между студентами как представителями различных национальностей, предполагая «автоматическую» актуализацию этноцентрических тенденций в их сознании и поведении.

 

Освещены так же противоположные взгляды на данную проблему, свидетельствующие о позитивном векторе развития межэтнических отношений. В статье показано, что подобное развитие отношений встречается крайне редко.

 

Выявлено, что феномен этноцентризма от представлений обыденного этнического сознания каждого студента в отдельности, может проявляться в различных формах и на разных уровнях социального взаимодействия (от личностного вплоть до группового). Данный феномен возникает в процессе межэтнического взаимодействия и особенно актуализируется в полиэтнической среде, в которой отсутствие межэтнический контактов невозможно.

 

Ключевые слова: аутгрупповая дискриминация, ингрупповой фаворитизм, межэтническая дезадаптация, межэтническое взаимодействие, полиэтническая студенческая среда, социальная идентичность, социально-психологическая защита, суггестия - контрсуггестия, этноцентризм.

 

Постановка проблемы

 

В современном мире, в условиях обострения межкультурного противостояния (как в Украине, так и за рубежом), возрастает интерес и потребность в научном изучении закономерностей, как возникновения, так и протекания межэтнических конфликтов. Духовная атмосфера нашего времени полностью пропитана обострением самосознания наций, нетерпимым отношением к мельчайшим нарушениям национального равноправия. Конфликты, вызванные этническими различиями, не зарождаются внезапно, а зреют в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Мы полагаем, этническая неприязнь, проявляющаяся в межличностных, межгрупповых, межэтнических и межконфессиональных противоречиях, приводящая к конфликтам в сфере высшего образования, неизбежна.

 

Мы говорим о так называемой трансформации привычной монокультурной среды в поликультурную. Это происходит ввиду наличия большого количества иностранных студентов, учащихся в украинских высших учебных заведениях, и поэтому мы предполагаем, что можно считать образовательную среду высших учебных заведений конфликтогенной зоной. Одной из наиболее важных причин подобного этнического негативизма, является, как правило, не учитывание иностранными гражданами (студентами) социокультурных особенностей коренного населения, чем они и провоцируют негативное отношение местных жителей (в том числе и украинских студентов) к себе. Необходимо обратить внимание на то, что в реальной жизни сугубо межэтнических причин конфликтов фактически не существует, а проявление этноцентризма (этнического негативизма, неприязни) как следствия этнической самоидентификации и солидарности, является лишь способом защиты группы своих интересов, ценностей, целей и т.д.

 

Анализ публикаций. Проблемой изучения этнопсихологических защит занимались такие учёные как Ю. В Бромлей, А. А Налчаджян [6; 7] D.L. Horowitz, H. Tajfel, внутривидовой и межвидовой агрессией, межэтнической неприязнью − Р. Бэрон и Д. Ричардсон, К. Лоренц, С. Dane, К.F. Deaux, L.S. Wrightsman.

 

Вопросы ингрупповой – аутгрупповой дифференциации, этноцентризма, межэтнических конфликтов изучались B.C. Агеевым [1], И.Б. Андрущаком, Г.Г. Дилигенским, А.Г. Здравомысловой, И.С. Коном, Н.М. Лебедевой [5], Б.Ф. Поршневым [8; 9], О. Потебнёй, Л.Г. Почебут, Г. Теджфелом [17], Т.Г. Солдатовой, У.А. Сосниной, Т.Г. Стефаненко [11], В. Струниной.

 

Невозможно не отметить огромный вклад в изучение проблемы расизма, этноцентризма, этнических конфликтов, внесенный Теодором Адорно [12]. Этнический негативизм в студенческой среде рассмотрен в работах О.Е. Хухлаева, Л. Янга. Этноцентризм как защитный механизм рассматривался в работах А.А. Налчаджяна, Н.М. Лебедевой, Г. Теджфела.

 

 

Цель статьи: рассмотреть проявления этноцентризма во взаимоотношениях студентов в полиэтнической среде университета как механизма социально-психологической защиты группы от инкультурного влияния.

 

Изложение основного материала исследования

 

Этноцентризм, являясь сложной системой представлений, оценок и чувств, представляет собой сильный и эффективный защитный комплекс. Благодаря данному феномену даже при активном межкультурном (межэтническом) взаимодействии этнические группы долгое время могут оставаться психологически четко разграниченными (А.А. Налчаджян, 2000) [6].

 

Данный феномен понимается как действие защитных социально-перцептивных механизмов, которые действуют автономно в межэтнических отношениях и в межэтническом сравнении способствуют укреплению позитивной идентичности у членов ингрупп. Теория социальной идентичности говорит о двух составляющих данного феномена, таких как: 1) перцептивная тенденция к преувеличению и фиксации членами этнических групп ин -аут групповых отличий, 2) оценочное разделение между своей и чужой группой, то есть, приписывание ингрупповым атрибутам более высокой оценки, чем аутгрупповым. Данную «склонность» межэтнического восприятия, содействующую ингруппе в оценках и поведении, Г. Тэджфел объясняет как потребность индивидов в позитивной самоидентификации (H. Tajfel, 1982) [17]. Известно, что позитивная самооценка индивида в значительной степени зависит от оценки группы, к которой данный индивид принадлежит, поэтому он сам склонен оценивать свою группу как позитивно отличающуюся, не просто непохожую, а лучшую по сравнению с аутгруппой. Изменение группового членства − относительно постоянного свойства, смена одной социальной группы на другую (смена или изменение этнической принадлежности), обычно затруднена или вообще невозможна. Поэтому и «поиск позитивных отличий» своей группы от чужой, стремление благоприятствовать собственной группе в поведении восприятии, согласно Г. Тэджфелу, и является константой межэтнических (межгрупповых) отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.