Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В рамках группы вторичной А общается с Б и лишь через него с В, Г и так далее, хотя непосредственного взаимодействия со всеми, кроме Б, может и не иметь. 4 страница






 

· Особенности группы высокого уровня развития – коллектива.

 

Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

 

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

 

коллективистские отношения определяются через понятия:

1) нравственности,

построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет.

2) ответственности,

члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

 

3) открытости,

способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

 

4) коллективизма,

постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

 

5) контактности,

Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

 

6) организованности,

проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;

 

7) эффективности и информированности.

 

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

 

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

 

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

 

Высшая форма организованной группы — коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).

Коллектив — это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества» (1).

Цели деятельности коллектива, обязательно вынесенные за рамки данной группы, создают отношения ответственной зависимости внутри группы. В этом сущность коллектива, ибо, замкнув цели деятельности внутри себя и оторвавшись от целей общества, он перестает быть коллективом, превращается в существующую лишь для себя корпорацию. Следовательно, коллектив — это всегда группа людей, но не каждая группа. Каждый подлинный коллектив — часть большего, который в свою очередь часть еще большего: звено— часть учебной группы или производственной бригады, а они — часть коллектива училища или предприятия.

Коллективизм — солидарность человека с целями развития общества. Такая общественная солидарность проявляется прежде всего в труде. В ее структуру входят: трудовая и общественная активность, чувство ответственности и долга, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в интересах коллектива и общества в целом.

Главное требование коллектива к отдельной личности, входящей в него, — сознательное подчинение личности целям, сплачивающим данную группу, превращая ее в коллектив. Этот объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе, самоукрепляет его. Но он может осуществляться и сознательно как членами коллектива по отношению друг к другу, так и его лидерами (вожаками) и официальными руководителями. Суть этого закона заключается в том, что коллектив сам проектирует и создает нужные ему личности. Задача воспитателей — содействовать этому процессу, не подменяя коллектив, а опираясь на него (2).

В отличие от неорганизованных групп, где существует паритетность, т. е. равные межличностные отношения членов группы без элементов руководства и подчинения, в любой организованной

 

группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным либо неофициально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему. Когда у группы есть выраженный лидер, она называется авторитарной.

Наиболее крепкой становится группа, фактический лидер которой выбран или назначен руководителем. Но нередко такого совпадения нет — тогда коллектив распадается на отдельные, неоформленные микрогруппы. Общее же психологическое состояние официальной группы (коллектива) в целом в таком случае будет определяться отношениями между ее официальным и неофициальным лидерами. В тех группах, где межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели и мотивам, вынесенным за их рамки, существование микрогрупп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его руководителю.

Основными показателями благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются: терпимость членов коллектива по отношению друг к другу; защищенность личности каждого в коллективе; взаимная доброжелательность; глубокая заинтересованность коллектива в переживаниях каждого его члена; такт, деликатность, чуткость во взаимоотношениях.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

Практическими путями воспитания как формирования высших свойств личности являются: а) общие жизненные условия, в каких находится данная личность и коллектив, в который она включена; б) система воспитывающего обучения, организованная для данного коллектива и включенной в него личности; в) воздействия на личность средств массовых коммуникаций, в наших условиях подконтрольных обществу.

Все виды воздействия на личность осуществляются, как правило, через коллектив, действуют сначала на познавательную сферу личности, постепенно закрепляясь в форме определенного опыта знаний, навыков, умений, привычек. Сочетаясь с отношениями человека к другим людям, к труду и к самому себе, они и формируют его личность. Любое свойство личности приобретает в коллективе своеобразные черты. При коллективном мышлении крепнет целеустремленность каждого члена коллектива в решении возникшей задачи. Каждый член коллектива получает возможность подумать и осветить ее более разносторонне. Совместное решение задачи способствует проявлению более смелой инициативы каждого, вместе с тем усиливается критичность к недостаточно аргументированным решениям. В свою очередь, это способствует развитию у каждого члена коллектива самокритичности, обогащает его знания и опыт, способствует соревнованию, создает положительный эмоциональный тонус. Все это сокращает срок решения возникшей задачи и повышает его объективность. Наконец, решение одной задачи побуждает решать новые задачи, появившиеся в процессе коллективного мышления, что беспрерывно двигает коллектив вперед. О групповой воле речь уже шла (см. с. 45).

Следовательно, включение личности в группу разносторонне изменяет ее особенности, свойственные ей как индивиду, что и есть процесс ее социализации. Он может быть как стихийным, так и более или менее осознанным.

Степень социализации личности определяется степенью осознания ею себя как члена коллектива. Осознание же себя как члена коллектива включает и соответствующее отношение к себе и группе. Степень социализации личности зависит и от степени осознанности ею своей социальной роли. Под социальной ролью личности в социальной психологии принято понимать проявление динамики ее социального статуса, т. е. ее социального положения в социальной среде — в группе и в обществе.

В силу сказанного формирование личности (что является, в конечном счете, основной задачей педагогики и психологии) и формирование коллектива — это двуединый процесс. Вне коллектива воспитать личность невозможно. Однако вполне обеспечивает успешное воспитание личности не каждый коллектив, а лишь дружный и сплоченный.

Для того чтобы учебная группа стала сплоченным коллективом, необходимо: ставить перед учащимися общие для всей группы, трудные, но вполне посильные задачи достичь конкретных показателей в учебной, производственной, спортивной или какой-либо другой общественно-полезной работе; доводить до сознания каждого учащегося важность успешного решения каждой групповой задачи для самой группы, училища и общества; организовать решение группой задачи так, чтобы каждый учащийся имел конкретные обязанности в этой работе и мог показать товарищам свои силы, способности и в целом свою личность с лучшей стороны; организовать совместную работу учащихся, их взаимодействие и взаимопомощь так, чтобы каждый учащийся и группа в целом имели успех в решении коллективных задач; отмечать успехи группы в выполнении трудных работ и успех каждого учащегося в коллективной деятельности, с тем чтобы вызвать у учащихся чувства удовлетворения и радости достигнутым.

Только при выполнении всех этих условий учебная группа станет коллективом, воспитывающим у каждого его члена коллективизм. Но создать такие условия деятельности учащихся нелегко — от преподавателя требуется для этого большая организаторская и педагогическая работа.

Мощный стимул любой работы — соревнование. Однако если только один учащийся соревнуется с другим, такое соревнование может способствовать развитию у них индивидуализма и эгоизма и переродиться в конкуренцию, наносящую большой вред воспитанию коллективизма. Опасность этого всегда возможна и в любой учебной группе. Поэтому очень важно организовать соревнование между группами. В каждой из соревнующихся групп целесообразно и индивидуальное соревнование, но направленное на решение задач своих коллективов. Воспитательное значение сочетания индивидуального и коллективного соревнования для развития коллективизма во многом зависит от того, как организована совместная работа учащихся.

Порядок совместной учебной работы определяется методикой проведения занятий. Однако методика может предусматривать осуществление каждым учащимся только индивидуальной работы над учебным материалом под руководством педагога. На таких занятиях нет общей заинтересованности в успеваемости всей группы, исключается, а иногда и не допускается, даже пресекается взаимопомощь учащихся, не проявляется чувство сопереживания. Поэтому такая учебная работа не может быть названа коллективной и коллективизм в ней не развивается.

Воспитание коллективизма в процессе учебных занятий возможно при одном или совокупности следующих условий: организованном соревновании данной учебной группы с какой-либо другой группой (или группами), в котором учащиеся взяли на себя конкретные обязательства достичь определенных ими показателей усвоения учебного материала темы, предмета или вида обучения;

совместном самостоятельном изучении учебного материала малыми группами, по двое-трое учащихся в каждой, посредством коллективного чтения, обсуждений, решений задач, помощи друг другу в достижении учебной цели занятия;

совместном выполнении малыми группами операционных упражнений, лабораторных и комплексных работ с применением взаимоконтроля и при взаимопомощи;

выполнении совместных производственных работ в составе звеньев и производственных бригад, имеющих единое задание, за выполнение которого дается оценка работы каждого учащегося и всей группы.

Коллектив держится, растет, укрепляется и воспитывает своих членов достижениями и успехами в трудных, но полезных делах. Без таких дел и успехов в них коллектив существовать не может — он превратится в административно созданную группу, не оказывающую никакого влияния на воспитание коллективизма. Поэтому организовать коллектив и ставить перед ним важные задачи — это только начало воспитания у его членов коллективизма. Сущность же этого воспитания — в успешной совместной деятельности. Обеспечивать успех работы ученических коллективов — значит обеспечивать и воспитание у учащихся коллективизма, важнейшего качества личности советского гражданина.

 

· Основные компоненты межличностного восприятия.

Межличностное восприятие это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предметов – в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия (эффект недавности; эффект ореола).

 

Важная особенность восприятия межличностного – не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Исследование роли деятельности совместной в восприятии межличностном – одна из центральных теоретических проблем в этой области психологии социальной. Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие:

 

1) идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия – понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального отожествления с его переживаниями;

4) стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр.

 

Предпринимаются попытки вычленить более универсальные механизмы восприятия межличностного, кои обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор и ограничение информации, что является необходимым условием любого процесса перцептивного. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория диссонанса когнитивного, теория личности имплицитная; но ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы (атрибуция каузальная).

 

В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

 

Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:

 

·познание себя

 

·познание партнера по общению

 

·организация совместной деятельности

 

·установление эмоциональных отношений

 

Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя:

 

·субъект межличностного восприятия,

 

·объект межличностного восприятия,

 

·сам процесс межличностного восприятия.

 

В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

 

Содержание межличностного восприятия.

 

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общин характеристики.

В ситуации знакомства " запускаются" определенные факторы, на основании которых формируется первое впечатление о человеке.

 

Фактор превосходства срабатывает в ситуации неравенства партнеров в той или иной сфере. Фактор превосходства (ошибка неравенства) связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Превосходство человека при первом впечатлении можно оценить из двух источников: одежда человека, его внешнее оформление и манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает).

 

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Т.е., если наш партнер по общению нравится нам внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. Если он внешне не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются: мы считаем его не умным, не интересным, плохим.

 

Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Суть данного фактора в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. Таким образом, те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо.

 

Все эти три фактора охватывают практически все возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях (а такие ситуации встречаются только в специальных экспериментах и совершенно отсутствуют в реальной жизни). Однако в реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

 

В ситуации длительного общения формируется понятия о личности объекта восприятия. Происходит это при помощи механизмов социальной перцепции. Под «механизмами» социальной перцепции понимаются способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

 

В.Г.Крысько классифицирует психологические механизмы, обеспечивающие процесс восприятия другого человека и позволяющие осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу следующим образом: 1) восприятие других людей (стереотипия); 2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).

 

Большую роль в формировании понятия о личности человека играют, так называемые, оценочные стереотипы, актуализирующиеся у лиц, которые по какому-либо поводу вступают с определенным человеком в контакт. Социальный стереотип - упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке, обществе).

 

Стереотипы возникают на основе ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Поскольку опыт общения каждого человека оказывается детерминирован принадлежностью к определенному народу, общественному классу, полу, возрасту, профессии, то оценочные стереотипы представителей разных групп вместе со сходствами включают в себя существенные различия.

 

Следствиями стереотипизации, по Г.М.Андреевой, являются следующие:

 

1. Упрощение процесса познания другого человека; стереотип ведь не обязательно несет оценочную нагрузку, а эмоциональное принятие или непринятие может иметь или не иметь места, но стереотипизация помогает сокращать процесс познания.

 

2. Возникновение предубеждения; ведь на прошлом негативном опыте всякое новое восприятие человека той же группы людей окрашивается неприязнью.

 

Таким образом, механизм стереотипизации играет двойную роль. С одной стороны, он облегчает познание воспринимаемых людей, заимствуя психологические особенности различных общностей и приписывая их оцениваемому человеку, а с другой, приводит к формированию неадекватного образа познаваемого человека, наделяя его типологическими особенностями в ущерб индивидуальным.

 

Идентификация - уподобление себя познаваемому человеку с целью лучшего его понимания, отождествление себя с человеком, «интерпретация» другого человека. В реальном общении между собой люди часто пользуются этим способом: предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

 

Еще один механизм, родственный идентификации - эмпатия. Эмпатия - это сопереживание другому человеку, постижение эмоциональных состояний партнера по общению.

 

Эмпатические переживания могут быть адекватны и неадекватны переживаниям объекта эмпатии. Так, например, чье-то горе вызывает у одного человека страдание, у другого - радость. Одни люди радуются чужому счастью, другие завидуют. Способность к эмпатии возрастает по мере накопления жизненного опыта, а также в случае разительного сходства людей между собой. Главное отличие эмпатии от идентификации заключается в том, что при эмпатии линия поведения другого человека принимается в расчет, к ней проявляется сочувствие, но своя собственная стратегия строится совсем по-другому.

 

Аттракция - представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных» так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

 

К механизмам, при помощи которых можно понимать самого себя относят рефлексию. В межличностном познании рефлексия означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга. Чем шире круг общения, тем больше разнообразных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и о других.

 

Следующий механизм обеспечивает прогнозирование поведения партнера по взаимодействию. Это - каузальная атрибуция. Каузальная атрибуция - означает приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков. Основоположник исследований атрибутивных процессов Ф.Хайдер, связывает данное явление с попыткой «рядового человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, участником которых он является, интерпретировать свое и чужое поведение, что и выступает составной частью межличностного восприятия.

 

Человек использует механизм каузальной атрибуции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. На вопрос о различных типах причин, которые могут быть приписываемы объекту восприятия, на вопрос о том, «откуда» вообще берутся приписываемые причины отвечает развернутая теория атрибутивного процесса, предложенная Г.Келли. В своих исследованиях он доказывает, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

 

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

 

2) в случае пристрастия к обстоятельственной (ситуационной) атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

 

3) при стимульной (объектной) атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

 

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.